Файл: Дидактические методы обучения детей с нарушением интеллекта. Дидактическим методами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Учащиеся получают сведения об объекте из сообщений педагога, а наглядные средства подтверждают или конкретизируют словесные обобщения.

4. Отправляясь от наблюдения школьниками наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непо средственно не воспринимаются.

Выбор того или иного способа сочетаний слова и наглядности зависит от задач обучения, учебного предмета, темы, подготовленности учеников. В связи с тем что умственно отсталые учащиеся не умеют планомерно и полно анализировать объекты и явления, наблюдениями детей нужно руководить с помощью системы вопросов, число которых должно постепенно сокращаться по мере формирования у учащихся умения приобретать знания о внешнем облике объектов и характерных признаках наблюдаемых явлений, а также выделять существенное в изучаемом, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Работа с книгой

Главная цель обучения работе с книгой — это приобретение знаний и в некоторой мере подготовка к самообразованию. Для обучения умственно отсталых школьников работа с книгой рассматривается как самостоятельный метод, поскольку кроме чтения им недоступны такие методы, как изучение, реферирование, цитирование. Рассматривать работу с книгой как метод получения новых знаний весьма проблематично. Скорее она может служить методом закрепления и повторения, систематизации и сообщения знаний. Школьники учатся работать вначале с учебником и обязательной учебной литературой, затем с относительно доступными справочниками и художественными произведениями. В процессе обучения умственно отсталых школьников работа с книгой, в первую очередь с учебниками и учебной литературой, занимает значительное место. Научить умственно отсталых школьников самостоятельно приобретать знания из книги — сложная и важная задача, особенно для выпускников, которые по окончании школы идут работать. Самостоятельное чтение, по сути дела, является для них единственным способом расширить свои знания или получить новые. В соответствии с современными требованиями учебники должны выполнять такие функции, как:

  1. информационную, рассчитанную на просветительский эффект;

  2. трансформирующую, связанную с переработкой и преобразованием знаний;

  3. систематизирующую, обеспечивающую строгую последовательность изложения учебного материала;

  4. закрепления и самоконтроля при усвоении знаний;

  5. стимулирования учебно-познавательных мотивов и потребности в познании;

  6. интегрирующую, способствующую наиболее полному и эффективному использованию всех средств обучения;

  7. развивающе-воспитательную.


Эти функции могут быть реализованы при наличии соответствующего аппарата учебника, с которым школьники целенаправленно работают в процессе обучения разным предметам школьного курса.

Работа с учебником — сложный вид умственной деятельности учащихся, состоящей из осознания ими поставленной задачи, логического осмысления читаемого, установления причинно- следственных зависимостей, анализа смысловой структуры текста. Начинаться она должна с ознакомления с его структурными элементами. Сначала школьники учатся находить название учебника, нужную страницу, иллюстрацию, текст Постепенно они должны узнать все структурные элементы книги, назначение ее, продуктивные способы деятельности с текстами, иллюстрациями. Учащихся необходимо научить рациональным приемам работы с аппаратом учебной книги: введением, оглавлением, шрифтовыми выделениями, заголовками, абзацами и др. Это помогает школьникам найти необходимые сведения, создает условия для самостоятельной учебной работы. Не менее важно сформировать у них умение правильно и быстро ориентироваться в учебнике, т. е. находить нужный текст, задания и вопросы к нему, иллюстрации и схемы, способствующие пониманию читаемого. Следует также обратить внимание детей на образцы выполнения задания или упражнения, разобрать их. Это способствует формированию навыков самоконтроля.

Умственно отсталым детям трудно читать. Поэтому весьма значим подбор методов и приемов, способствующих формированию сознательного чтения: знакомство с натуральными объектами, наблюдения и практические работы, объяснения учителя, экскурсии, словарна работа и т. д. Сознательному восприятию текста способствуют также разные виды чтения: объяснительное, выборочное, повторное и др. Основное внимание должно быть уделено формированию у учащихся умения анализировать текст учебника, выделять существенное из прочитанного.

Игра как метод обучения

Подробно исследованная в дошкольной педагогике игра как метод обучения активно задействуется для всестороннего развития личности ребенка на занятиях во всех группах детского сада. В школе в зависимости от учебного предмета различают дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, моделирование реальных ситуаций как усложненный вариант сюжетно-ролевой игры и др.

В коррекционной школе VIII вида в основном используются дидактические игры, в определенной мере разработанные для младших классов на уроках математики, русского языка, труда, рисования, физкультуры. Однако роль и место игр, в том числе и дидактических, в повышении эффективности обучения учащихся старших классов пока еще мало изучены.



Дидактические игры чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного, а иногда и на этапе подготовки к усвоению нового материала. Они сочетаются с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдениями, упражнениями. Место и характер любой игры диктуются изучаемой темой, составом класса, подготовленностью детей. Использование игр позволяет заинтересовать их, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения.

В младших классах важное место занимают игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умения ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр у учащихся развивается речь, формируются количественные и временные представления, счетные навыки, расширяется кругозор.

Игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие учащихся при соблюдении ряда условий:

  1. они должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе;

  2. их следует тесно связывать с программным материалом и темой урока, подбирать с учетом психофизических и возрастных особенностей школьников;

  3. детей нужно подготовить к игре — объяснить ее правила, сюжетную линию, конечную цель;

  4. учитель должен руководить игрой, дифференцированно помогать детям, при необходимости вместе с ними исполнять игровые действия;

  5. все типы игр требуют хорошего оснащения.

Упражнения

Упражнения как практический метод применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Они весьма разнообразны и используются при обучении школьников разным учебным предметам. В зависимости

от целей обучения различают упражнения обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные);

от местаоформления работы — классные и домашние;

от формы словесного выражения мысли — устные и письменные;

от мыслительных операций, которые они требуют от ученика, — аналитические, аналити-косинтетические, синтетические.

Встречается также классификация упражнений по степени самостоятельности их выполнения. Это упражнения, в которых воспроизводится усвоенный материал; работы по применению знаний в новых условиях; творческие работы.

Кроме того, для каждого предмета характерны свои упражнения, вызванные его спецификой. Так, на уроках русского языка используются грамматические и орфографические упражнения; для уроков математики характерны решения задач и примеров, а также построение чертежей; для уроков географии и истории — работа с картами; на уроках физкультуры имеют место общеразвивающие упражнения, ритмические, дыхательные; на уроках труда — ознакомительные и тренировочные упражнения для отработки двигательных приемов и т. д.


Упражнения сочетаются с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой, лабораторной работой, применяются при работе с учебником.

Эффективность упражнений зависит от соблюдения ряда требований. Важнейшим из них является сознательное выполнение учащимися задания. Это весьма сложная задача для умственно отсталых детей, поскольку нарушения в высшей нервной деятельности у учащихся относятся прежде всего к их аналитико-синтетической способности, от которой зависит полнота понимания учебного материала, т. е. глубина обобщения, полнота отражения связей изучаемого и наблюдаемого материала. В связи с этим очень важны педагогические приемы, требующие сопоставления, установления сходства и различия, подводящие учащихся к пониманию конкретной задачи, актуализирующие их знания и опыт, пробуждающие заинтересованность к предложенной работе, а также формирующие у школьников интерес к учебной деятельности. Постепенно ученики должны усвоить, что сначала нужно прочитать задание, вспомнить, на какое оно правило, найти и прочитать это правило, посмотреть образец выполнения задания, в случае затруднений обратиться за помощью к учителю, и только после этого приступить к выполнению задания, контролируя правильность своей работы.

Не менее важно соблюдать определенную последовательность в подборе упражнений. Это требование в первую очередь проявляется на пропедевтическом этапе обучения русскому языку, математике, рисованию, труду, при выборе упражнений, направленных на развитие зрительного восприятия и пространственных представлений, движений руки. На уроках русского языка особое внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию фонематического восприятия и правильного произношения, которые являются основой для выработки навыков чтения и письма. Сформированные в ходе разных упражнений знания и умения служат фундаментом для дальнейшего обучения.

Переход от легкого к трудному осуществляется постепенно, маленькими «шагами», в тесной взаимосвязи с ранее изученным. Это относится как к материалу упражнений, так и к формулировке заданий. Например, на уроках русского языка полученные знания сначала применяют к отдельным словам. Отработанные слова включаются в предложения, затем в текст. Задания к упражнениям также предельно расчленяются. Каждое новое для учащихся задание выполняется отдельно, а затем в сочетании с заданиями, выполненными ранее.


Упражнения должны использоваться в определенной системе с постепенным повышением уровня сложности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении. При этом обязательно повторение упражнений определенных типов на ограниченном учебном материале, чтобы приобрести определенные умения.

Наряду с этим следует стремиться к разнообразию упражнений, чтобы избежать механической работы детей и сформировать у них умение применять полученные знания вначале в условиях, приближенных к предыдущим, а затем в новых. Однако замедленный темп работы умственно отсталых детей, трудности переключения ограничивают число видов упражнений на одном уроке.

Упражнения на закрепление должны быть направлены на развитие самостоятельности учащихся. Сначала учитель показывает действия или приемы выполнения заданий, а затем руководит им. Постепенно помощь учителя сокращается, и учащиеся работают самостоятельно, контролируя самих себя. Однако помощь учителя возможна и в этом случае.

Метод упражнений дает возможность организовывать индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся, что выражается в степени сложности задания, его объеме и характере помощи. Желательно предлагать учащимся упражнения, способствующие развитию инициативы и творчества. Это изложения и сочинения на уроках русского языка, упражнения, требующие выбора наиболее рационального пути решения задач на уроках математики, и т. д.

Упражнения должны быть связаны с жизнью, практической деятельностью учащихся. Материалом для них могут быть уроки труда, социально-бытовой ориентировки, экскурсии на производство.

Лабораторные работы

Лабораторные работы, относящиеся к группе практических методов, в основном применяются для приобретения новых знаний, но могут использоваться и для их закрепления. В процессе обучения они сочетаются с беседой, объяснением, наблюдением, демонстрацией, чаще всего на уроках естествознания, географии, труда, математики, развития речи.

Проведение лабораторных работ и демонстрация опытов учителем позволяют показать учащимся связи единичного в целом и общего в единичном, помогают им разобраться в классификации и дифференциации объектов, способствуют воспитанию целенаправленного наблюдения, умению выделять существенные признаки и свойства, делать выводы на основе результатов опытов. Лабораторные работы могут проводиться после сообщения учителем теоретических знаний и служить подтверждением сказанному. Возможен и другой вариант, когда учащиеся приобретают знания на основе проведенных опытов, а выводы и обобщения делают под руководством учителя.