ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1об-МИИ_ФП/22 Ян Сыци
Отечественная война в искусстве
В войну 1812 г. было уничтожено более 70% всего городского жилого фонда – тысячи домов и более сотни церквей. С 1816 г. начались восстановительные работы. Предстояло воссоздать кремлевские башни и поврежденные пожаром важные общественные здания (Университет, Благородное собрание и др.), многие дворцы и особняки. Вместе с тем надо было заново создавать площади, трассировать улицы, по возможности устраняя их прежнюю хаотичность. При восстановлении Москвы проявилась главная тенденция развития русской архитектуры, основанная на новых градостроительных принципах, предусматривающих, что ансамбли формируют структурную ткань города, а город в целом должен представлять собой, в идеале, систему ансамблей.
Вместо сгоревших особняков и усадеб после 1812 года в Москве строились жилые дома, обязательно расположенные по красным линиям улиц, причем характер застройки строго регламентировался, чтобы не нарушать соответствие домов друг другу и общей застройке улицы. Характерными и ценными примерами жилых сооружений послевоенной Москвы являются крупный дом Лукиных на Никитском (ныне Суворовском) бульваре; дома, выстроенные А. Г. Григорьевым на Пречистенке; дом Лопухина-Станицкой (ныне музей Л.Н. Толстого).
В 1814 г. столица торжественно встречала героические русские войска, освободившие Европу от тирании Бонапарта. Для этой встречи на западной границе Петербурга были возведены Триумфальные ворота и трибуны для ликующих граждан (архитектор Д. Кваренги). Начался новый этап в строительстве столицы. Петербургу надо было придать вид, достойный государства, одержавшего всемирно-историческую победу в борьбе с агрессором.
В 1813 г. в Казанском соборе (архитектор А.Н. Воронихин) был погребен М.И. Кутузов, и здание стало своеобразным памятником побед русского оружия. Позднее перед ним были установлены монументы М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли (1832-1837 гг. скульптор Б.И. Орловский, архитектор В.П. Стасов). Эти два памятника идейно и композиционно тесно связаны друг с другом. В образах Кутузова и Барклая скульптор представил начало и завершение Отечественной войны 1812 г. Эти памятники способствуют композиционной целостности предсоборной площади и подчеркивают идейно-патриотическое предназначение ансамбля как мемориального памятника Отечественной войны 1812 г. В соборе были собраны почетные военные трофеи: 107 захваченных знамен и штандартов, ключи от 8 крепостей и 17 городов, жезл французского маршала Даву.