Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
КАРАГАНДИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А. БУКЕТОВА
Факультет «Физико-технический»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Культурология»
на тему: «Развитие казахского искусства: живопись, скульптура, архитектура, опера, балет, музыка, драматургия Казахстана в ХХ веке.
Выполнил: студент 2 курса БЖДР(дот)-207 с/п
Башарин Евгений Александрович
Проверила: Сейфуллина Галия Рустембековна
Рахимбекова Жансая Шенгелбаевна
Караганда, 2023
Содержание
Введение
-
Основная часть
-
Развитие музыкального творчества -
Развитие изобразительного искусства в Казахстане -
Театр в жизни казахстанского общества -
Кинематограф в Казахстане -
Казахская литература
Заключение
Литература
Введение
На всем протяжении многовековой истории разных стран и народов культура выступала ключевым фактором человеческой жизни. Именно эта сложнейшая совокупность нравственных и духовных ценностей и традиций, идеалов и обычаев людей обеспечивала, в конечном счете, устойчивость развития социальных организмов – государств, наций, народов. Отсюда вполне закономерно то внимание, которое международное сообщество уделяет феномену культуры как стабилизационному механизму в развитии человека и человечества.
В связи с тем, что Казахстан с течением времени стал Родиной для многих этносов, возрастает значение детального исследования культурного прошлого их представителей. Тем более, что «ни на одном историческом отрезке времени не получила практического воплощения проблема реализации насущных потребностей национальных культур государства, его населяющих»
Обращение к культурным прошлым этносам Казахстана актуально и потому, что предъявляемые требования к современному воспитанию подрастающего поколения содержат идеи построения его на лучших достижениях культуры, обращения к национальным истокам.
Культура Казахстана в начале ХХ века — это всеобщее образование, реформа языка и издание литературы, создание шедевров живописи и музыки.
В начале ХХ века в Казахстане начался путь к преодолению культурного диктата Российской империи. Интересно, что эти процессы были инициированы самой имперской властью. В это время на первый план вышел национальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, начала развиваться национальная школа. Так создавалась культура Казахстана. Прежде всего рассмотрим базовую составляющую в духовном развитии каждой страны — образование. В этом отношении культура Казахстана ХХ века ознаменовалась рядом значимых реформ сначала в рамках Российской империи, а позднее в Советском Союзе.
Становление нового образования началось с таких событий:
Появилась смешанная школа — русско-казахская (1906).
Религиозный характер образования стал постепенно меняться на светский.
Параллельно развивалась и преображалась культура казахского народа. Общий ее уровень стал выше благодаря формированию национальной школы, доступности и обязательности образования. Но с переходом на кириллицу была разорвана связь с арабской культурой.
1. Основная часть
1.1. Развитие музыкального творчества
Казахская музыкальная культура XX в. представляет собой совокупность видов творчества, характерных для музыкальной жизни эпохи. Синхронно существуют две группы: 1) традиционные виды творчества, имеющие связи с этническими традициями; 2) новые виды творчества, включающие опыт европейской музыки.
В первую группу входят фольклорное и народно-профессиональное творчество устной традиции (песенное и инструментальное), существовавшее задолго до наступления современного этапа. Традиционное искусство устной, бесписьменной традиции по самой своей природе, по методам и формам отражения действительности глубоко отлично от письменной культуры и профессионального музыкального творчества нашего времени.
Вторая группа видов творчества начала свое развитие с 1920-х гг. Они названы новыми, т.к. в них впервые осваивался опыт европейской музыки. К этим видам творчества относятся композиторское, исполнительское, массовое творчество. Их признаки вызревали еще во второй половине XIX в.: распространялся европейский инструментарий (баян, скрипка, пианино), использовались европейские жанры (марш, вальс, романс). Однако новые формы культуры появились все же «извне». Это был один из важнейших сдвигов в истории культуры казахского народа, сравнимый по влиянию на будущее с внедрением в казахскую степь ислама.
История музыки двух последних эпох демонстрирует широкое значение музыкальных универсалий в конкретной музыкальной культуре. Так, например, жанры вальса и танго, имеющие конкретно национальное происхождение, получили развитие в других национальных культурах. Аналогичен процесс универсализации джазовой традиции. Внедряясь в национальные культуры, она стала своеобразным наднациональным явлением, не теряя при этом афроамериканских корней.
По ряду признаков во второй половине XIX – начале XX веков музыкальное искусство казахского народа переживало период «наивысшего расцвета профессиональной культуры». Именно в этот период каноническое искусство акынов (певцов импровизаторов) и кюйши (композиторов-инструменталистов) раскрывает новые горизонты творчества.
Вероятно, причины расцвета профессионализма следует искать в социально-политических условиях, изменениях культурной жизни, прежде всего, зарождении образовательной системы, в интенсификации культурного обмена с народами России. И всё же до 1920-х годов казахская музыка сохраняет сущностные черты: она остаётся практически исключительно устной, монодийной, сольной; песни и кюи исполняются и передаются носителями традиционного типа (акыны, салы, сере, кюйши, жыршы и пр.).
Имена лучших певцов сохранились в народной памяти, их песни дошли до наших дней и пользуются огромной популярностью. Особенно заметный след в песенной культуре оставили такие композиторы-певцы, как Биржан Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов, Мухит Мералиев, Ахан-серэ Корамсин, Балуан Шолак, Кенен Азербаев.
В начале ХХ века музыкальное искусство представлено творчеством таких народных поэтов-песенников: Нурпеиса Байганина; Жамбыла Жабаева; Естая Беркимбайулы; Акана сере; Кенена Азербаева; Исы Байзакова; Токтара Амренова; Балуана Шолака; Укили Ибрая. Все они были не только исполнителями, но и композиторами. К их числу причисляют и Дину Нурпеисову — талантливую домбристку-импровизатора, последовательницу Курмангазы, автора кюя «Конил ашар».
Одним из выдающихся певцов-композиторов второй половины XIX, начала XX столетия был Ахан-серэ. Он прожил жизнь полную приключений – участвовал в скачках, айтысах, увлекался охотой.Акын надеялся, что народ не забудет его имя и песни останутся жить после смерти. Множество прекрасных песен сочинил Ахан-серэ. Среди них «Мақпал», «Сырымбет», «Ақтокты», «Кербез сулу», «Балқадиша», посвящённые девушкам; о верных скакунах «Маңмаңгер», «Құлагер».
Талантливые казахские исполнители – кюйши – создали много замечательных кюев.
Дошедшие до нас из глубины веков – кюи-легенды «Аққу» («Лебедь»), «Нар идірген» («Доение верблюдицы»), «Қорқыт» (имя прародителя музыки), «Ақсақ қыз» («Хромая девушка»), «Ақсақ құлан» («Хромой кулан»). Народ сохранил в своей памяти имена выдающихся представителей инструментальной музыки. Это – Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбет Казангапов, Дина Нурпеисова и другие.
Своё дальнейшее развитие песенная и инструментальная музыка получила в творчестве казахстанских композиторов XX века. Среди них: Е. Г. Брусиловский, Л. А. Хамиди. М. Тулебаев, А. К. Жубанов, Г. А. Жубанов.
Народно-профессиональные песни и кюи мы встречаем в их операх, симфониях, симфонических и инструментальных произведениях.
Е. Г. Брусиловский много лет прожил в Казахстане. Занимался педагогической и общественной деятельностью. Он – автор первых казахских опер «Кыз Жибек», «Ер-Таргын», «Дударай», симфонии «Сары-Арка», балет «Козы-Корпеш и Баян сулу» и ряд других произведений.
А. К. Жубанов – композитор, дирижёр, музыковед, педагог. По его инициативе при музыкально-драматическом техникуме был организован научный кабинет и экспериментальная мастерская по усовершенствованию народных инструментов. Жубанов создал оркестр казахских народных инструментов. Написал много исследовательских работ, посвящённых национальной музыкальной культуре.
2.1. Развитие изобразительного искусства в Казахстане
Культура Казахстана в начале 20 в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил.
Профессиональные станковые формы изобразительного искусства Казахстана — живопись, скульптура, графика — сложились в 1920-х гг. XX в. До этого времени не было единого художественного центра; художники работали разобщенно. В развития и организации национального искусства художественного образования в республике велика заслуга русских художников, среди которых Н.Г.Хлудов. Он учился в Одесской рисовальной школе, затем в Петербурге у художника Н.Гоголинского; с 1879 г. до конца своей жизни жил и работал в Верном (Алма-Ата). В 1920 г. были созданы художественные мастерские, объединившие группы художников (Н.Хлудов, А.Пономарев,
Творчество первых казахстанских живописцев, получивших образование в России, достигло высокого художественного уровня и занимает особое место в казахской и мировой культуре XX века. Это позволяет делать обоснованные выводы о серьезных достижениях русской художественной школы. Опыт приобщения казахских художников к традициям русской художественной школы через образовательную систему высших учебных заведений России заслуживает пристального и обстоятельного анализа. Современное изобразительное искусство Казахстана развиваясь на основе богатого национального художественного наследия, продолжает сохранять преемственность традициям высокого реализма русской художественной школы.
Для процесса формирования живописи Казахстана большое значение имели черты народной психологии, народного сознания и чувствования жизни. Непрерывные во времени песенные традиции казахов ярко говорят о постоянном образном сопоставлении событий, характеров героев с образами природы.
Наследуя эту традицию, молодое изобразительное искусство республики, в частности, живопись, начинается с прямого обращения к образу родной земли пейзажами первых национальных художников А. Кастеева и А. Исмаилова. Через созданный ими образ природы с непременными сценами из жизни ее людей формируется лирико-эпическая интонация станковой картины.
Категория времени становится важной составляющей особой поэтики национальных мастеров. Извечный круговорот событий приобретает другую интерпретацию в творчестве основателя романтической линии пейзажной живописи Казахстана – А. Исмаилова .
Важную роль в развитии художественного образования имела выставочная деятельность, а также основание в 1935 г. в Алма-Ате Казахской государственной художественной галереи (ныне Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева). Задача галереи — собрание и популяризация произведений национального, русского и зарубежного искусства. В январе 1939 г. в залах Художественной галереи открылась выставка, на которой было представлено более двухсот пятьдесяти произведений художников республики. Развернулась творческая дискуссия — первая дискуссия художников Казахстана.
Эпохальным событием стал I съезд художников Казахстана (24 июня 1940 г., Алма-Ата). На съезде отмечались достижения Оргкомитета Союза художников Казахстана; вместе с тем подчеркивалось, что перед художниками республики стоят задачи повышения профессионального мастерства, улучшения работы с одаренной национальной молодежью. К тому времени в Казахстане уже сложился костяк национальных художников-живописцев.
В отличие от живописи в области скульптуры было мало региональных художников, которые могли бы эффективно повлиять на ее становление. В конце 1930-х годов в Казахстане, в г. Алма-Ате работали несколько русских скульпторов, имевших высшее специальное образование. Они выполняли в основном официальные заказы (главным образом, портретные бюсты), да и то в ограниченном количестве. Первым профессиональным национальным скульптором стал Хакимжан Наурызбаев - с этого имени началось формирование скульптурной школы в Казахстане. Как и в живописи, начальный этап ее развития связан с реалистическим