Файл: Реферат по дисциплине Культурология на тему.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
методом и в плане образовательной подготовки, и в творческой практике.

При всем разнообразии стилистических разработок, даже в самых смелых экспериментах в творчестве казахстанских скульпторов неизменным остается классическая основа строения скульптурной формы с ее нацеленностью на пластическое развитие, исходящее из характера внутреннего конструирования, а не под влиянием каких-либо других внешних факторов.

Следующему, более молодому поколению казахстанских скульпторов, вышедших на художественную арену в конце 1980-х - 1990-е годы свойственно иное, чем в классической пластике видение массы материала. Они стремятся к ее наибольшей «облегченное™», буквально конструируя внутреннюю структуру образа, превращенную в выразительный пластический иероглиф. Многие художники работают преимущественно в материале (бронза) — это Э. Казарян, Ш. Толеш, Д. Тулеков. Образы, созданные этими авторами, олицетворяют сложное перерождение конкретнореального в фантастически «подвижное» воображаемое.

Скульптура становится одухотвореннее и свободнее. Теряя массу и вес, она может развиться в декоративно-станковый, почти ювелирный объект, висеть на стене или в воздухе, превращаться в графический символ или знак, тем самым, полностью нарушая свою собственную природу.

Скульптура Казахстана развивается как в монументальном, так и в камерном направлениях. Монументальная пластика, проводящая в жизнь государственную идеологию, напрямую связана с официальным заказом. Активное развитие этого направления с начала 1990-х годов обусловлено обретением страной суверенитета и независимости. Этот период характерен новым этапом формирования национальной идентичности, что напрямую отразилось в монументальных памятниках нового времени.

Казахстанская скульптурная школа по интенсивности развития, разнообразию авторских позиций, яркости и оригинальности художественно - пластических разработок является уникальной в Центрально-Азиатском регионе.

3.1. Театр в жизни казахстанского общества
До середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбургского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кзыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.


Во второй половине 20-х г. XX века зарождается профессиональное искусство.

Первый театр открылся в 1926 г. в г. Кзыл-Орде. Театральная труппа состояла из известных актеров- самородков. В эти же годы А.Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных залах Москвы и ряда европейских городов. Накануне войны появилось еще несколько театров - Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы. Творческая интеллигенция республики работала под жестким идеологическим контролем партийных органов. Несмотря на успехи в развитии культуры, проблемы духовного возрождения оставались и тени.

В начале 1930-х активно развивается театральное искусство. В Кызыл-Орде открывается первый профессиональный театр. В нем работают такие режиссеры и актеры, как З. Атабаева, М. Ауэзов, К. Жандарбеков, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, Ж. Шанин и пр. Позднее был открыт Казахский академический театр драмы, Корейский театр и Уйгурский музыкально-драматический театр.

Из учебных заведений особую роль в создании Казахского национального театра сыграл Казахский институт народного образования. Один из первых спектаклей был сыгран для делегатов I съезда Советов Казахстана, открывшегося в Оренбурге 4 октября 1920 г. Инициатором постановки спектакля, явился культотдел Кирревкома. Именно в этом спектакле играл тогда Серке Кожамкулов, незадолго до этого переехавший в Оренбург и поступивший в институт народного образования. Постоянный кружок в институте народного образования образовался в 1922 году, активными участниками которого стали будущие актеры Казахского театра Капан Бадыров и Елюбай Умурзаков, приехавшие на учебу в Оренбург. 22 ноября 1925 г. в Наркомпросе Казахской республики состоялось совещание по вопросу о национальном театре. Было решено пригласить уже известных на тот период артистов, игравших в местных театрах республики. Был составлен список из 23 человек, которых, собственно планировалось пригласить в столицу для работы в республиканском театре. Однако отозвались не все, и приехало тогда всего 7 человек. Во многом сказалось неверие в перспективность театральной деятельности, тем более, что многие артисты-любители уже начали профессиональную карьеру на другом поприще.

О национальном содержании казахского театра говорил и М. Ауэзов, стоявший у истоков его образования. По его убеждению, театр должен быть «зачат в чреве матери», чьи целительные соки дали ему живительные силы. И только через материнские истоки родной истории, через эпическую цельность и народную мудрость нравственных идеалов казахского фольклора он придет к постижению революционного пафоса социалистических преобразований республики».



Первой пьесой, поставленной Казахским театром стал «Енлик-Кебек» в 1926 г., после которого был дан большой концерт. Несмотря на то, что в первый сезон было поставлено немного спектаклей, и посещаемость оставалась низкой, театр вызывал неподдельный интерес среди зрителей. Весной театр выехал в гастрольную поездку по республике, которая продолжалась 3 месяца. Театральная труппа побывала в таких крупных городах, как Туркестан, Чимкент, Аулие-Ата и др., выезжала и в аулы.

На сцене Казахского драматического театра ставились пьесы, как казахских драматургов, так и переводных русских и других авторов. Среди них – «Хлеб» В. Киршона, «Мой друг» Н. Погодина, «Аристократы» Н. Погодина, «Мстислав удалой» Б. Прута, «Майдан» Б. Майлина, «Борьба» К. Байсеитова и А. Шанина, «Шахта» Ж. Шанина, «Турксиб» И. Жансугурова. В 1932 г. режиссер Я. Танеев поставил пьесу М. Тригера «Подводная лодка». Позже в театр был приглашен другой режиссер М. Насонов, однако на отдельные постановки Наркомпросом приглашались режиссеры и Алма-Атинского русского театра.

Большую роль приобретало балетное искусство. Впервые казахский балет «Калкаман Мамыр» дебютировал в 1938 г. Спустя более 10 лет был поставлен второй балет В.В. Великанова «Камбар и Назым». Постепенно новое для республики балетное искусство вставало на «уверенную ногу» и казахстанские зрители смогли увидеть мировые балеты «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Раймонда», «Эсмеральда», «Спящая красавица», «Медный всадник» и др.

Театральное искусство Казахстана в условиях строжайшего государственного контроля, смогло добиться высоких результатов – снискать заслуженное признание зрителей, вырастить плеяду всемирно известных артистов, поднять на уровень выше одно из направлений казахстанского искусства.

4.1. Кинематограф в Казахстане
Зарождение и развитие кинематографии в Казахстане исторически, как известно, было связано с утверждением социализма в стране. Однако кино тогда пропагандировалось не только в качестве современного культурного направления, но одновременно использовалось в целях политической пропаганды среди широких масс народа основ зарождавшегося строя. Все более укрепляясь, киноискусство приобретало идеологические формы. Оно не просто стимулировало советских граждан на «самоотверженный» труд, но воспитывало в них огромный дух патриотизма и преданности к существующей власти в стране. Однако господствовавшая регламентация в идейном и тематическом направлении духовной жизни общества не позволяла ей развиваться в полной мере согласно естественным законам жизни и творчества. Уходили в прошлое сюжеты исторической давности, уступая место эпизодам современной советской жизни. Несмотря на то, что первый казахский художественный фильм «Амангельды» появился в 1938 году, тем не менее киноведы считают, что в 30-е годы еще не было казахского кинематографа. Кроме того, фильмы «Мятеж» (1928 г.), «Песни степей» (1930 г.), «Джут» (1931 г.), «Тайна Каратау» (1932 г.), «Вражьи тропы» (1935 г.), появившиеся еще до «Амангельды» и «Райхан», также были сняты российскими кинематографистами и поэтому «не могут считаться собственно произведениями казахстанского республиканского кинематографа»


Казахстанское киноискусство было представлено такими произведениями, как «Кыз Жибек», «Конец атамана», «Материнское поле». Казахстан славился целой группой блестящих исполни-телей-киноартистов - Нурмухан Жантурин, Асанали Ашимов, Идрис Ногайбаев и другие. Большую популярность у молодежи приобрели музыкальные ансамбли «Досмукасан», «Айгуль», «Ариран».

В середине 1970-х годов кинематографисты Казахстана столкнулись с острым творческим кризисом. Практически небольшой успех имели фильмы «Щит города», «Погоня в степи», «Целина», «Серебряный рог Алатау», «Кровь и пот», «Гаухартас» и другие. Основными причинами неудач стали ориентация на конъюнктурную тематику, отсутствие оригинального замысла и режиссуры.

В конце 1980-х годов в национальное кино пришло новое поколение кинематографистов, у которых имелись свои художественные и идейные принципы. Некоторые их работы отмечались новизной творческого подхода, социальной напряженностью и стали заметным событием в культурной жизни республики. Это «Конечная остановка» (реж. С. Апрымов), «Волчонок среди людей» (реж. Т. Теменев), «Султан Бейбарыс» (реж. Ф. Мансуров). Острой проблематичностью, правдивостью выделяются последние работы кинодокументалистов О. Рымжанова, С. Азимова, А. Шажимбаева.

Во многом достижения культуры в этот период оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, произошли позитивные перемены в области образования, науки и культуры: открылась Академия наук, появились профессионально подготовленные кадры, строились новые театры, а с другой - партийный диктат мешал свободному творчеству, массами порождая конъюнктурные вещи.

5.1. Казахская литература
А.Букейханов в начале XX в. отмечал: «В еще недавно поголовно безграмотной степи, ныне встречаются ученые типа Науана, окончившие высшие мусульманские школы в Самарканде, Бухаре, Константинополе, Казани, и других мусульманских центрах. Трудно сказать, какой пррцент казахов грамотен, так как обучение ведется тайно, и сведения не подаются в статистическую литературу».

Составной частью культурной революции большевиков были алфавитные реформы. За годы культурной революции по велению центра казахам трижды приходилось менять письменность: в начале - с арабского на латинский, затем - с латинского на кириллицу (1930, 1937 гг.) Не хватало ни учителей, ни учебных пособий, не говоря уже о том, что в своей основной массе преподавательский корпус подвергался различным гонениям.

Культурная революция была придумана не для того, чтобы поднять грамотность народа, а скорее, для того, чтобы вырастить «нового человека»; т.е. «манкурта».


Искусство и литература Казахстана имеют богатое наследие тысячелетней культуры кочевников Центральной Азии. Литература 20-30-х г. XX века богата яркими творцами (Ж. Аймауытов, М.Жумабаев, С Торайгыров, А.Байтурсунов, Ш.Кудайбердиев, а позднее - Б.Майлин, И Жансугуров, С.Сейфулин и т.д.)

Крупным явлением в казахской литературе 30-40-х гг. XX века стали пьесы, повести и роман-эпопея М.Ауэзова В послевоенный период художественная литература обогатилась творчеством нескольких поколений писателей. Успехом пользовались книги О.Сулейменова, И.Есенберлина, А.Кекильбаева, М.Шаханова, О.Бокеева и др.

Основными достижениями национальной драматургии в 40-50 годы стали пьесы на историко-биографические и легендарно-эпические темы. Многие из них вошли в золотой фонд национальной драматургии и стали классическим образцом этого жанра. Развитие национального театрального искусства тесно связано с этими произведениями.

В XX веке, с приходом советской власти, стали популярны традиционные социалистические темы, восхваление партийных правителей. Во время Великой отечественной войны поэты писали патриотические поэмы и стихи, о солдатах и героях фронта. А во второй половине XX века писатели стали создать крупные романы, развивали драматургию, и даже осваивали темы научной фантастики. Таким образом, казахская литература XX века влилась в общемировые тенденции, и сохраняет этот курс по сей день.

Заключение
Культура Казахстана в начале ХХ века переживает всплеск и расцвет. В этот период закладываются основы образовательной системы, национальной литературы, проходит этап становления казахский язык, происходит выбор письменности. Активно издаются национальные альманахи и газеты, которые становятся средством просвещения и распространения казахской культуры.

К особенностям культуры того времени можно отнести следующие: утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма; активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. В годы войны, впервые после революции, происходит освоение более глубоких пластов культуры.

Творчество художников поколения середины XX века прорастало на казахской земле, черпая истоки мастерства, глубину переживания общения с натурой в традициях русской художественной школы, сложившейся во второй половине XIX века. Эти традиции адаптировались к исторической ситуации, к идеям новой эпохи, формируя особенности советской художественной школы, подхватившей гуманистические идеалы русского искусства. Русская художественная школа, адаптировавшая национальные формы, содержание, ментальность способствовала развитию станковой живописи Казахстана. В станковой живописи Казахстана появились новые сюжеты, жанры, образно-живописный строй, творческие манеры, не характерные для традиционного искусства. В 50-60-е годы в казахском изобразительном искусстве происходил процесс активного развития реалистического метода. Реализм как устойчивая традиция русской художественной школы с его наглядной убедительностью, ориентацией на натуру и