Файл: Причины и условия возникновения логики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Истоки логики

Оглавление

Введение

1. Причины и условия возникновения логики

2. Истоки логики

3. Учение Сократа

4. Учение Платона

5. Логика Аристотеля

6. Развитие логики как науки учениками и последователями Аристотеля.

Вывод

Список литературы

Введение

В повседневной жизни логически мыслить присуще любому живому существу, наше мышление и разум подчинены определенным житейским правилам, все наши действия - это реакция на что-то или кого-то, причем сама реакция определяется логическим выводом из сложившейся ситуации. Самые первые желания человека: желание пищи, воды и крова обусловлены первобытной логикой: необходимостью жить и выживать в любых условиях. Логика послужила одним из толчков к развитию человечества.

Изучению логического мышления посвящена целая отдельная наука. Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, то логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Так как мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений.

Логика как наука зародилась в древней Греции. Самое раннее упоминание логической проблематики можно найти в сочинениях Парменида Элейского и Гераклита Эфесского. Основателем логики считается древнегреческий философ Аристотель. Он впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. Его цикл сочинений «Органон» состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения». После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.

1. Причины и условия возникновения логики

Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связан­ную с историей развития общества в целом.


Отметим, что возникновению логики как теории предшествовала практика мышления. С развитием трудовой, материально-производственной деятельности людей шло постепенное совершенствование и развитие их мыслительных способностей, прежде всего способности к абстракции и умозаключению. А это неизбежно должно было привести к тому, что объектом исследования стало само мышление с его формами и законами.

Постепенно складывается более или менее стройная система логи­ческих знаний, оформляется самостоятельная наука. Есть две причины возникновения логики. Одна из них — зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теорети­ческом мышлении, предполагающем умозаключения и доказатель­ства. Отсюда — необходимость исследования природы самого мыш­ления как средства познания. Другая, еще более важная причина, что особенно полезно знать юристам, — это развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегречес­кой демократии. Величайший римский оратор и ученый Цицерон, говоря о могуществе оратора, обладателя «бо­жественного дара» — красноречия, подчеркивал: «Он может безо­пасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ро­пот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела».

По словам Цицерона, Греция «поистине пылала страстью к красноречию и долгое время им славилась...». Не случайно, что именно Древняя Греция стала родиной логики как науки, это своеобразное «греческое чудо».
2. Истоки логики

Одним из первых учений о логике было учение Ксенофана о всеединстве (существует только единое неподвижное бытие, множественность вещей и их движение есть лишь обманчивая видимость), оно было в дальнейшем развито Парменидом Элейским, который в своей поэме "О природе" выступает с защитой этого положения и говорит о единой неделимой материи, вечной, неизменной, неподвижной. Отстаивая положение, что материя всегда остается равной себе и вечно пребывает в одном и том же состоянии, Парменид впервые дает метафизическую формулировку логического закона тождества: бытие есть, небытия нет.



Ученик Парменида Зенон Элейский выдвинул знаменитые аргументы против движения и множественности вещей. Заслуга Зенона в том, что он первый вскрыл противоречивость движения и сделал попытку выразить эту противоречивость в понятиях. Но, показав противоречивость понятия движения, он отверг движение материи. В истории логики он особенно известен своими апориями (греч. aporia - тупик, недоразумение, затруднительное положение). Наиболее популярными являются апории "Ахилл и черепаха", "Дихотомия", "Стрела", "Стадий.

В элейской школе впервые в Древней Греции мы встречаем логическую форму доказательства в виде цепи дедуктивных умозаключений. Таковы рассуждения Ксенофана и Мелисса, приводимые в сочинении "О Мелиссе, Ксенофане и Горгии", такова аргументация Парменида в его поэме "О природе».

В противоположность элейскому учению о вечном, неизменном и неподвижном бытии Гераклит Эфесский выступает с учением о всеобщем движении и изменении, источником которого являются единство и борьба противоположностей. В известном изречении Гераклита говорится, что наш материальный мир единственно существует, кроме него нет другого, потустороннего, мира, мир не создан никем, он всегда был, есть и будет "вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим". Мир Гераклит понимает как единое целое, все части которого находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Это единое сущее находится в непрерывном изменении. Все течет, ничто не пребывает без движения и изменения.

Дальнейшее развитие индуктивного метода наблюдаем у Сократа. Он использовал индукцию для поиска общего на пути восхождения от единичных высказываний в повседневной жизни, бытовых разговорах к все более общим понятиям. Он разграничил индукцию и сравнения. Вторым способом исследования, которым пользовался Сократ в беседах, является определение (дефиниция) понятий, то есть процесс все более точного выяснения их объема и содержания, чего достигают в дискуссиях. Античный мудрец назвал этот метод "маевтикой", т.е. искусством, которое помогает рождению мысли.

Существенный вклад в развитие логики принадлежит Платону. Проблемы логики рассматриваются в его диалогах "Теэтет", "Парменид", "Софист" и др. В них оказывается первая в истории философии таблица категорий. Платон был предшественником схоластического учения о субъекте и предикате суждения. Теория суждения содержится в диалоге "Софист". Платон различает два вида языковых выражений: одни называют именами, другие - глаголами. В диалоге "Теэтет" сформулирован закон исключенного третьего (tertium non datur). В диалоге "Евтидем" дано формулировка закона противоречия, который толкуется онтологически. Платон отмечал необходимость сочетать в мышлении признание противоположностей в объекте с соблюдением требований закона противоречия, то есть запрета формальных противоречий в мышлении. В диалоге "Тимей" можно найти положения, которые являются определенным выражением закона достаточного основания. Логическое учение Платона является определенным итогом и завершением всего предшествующего развития античной логики. Оно стало необходимой основой аристотелевской логики.

3. Учение Сократа

С именем Сократа связывают возникновение объективного идеализма. Как и софисты, Сократ интересовался не столько познанием внешнего мира, сколько познанием человека, общественными и моральными проблемами. Он требует права свободного исследования разумом общепринятых верований, традиций, общественных нравов и государственных законов. Но в противоположность абсолютному релятивизму софистов Сократ отстаивает абсолютную истину и абсолютную мораль и обосновывает положение, что объективная истина раскрывается в общих понятиях. Против стихийного бессознательного догматизма первых философских систем Сократ выставляет требование, что, прежде всего, необходимо познать путь, который ведет к истине. У Сократа на первый план выдвигается проблема метода. Его метод исходит из идеи, что истинное знание дается общими понятиями. Это истинное знание он мыслит как задачу, которую предстоит еще решить. Поэтому философия для него есть не обладание истиной, а любовь к мудрости, поиски истины, стремление к ней. Сократ говорил: "Я знаю только то, что ничего не знаю".

Но, не считая себя обладателем истинного знания, он верил, что обладает методом, посредством которого можно достигнуть истинного знания. Сократ считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его свести к общему понятию и судить о нем на основе этого понятия. Однако Сократ не разрабатывал теорию приемов этого сведения, а лишь показал, как они непосредственно применяются практически при решении отдельных проблем этики. Особенность логических приемов Сократа заключается в том, что понятие развивается из обычных представлений людей путем проверки их правильности и внесения в них все новых и новых исправлений.

Следующим моментом в философском методе Сократа является попытка создания истинного знания. Этой цели служат два введенных Сократом приема исследования: индукция и дефиниция. Аристотель в "Метафизике" (XIII, 4) сообщает, что Сократ ввел прием индукции, ведущий от единичных вещей к определению общего понятия. В борьбе с абсолютным релятивизмом и субъективизмом софистов Сократ находит опору в понятии понятия, которое понимается им как пребывающее вечно неизменным и остающееся всегда одинаковым для всех индивидов. Сократовская индукция есть процесс образования понятий. Сократ исходит из самых обычных представлений людей, обращается к примерам из обыденной жизни, к известным общепризнанным положениям. Посредством приема индукции выясняется, что принадлежит к сущности обсуждаемого предмета и что не принадлежит, и таким образом из представлений образуются понятия.


Таким образом, в диалектике Сократа заключались уже зачатки объективного идеализма, которые затем были развиты Платоном. Поскольку у Сократа не было философской системы, его ученики стали развивать отдельные стороны его учений и разбились на несколько школ. Кроме Платона, известны четыре сократовца, основавшие свои философские школы: Евклид, Федон, Антисфен и Аристипп.

 

4. Учение Платона

Из учеников Сократа наибольшую известность приобрел Платон, создавший систему объективного идеализма. Платон был идеологом рабовладельческой аристократии, и основанная им Академия стала центром политической реакции в Афинах. Исходя из учения Сократа об общих понятиях как сущности вещей, Платон превращает эти общие понятия в абсолютные идеи, которые существуют сами по себе, вне познающего субъекта и независимо от материального мира. По учению Платона, идеи первичны, вечны и неизменны и образуют особый потусторонний мир, который является "истинным бытием". Этому миру противостоит материя, нечто хаотическое и бесформенное, в которой отражаются идеи. Благодаря их отражению это "небытие" становится миром чувственных вещей. В материальном изменчивом мире отражаются вечные неизменные идеи, которые являются прообразами всех существующих в нем вещей. Эти вещи суть только "тени" идей.

Платон развил обширную преподавательскую и литературную деятельность, в которой значительное место было отведено вопросам теории познания и логики. Истину и знание, по Платону, следует искать не в данных чувственного восприятия, не в ощущениях, а в чистой деятельности духа. Лишь тот метод исследования, по учению Платона, является строго научным и ведет к истине, в котором оперируют с чистыми понятиями.
5. Логика Аристотеля.

Основателем логики принято считать крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля. Он воспринимает логику не как самостоятельное философское учение, а скорее как необходимый инструмент всех наук и философии в частности.

Если говорить кратко, то Аристотелевская логика изучает:

1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения;

2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении;

3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной.