ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пренебрежение личной гигиеной. Если учитель приходит в мятой или грязной одежде, неопрятно причесанный или с неприятным запахом изо рта, это снижает его авторитет и уровень восприятия материала, а также подает негативный пример учащимся.
9.3.5. Педагогические ошибки в организации учебного процесса
Ведение урока при отсутствии чистоты и порядка в классе. Некоторые учителя начинают вести урок при невымытой классной доске, валяющихся на полу бумажках, сдвинутых с места столах. Это ухудшает качество обучения и подает плохой пример учащимся. Учитель должен внимательно следить за теми мелочами, которые вносят в классное помещение беспорядок, и своевременно устранять их.
Плохое освещение. Далеко не все учителя сознают необходимость равномерного и достаточного освещения кабинета. Порой учитель в пасмурный день забывает включить свет. Учащимся, сидящим вблизи окон, достаточно естественного освещения. Тем, чьи места находятся в противоположном конце класса, приходится напрягать зрение. В результате чего оно может ухудшиться. Кроме того, сам вид темного помещения не создает хорошего настроения для учебной работы. Проблемы освещения могут возникать и в яркие солнечные дни. Если шторы плохо задернуты, у многих учащихся рабочее место оказывается под резкими лучами солнца, другим мешает отраженный солнечный свет.
Ошибки при использовании раздаточного материала. Нередко учитель по ходу урока должен раздать учащимся различные материалы для учебной работы. Если учитель не придерживается определенной системы и беспорядочно раздает материал, то в классе возникает своего рода хаос. Отсутствие четкой системы действий учителя приводит к потере драгоценного учебного времени и к излишнему расходованию материалов. Раздаточный материал лучше всего разложить на столы перед началом урока с помощью дежурных и предупредить учащихся о том, что использовать его можно только тогда, когда скажет учитель. Если в середине урока необходимо собрать работы учащихся, лучше попросить их передать свои работы на первую парту, а не ходить по классу и собирать и т.д.
9.3.6. Педагогические ошибки при оценке знаний учащихся
Изменение выставленной оценки. В педагогической деятельности возможны ситуации, когда ученик не согласен с выставленной ему оценкой и претендует на более высокую оценку, чем он заслуживает. В таком случае нельзя идти на поводу у учащихся.
Учитель, позволяющий ученикам оказывать на себя давление, может встретиться с ситуацией, когда все учащиеся класса будут обсуждать и оспаривать выставленные им оценки. Необходимо с самого начала занимать бескомпромиссную позицию в отношении отметок, тогда у учащихся не возникнет желания выпрашивать более высокие баллы.
Субъективизм в оценках. Зачастую при выставлении отметки учитель руководствуется стереотипом восприятия учащегося или определенной установкой по отношению к нему.
9.3.7. Ошибки на различных этапах решения педагогической ситуации
1. Педагогические ошибки, возникающие на этапе анализа ситуации:
— Неполный учет условий ситуации. Например, если учащиеся отказываются выполнять требование, учитель воспринимает это как личный вызов. На самом деле это может быть вызвано плохим самочувствием, конфликтом в коллективе или другими причинами.
— Неадекватное распознавание причинно-следственных связей. Например, педагог редко ищет причину случившегося в самом себе.
- Несвоевременное обнаружение тех явлений, которые свидетельствуют о возникновении сложной педагогической ситуации.
- Недостаточный учет и неправильное восприятие эмоционального состояния учащихся.
2. Педагогические ошибки, возникающие на этапе принятия решения:
- Реконструирование незнакомой ситуации в знакомую.
— Поверхностное распознание ситуации.
— Драматизация ситуации.
— Концентрация на второстепенных параметрах.
— Невысокий уровень прогнозирования возможных трудностей.
- Неправильная оценка степени приемлемости и экономичности принятого решения.
3. Педагогические ошибки, возникающие па этапе реализации решения:
— Игнорирование точки зрения учащихся.
— Тенденция к униформизму и конформизму.
— Нечувствительность к проблемам.
— Эгоцентризм мышления.
— Чрезмерные требования к учащимся.
— Недальновидность.
- Безапелляционность (в исследованиях выявлено, что только 6% учителей сначала проверяют свою точку зрения, затем уточняют позицию учащихся, предоставляют им возможность отстоять свое мнение, и лишь после этого убеждают их в допущенных ошибках).
4. Педагогические ошибки, возникающие на этапе оценки полученного результата:
— Абстрактная оценка решенной ситуации.
Объяснение успехов собственными усилиями, а не действиями учащихся.
Фиксация только положительных или отрицательных сторон.
— Неумение делать выводы.