Файл: Стратегический менеджмент организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 338

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стратегических целей владельцев организации, ее менеджеров, работников, а также для завоевания доверия заказчиков и остальных заинтересованных субъектов с тем, чтобы не возникал конфликт их интересов. Кроме того, стратегические цели крупных организаций должны учитывать влияние общего и непосредственного окружения.

Четко сформулированное послание, предпринимательская философия и основной замысел – не единственные источники информации для формирования стратегических целей. Чрезвычайно важна информация о внутренней и внешней среде, предполагаемой динамике рынка, конкуренции и остальных факторах окружающей обстановки. Процесс постановки стратегических целей представлен на рис. 2.



Рис. 2. Процесс формирования и контроля стратегических целей

Глобальной предпосылкой успешной разработки стратегии управления на любом уровне является правильное определение целей. Лишь зная цели можно искать пути и средства их реализации. Цели следует устанавливать в следующих областях деятельности: конкуренция и участие в рынке; рост прибыли; предложение продукции потребителям и целевые рынки; маркетинг и сбыт; производство и труд; распределение доходов; исследования и разработки; результаты производства; финансы и контроль.

В крупных организациях уровень управления во многом зависит от стиля стратегического управления. Обычно различают три таких стиля – жесткий финансовый, жесткий стратегический и гибкий стратегический. Выбор того или иного стиля или их сочетания зависит от требуемого планового воздействия. Например, для холдингов подходит гибкий стратегический стиль, характеризующийся концентрацией планового руководства на уровне холдинга, что четко проявляется в стратегическом планировании.

При стратегическом планировании в транснациональных корпорациях, ориентированных на экспорт продукции, чрезвычайно важен так называемый интеркультурный менеджмент. Речь идет об учете комплекса факторов, формирующих организационную культуру организации, создающую ее имидж как в региональном, так и международном плане (рис. 3).



Рис. 3. Факторы организационной культуры организации

Задача управления, в частности планирования, состоит в том, чтобы отдельные факторы способствовали реализации стратегии организации. Их следует учитывать в ходе стратегического управления и воплощать в жизнь прежде всего руководителям высшего и среднего звена.


Очевидно, что для использования специфического инструментария при разработке стратегии прежде всего необходимо решить проблему информационного обеспечения и выбора методов обработки информации. Не случайно на долю данных из прейскурантов и анализа ценовой политики конкурентов приходится 56% сведений, полученных путем промышленного шпионажа, на долю сведений о создании новых изделий – 33, информации о методах производства – 6, результатов фундаментальных исследований и изучения стратегии организаций – 5%.

Методы и технологии стратегического менеджмента

Вид работ (операций, действий)

Методы, подходы, технологии

Ситуационный анализ

Макроокружение организации:

• экономика и политика

• технология и экология

• правовое обеспечение

• демография, общество

• обзоры, информационные обобщения, проекты, отчеты, библиографические справки, статистические рефераты

• кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки

• PEST-анализ

Непосредственное окружение(внешние связи, субъекты рынка):

• заказчики

• посредники

• конкуренты

• внешние влияния

• общественность

• поставщики

• анализ рыночной позиции, отношения к торговой марке и престижа организации

• анализ конкуренции и прочих влияний (кабинетные исследования и непосредственные наблюдения)

Собственно организация:

• результаты реализации целей прошлой стратегии

• оценка состояния маркетинговой совокупности

• возможности, ресурсы

• маркетинговая инфраструктура

• сравнительный анализ "цели – план – факт – оптимизация – отклонения"

• причинный анализ, пирамидальная структура

• анализ, балльная оценка возможностей и способностей

• информационная служба, бухгалтерский и оперативный учет

Конфронтационный анализ(организация – конкуренция):

идентификация слабых и сильных сторон на основе оценки возможностей с помощью инструментария маркетинговой совокупности

• анализ SWOT

• методы сравнительного анализа

Детальный анализ параметровмаркетинговой совокупности:

• анализ позиций стратегических единиц в области рыночных цен

• анализ процесса продаж продукции, затрат и прибыли в течение жизненного цикла изделия

• анализ доли торговых расходов

• анализ цикла "продукция – рынок -товарооборот – прибыль – затраты"

• анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, Mc Kinsey, сочетание анализа портфеля и поступления денежных средств)

• классификация продукции по П.Дракеру

• метод анализа сбыта в течение жизненного цикла изделий

• АВС-анализ, оптимум Парето

Синтез: определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков

• причинный анализ

• анализ SWOT, анализ портфеля заказов

Прогнозы и предсказания

• динамика окружения организации

• динамика параметров рынка

• динамика параметров организации

• сценарий развития

• нормативный метод

• анализ временных рядов, экстраполяция тенденций, анализ критических связей

• операционные исследования, имитационные модели

• методы экспертных оценок Дельфи, мозговой атаки и др.

Планирование целей

• миссия организации, ее идентификация, путь развития

• выбор целевого рынка (сегментов и локальных рынков)

• профилирование предложений

• целевые приоритеты, целевые траектории

• масштабы целей (технико-экономическая оценка, эффективность с учетом временных и пространственных параметров)

• портфель заказов (план)

• SWOT (план)

• модели принятия решений, методы оценки вариантов

• операционные исследования, моделирование

• анализ риска

• методы творческого мышления при стоимостном анализе

• методы экспертных оценок

План стратегических операций

• выделение стратегических предпринимательских подразделений

• типовая стратегия роста, конкурентная стратегия

• стратегические операции с помощью инструментария маркетинговой совокупности

• формулирование стратегических вариантов

• идентификация и оценка потенциально узловых проблем и рисков

• коррекция на основе обратной связи

• портфель заказов (план)

• SWOT (план)

• операционные исследования, моделирование

• методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей)

• методы сетевого анализа

• анализ риска

• метод мозговой атаки, прочие методы стоимостного анализа

• методы экспертных оценок


Следовательно, организации работают с информацией, взятой прежде всего из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые при формировании стратегии организации.

При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии. В таблице приведен перечень основных методов и технологий, которые предъявляют высокие требования к специальной подготовке работников, занимающихся стратегическим менеджментом.


Раздел 2. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности

Федеральные, региональные и муниципальные долгосрочные программы экономического развития

Характерные особенности региональной экономики

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, с комплексом связей и зависимостей между государственными и коммерческими организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает субъект Федерации. Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности. Каждый регион в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации, то есть обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня системы территориального деления – город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.

Региональная экономика как мезоуровень среднее звено между макро- (государство в целом) и микроуровнем (территориальные образования в рамках субъекта Федерации) – обладает характерными особенностями.

Будучи подсистемой народного хозяйства региональная экономика не может рассматриваться как изолированная ее часть, соответственно неправомерно возводить в абсолют экономическую самостоятельность регионов – она имеет вполне определенные границы.

Региональная экономика в большей степени связана с природно-климатическими факторами – наличием полезных ископаемых, других природных ресурсов, благоприятных условий географической среды. Это обусловливает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды.

Региональное хозяйство, являясь комплексным по сути, т.е. имея в наличии многие отрасли и производства, определенным образом связанные между собой, не обладает, как правило, гармоничной структурой. Многие регионы узко специализированы на тех или иных сферах деятельности.


Регионы как промежуточный элемент сферы жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия.

Соответственно региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом, разумеется, специфики региона. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.

Иначе говоря, жесткая система управления менее эффективна, ибо ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и в конечном счете ведет к нарушению саморегуляции. Региональное управление как раз и призвано устранить недостатки жесткой централизации.

Основные аспекты регионального управления

Следует выделить три аспекта регионального управления: взаимоотношения региона и федерального центра; взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т.д.); обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйственного механизма (собственно региональное управление).

Во взаимоотношениях между федеральным центром и регионами используется принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, закрепленный рядом нормативных актов. Центр тяжести здесь все более смещается в сторону косвенных методов регулирования – таких, как денежно-кредитная и амортизационная политика, налоговая система, использование внебюджетных целевых фондов. Особое внимание уделяется методам регулирования внешнеэкономических взаимоотношений (таможенные пошлины, экспортные премии, государственное страхование экспортных кредитов от рисков и т.п.). Вместе с тем сохраняются и традиционные формы централизованного управления, что зачастую нарушает декларированные права регионов.

Проблема управления экономикой региона должна рассматриваться в рамках концепции местного самоуправления в целом. Последняя не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов власти. Важным моментом организации самоуправления является определение функций самих территориальных органов различных уровней исходя из целей и задач развития всего региона. В соответствии с федеральным законодательством им принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством.