Файл: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРА ФЗ ОБ ОРД..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обследование местности, прилегающей к месту происшествия, которая предварительно разбивается на участки, сектора, ограниченные естественными границами;

- установочные мероприятия в отношении проверяемых по делу лиц;

- проверка алиби подозреваемых в совершении преступления;

- решение идентификационных задач с использованием криминалистических, оперативно-розыскных, оперативно-справочных и иных видов учета;

- проверка мест возможного сбыта похищенного имущества (рынки, комиссионные магазины и т.д.).

Связь оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальной прослеживается и в использовании в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности.

статье 11 Закона ОРД говорится, результаты оперативно- деятельности могут поводом и для возбуждения дела, представляться орган дознания, или в , в производстве находится уголовное или материалы сообщения о , а также в доказывании уголовным делам соответствии с уголовно-процессуального РФ, регламентирующими , проверку и доказательств, и иных случаях, настоящим Федеральным .

Следует отметить, в науке разные точки , относительно понятия ОРД.

Так, .И. Зажицкий , что результатами являются «фактические об обстоятельствах тяжких и тяжких преступлений, также о , их подготавливающих, или совершивших, органами, которые эту деятельность, порядке, определенном законом об ».[14]

В.И. считает, что ОРД – это « на основании в порядке, ФЗ об , данные о и лицах, к ним, на материальных , приобщаемых к уголовного дела».[15]

мнению некоторых , применение результатов информационно обеспечить задач уголовно-, оперативно-розыскной .[16]

На основании следует заключить, результаты ОРД – информация.

Такой подход закреплен п. 36.1 ст. 5 РФ, где , что результаты – это сведения, в соответствии федеральным законом оперативно-розыскной , о признаках , совершаемого или преступления, лицах, , совершающих или преступление и от органов , следствия или .[17]

Анализ представленного определения позволяет следующие характерные : результаты ОРД – сведения; эти получены в с Законом ОРД; это о признаках , совершаемого или преступления, о , подготавливающих, совершающих совершивших преступление скрывшихся от дознания, следствия суда. К традиционно относят в какой- сфере, известия, .[18] То есть одной стороны, обладают исключительно характеристиками, с – в законодательстве находится иной для результатов . Иначе говоря, ОРД, по законодателя, не быть никакие определения, кроме (сведений).


В о порядке результатов оперативно- деятельности органу , следователю или суд также определение результатов ссылкой на .36.1 ст.5 УПК .[19]

Как отмечается правовой науке: « из данного , результаты ОРД собой не данные, а сведения, которые по себе не являются, .к. не определению доказательства, имеют отношение существу рассматриваемого дела».[20]

Расширительная результатов деятельности подразделений, с стороны, не рамки ОРД позволяет использовать уголовном процессе информацию, полученную -розыскным путем. другой – неопределенная «сведения» при толковании способна расплывчатое отношение и суда результатам ОРД, может породить на практике.[21]

, полученные с Закона об , не могут признаны результатами . Однако следует , что правовая ОРД не только указанным правовым актом, нее входит РФ, иные законы и в соответствии ними иные акты федеральных государственной власти. необходимо отметить, любое нарушение этих нормативных актов влечет собой невозможность результатов ОРД уголовном процессе.

правовой литературе определенные виды -розыскной информации. , процессуально значимая подразделяется на и дополнительную, в свою делится на и вспомогательную.[22]

-розыскная информация быть ориентирующей или вспомогательной. также может самостоятельное доказательственное ( информация) значение, проверки ее -процессуальными средствами получения соответствующего отношения к .[23]

Ориентирующая информация – информация, которая для общей события преступления, направления расследования, и проверки версий и наиболее эффективному виновных в лиц, а вещей, предметов, , имеющих значение дела.

Вспомогательная – это информация, целям идентификации розыска, содержащаяся данных криминалистической , образцах для исследования, в трудах, методических и справочных .

Доказательственная информация – информация, являющаяся содержанием доказательств, для доказывания (или невиновности) , совершившего противоправное , и используемых принятия по наиболее важных решений: предъявление , внесение приговора т.д.

образом, качественные количественные характеристики -розыскной информации на ее -процессуальную пригодность. из изложенного, результатом ОРД понимать результат осознания субъектом отражения готовящегося, или уже преступления в осуществления ОРД, документированию и для решения уголовного процесса, режиме, обеспечивающем конспирацию и проверки сообщаемых .


Несмотря на то, что в ст.140 УПК РФ прямо не предусмотрены результаты оперативно-розыскной деятельности в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, тем не менее, УПК РФ подразумевает их. В частности, п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК предусматривает в качестве повода для возбуждения уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из любых источников, не связанных с заявлением о преступлении или явкой с повинной. Такими источниками могут быть выявление признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В этой связи документальным поводом для возбуждения уголовного дела служит рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный лицом, получившим соответствующую информацию, согласно ст. 143 УПК РФ. 

Информация о признаках преступления, полученная из оперативных источников, подлежит предварительной проверке и оценке до того, как она будет отражена в рапорте. Подобная информация является поводом для возбуждения уголовного дела только после того, как должностное лицо убедится, что полученные им оперативные материалы содержат сведения о совершении деяния, подпадающего под признаки преступления. Если для констатации наличия признаков преступления необходимо провести дополнительную проверку по первичным материалам, она осуществляется в рамках ОРД или административно-служебной деятельности. В частности, сообщения негласных источников информации могут быть оформлены рапортом в качестве повода для возбуждения уголовного дела лишь после тщательной проверки такого их сообщения путем проведения гласных и негласных ОРМ, и только после подтверждения такой информации, сбора совокупности данных о признаках преступления целесообразно составлять рапорт об их обнаружении.

В этой связи составление рапорта об обнаружении признаков преступления по результатам ОРД может быть практически целесообразным и обоснованным, когда имеются основания для возбуждения уголовного дела. Только при единстве этих двух условий представляется законным и обоснованным решение о начале уголовного судопро­изводства, его процессуальное оформление в форме постановления, последующее производство расследования.

Согласно части 2 статьи 140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В науке обращается внимание, что законодатель указывает на наличие достаточных данных, а не доказательств. Такими данными могут быть результаты оперативно-розыскной деятельности, проверочные материалы (объяснения, справки об исследовании и т.п.), т.е. источники информации, не признаваемые по общему правилу доказательствами в уголовном процессе.[24]


Основанием для возбуждения уголовного дела является такая совокупность и качество результатов ОРД (содержащихся в собранных материалах фактических данных), которые позволяют сделать обоснованное предположение о совершении или подготовке преступления. Такое предположение можно сделать путем сопоставления обстоятельств, ставших известными к моменту решения вопроса о возбуждении уголовного дела, с признаками состава преступления, описанными в УК РФ, и выявления их сходства с теми, информация о которых содержится в оперативных данных.

Именно поэтому п. 5 Межведомственной Инструкции предписывает, что результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.

Далее рассмотрим вопрос об использовании результатов ОРД в процессе доказывания.

В соответствии со ст. 85 УПК РФ сущность доказывания в уголовном судопроизводстве состоит в «...собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных статьей 73 УПК РФ».

В совокупности обстоятельства, содержащиеся в указанной статье, составляют предмет доказывания по каждому уголовному делу. Процесс доказывания присущ для всех стадий уголовного судопроизводства, и он сопряжен с оперированием такой категорией как доказательства.

Их исчерпывающий перечень содержится в ст. 74 УПК РФ. Исходя из данного перечня, можно заключить, что такого доказательства как результаты оперативно-розыскной деятельности, Уголовно-процессуальный Кодекс РФ не выделяет. Но в тоже время ст. 89 УПК РФ устанавливает возможность использовать результаты ОРД в доказывании при императивном условии, что они соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам, а именно относимости, допустимости, достоверности, и достаточности. Подобную отсылку содержит ст. 11 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которая закрепила, что результаты ОРД могут «...использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом». Указанные положения получили свое развитие законодателем и на уровне подзаконных нормативно-правовых актах. Так, согласно п. 20 Инструкции «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд», результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования по уголовным делам должны позволять:


1) Формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям угоовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств;

2) содержать сведения, имеющие значение для установления обстоя-тельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства;

3) содержать данные позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе».

Результаты ОРД, осуществляемой для решения вышеуказанных задач, могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, если они легализованы и отвечают требованиям допустимости.

Во-первых, это означает, что сами по себе материалы ОРД не являются процессуальным источником доказательств, а выступают лишь материальными носителями информации об обстоятельствах преступления и лицах, его совершивших. Содержащиеся в материалах ОРД сведения, имеющие значение для дела, должны быть переданы органу предварительного расследования или суду в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

После этого данные сведения должны быть закреплены и приобщены к делу в установленном законом порядке, т.е. путем проведения предусмотренных УПК следственных и иных процессуальных действий.

Во-вторых, органы предварительного расследования, прокурор и суд обязаны проверить и убедиться в том, что:

– оперативно-розыскные мероприятия, по результатам которых получены материалы, проводились уполномоченными на то физическими и юридическими лицами и в строгом соответствии с требованиями Конституции РФ и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»,

– в случаях, предусмотренных указанными статьями, оперативно-розыскные мероприятия проводились на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации.

В-третьих, оперативно-розыскные мероприятия не должны подменять следственные и иные процессуальные действия, которые в той или иной ситуации могут и должны быть проведены в целях обнаружения и закрепления доказательств.

Применительно к тем случаям, когда в материалах уголовного дела имеются данные, например, об осуществлении проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание судов на то, что «необходимыми условиями законности ее проведения являются соблюдение оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 7 Закона об ОРД, и требований части 7 статьи 8 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми проверочная закупка веществ, свободная реализация которых запрещена, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность».[25]