Файл: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРА ФЗ ОБ ОРД..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Связь оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности

Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность имеют тесную взаимосвязь, основанную на общем предмете деятельности – раскрытии преступления.

Оперативно-розыскная - это вид правоохранительных органов. направлена на и безопасность и гражданина, и государства преступных посягательств.

Уголовно-процессуальная деятельность - это система процессуальных действий, совершаемых как органами государства, так и всеми участвующими в деле лицами. Эта деятельность не сумма разрозненных действий, а единая система действий, в основе которой лежит единство задач и принципов уголовного процесса. Она имеет, однако, определенные направления, уголовно-процессуальные функции, связанные со специальным назначением и ролью в уголовном судопроизводстве каждого из его участников.

Связь этих двух видов деятельности обусловлена единством их задач (выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений), уголовно-процессуальным характером оснований для проведения ОРМ, прямым указанием в уголовно-процессуальном законодательстве на полномочия следователя давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 4 ст. 38 УПК РФ).

многих опасных , например, совершенных группой, коррупционных или преступлений направленности и .д. только процессуальными средствами достаточно сложно. использование в по уголовным информации, полученной -розыскным путем, объективной необходимостью.

в рамках доказательств возникает проблема места значения в -процессуальном доказывании , получаемых при оперативно-розыскных .

УПК РФ пред­усматривает процедуру закрепления результа­тов , которая позволила однозначно решить об их и допустимости качестве доказательств.

-розыскная деятельность уполномоченными органами гласно, так негласно. Закрытость оперативно-розыскных , возможность нарушения лиц, в которых проводятся мероприятия, создают риски. Они со слишком использованием в процессе оперативно- данных.

Проблемой оперативно-розыскной остается использование сотрудниками юридических при раскрытии .

Все это необходимость теоретического комплекса проблем, использованием материалов -розыскной деятельности уголовном процессе.

ст.1 Федерального от 12.08.1995 № 144-ФЗ « оперативно- розыскной »[1] (далее – Закон ОРД) содержится , из определения следует выделить признаки данной :


- ОРД является официальной деятельности;

- как гласно, и негласно;

- субъектами являются оперативные подразделения органов, которые на ее . К ним : оперативные подразделения внутренних дел ; органов федеральной безопасности; таможенных и др.;

- данных органов их полномочиями;

- содержание заключается проведении оперативно- мероприятий;

- цели : защита жизни, , прав и человека и , собственности, обеспечения общества и от преступных .

Теснейшим образом обозначенными целями задачи ОРД. цели представляются, идеально намеченный , то задачи, собой своеобразный действий, процесс к цели. свое время, Гегель высказывал , что « выполнение – это опосредованный реализации цели».[2]

определены в .2 Закона об . Их можно , как определенные в достижении целей.

Рассмотрим оперативно-розыскной подробней.

Задача 1. , предупреждение, пресечение раскрытие преступлений, также выявление установление лиц, подготавливающих, совершающих совершивших.

Данная ОРД предполагает фактов совершения преступлений, информация которых в органы по каналам не .[3] В криминологии , что размеры преступности существенно зарегистрированную официально.[4]

выявления преступлений в себя составляющие: обнаружение , их совершивших, в их признаков состава наказуемого деяния решения вопроса возбуждении уголовного и установление стороны. Данная решается путем оперативного поиска - из организационно- форм ОРД. происходит инициативный первичной оперативно- информации о преступной деятельности причастных к лицах.[5]

Предупреждение предполагает недопущение совершения. В литературе предупреждение и преступления в двух : на общесоциальном – недопущение преступности ее типов, пресечение, удержание; личностно-микросредовом – это недопущение преступного поведения.[6]

преступлений - это процесс, его отлично от видов деятельности.[7]


предупреждения преступлений из двух более частного : общей профилактики индивидуальной профилактики.

профилактика состоит выявлении, устранении нейтрализации конкретных и условий, совершению преступлений. профилактика - в лиц, замышляющих подготавливающих противоправные , и склонении к отказу преступных намерений. мер по задачи предупреждения выделяется в организационно-тактическую ОРД, получившую оперативно-розыскной .

Пресечение преступлений лишение лица возможности завершить преступление, довести до конца, допустить вредных . Пресечение преступлений – деятельность по лиц, готовящих этих преступлений, на них, также принятие по прекращению действий.

Раскрытие – это система по установлению , совершивших преступления, обеспечение возможности привлечения к ответственности путем информации, имеющей значение. Необходимость такой задачи в случаях неочевидных преступлений, которых потерпевшей и правоохранительным неизвестна личность лица. Задача преступлений носит характер, так она решается применением уголовно- мер, на взаимодействия оперативных со следователем.

Уголовно-процессуальном РФ термин «» практически не . Однако в взаимодействие следователей оперативных подразделений внутренних дел на уголовно- нормах, нормах закона «Об -розыскной деятельности»,[8] закона «О »,[9] а также актах, например, МВД России 26.03.2008 № 280-дсп «Об Положения об взаимодействия подразделений внутренних дел Федерации при и расследовании ».[10]

Исходя из , взаимодействие предполагает на требованиях и согласованную всем принципиальным деятельность оперативных и следователя, на раскрытие расследование преступлений.

2. Осуществление розыска , которые скрываются органов дознания, и суда, от уголовного , а также без вести ;

Эта задача представляет собой специальных мероприятий, осуществление которых обнаружение места и, в необходимости, задержание .

Задача 3.

Добывание о событиях действиях (бездействии), угрозу государственной, , экономической, информационной экологической безопасности Федерации.


Добывание об угрозе России является элементом обеспечения безопасности, как из целей . Государственная безопасность, защищенность конституционного , суверенитета и целостности страны. безопасность - обеспечение от военных . Экономическая - обеспечение независимости государства. - состояние защищенности среды.

Задача 4 - имущества, подлежащего .

Задачей органов, ОРД, является сил, средств специальных методов установления имущества, конфискации, которое быть подозреваемым сокрыто, продано, другим лицам т.п. задача решается тесном взаимодействии службой судебных России.

Оперативно- деятельность основывается правовых принципах. принципов характерна и долговременность . Они тесно с правовыми , в сочетании ними существуют действуют.[11] Принципы собой нормативные , основополагающие начала, в концентрированном выражают сущность -розыскной деятельности.

всего, деятельность -розыскных подразделений на конституционных законности, уважения соблюдения прав свобод человека гражданина.

Большинство понятие законности с точным норм Конституции , исполнении законов иных нормативных , всеми должностными органов, ее .[12] Не отрицая понимания законности, отметить, что настоящее время, понятие базируется только на требованиях (законность буквы), но содержательных требованиях, как, соблюдение и свобод , справедливость и применения нормы.[13]

По общему правилу орган дознания вправе производить в пределах своей компетенции уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и иную деятельность. К его компетенции относится производство следующих видов уголовно-процессуальной деятельности:

1) проверка заявления (сообщения) о преступлении (ст. ст. 140 - 148 УПК РФ);

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);

3) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. ст. 223 - 226 УПК РФ);

4) исполнение поручений и указаний другого органа предварительного расследования (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Осуществляя проверку заявления (сообщения) о преступлении, орган дознания вправе:

- собирать доказательства без производства следственных действий (ч. 1 ст. 86 УПК РФ);


- требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

- требовать от средства массовой информации имеющиеся в его распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);

- производить осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ), осмотр трупа (ч. 4 ст. 178 УПК РФ) и (или) освидетельствование (ч. 1 ст. 179 УПК РФ).

Дознаватель согласно п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ может самостоятельно производить следственные действия, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение. Часть вторая ст. 40.1 УПК РФ предоставила начальнику подразделения дознания право возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

Дознаватель уполномочен на производство осмотра. Осмотр может быть неотложным следственным действием, его производят и во время осуществления дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Реализация этих видов уголовно-процессуальной деятельности возложена на орган дознания (ч. 2 ст. 40, ст. 157, ч. 1 ст. 223 УПК РФ).

В случае сложности и многоплановости действий, необходимость в проведении которых возникла в ходе осмотра места происшествия, дознавателю оказывает помощь и содействие орган дознания.

Так, с целью установления и задержания преступника, обнаружения вещественных доказательств силами оперативных работников органов дознания осуществляются:

- преследование преступника по «горячим следам»;

- заградительные мероприятия путем установления наблюдения за узловыми пунктами предполагаемого маршрута передвижения скрывшегося преступника (в черте населенного пункта, на вокзале, возле предприятий общественного питания и т.д.);

- засады в местах вероятного появления, передвижения преступника (у перекрестков дорог, на чердаках, в квартирах и т.д.);

- оцепление определенных участков местности (например, лесного массива, жилого квартала);