Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Вопросы определения понятия «оперативно – розыскная деятельность»
1.1. Правовая проблема определения понятия «оперативно-розыскная деятельность»
1.2. Оперативно-розыскная деятельность как наука
Глава 2. Значение и место оперативно – розыскной деятельности
2.1. Значение оперативно-розыскной деятельности на современном этапе
2.2. Место оперативно – розыскной деятельности в системе российского права
В данном конкретном случае такому подходу соответствует только традиционное употребление понятия «оперативно-розыскная деятельность» и его производных, т.е. такое его правописание, которое полностью соответствует транскрипции данного термина, применяемой в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
1.2. Оперативно-розыскная деятельность как наука
Оперативно-розыскная деятельность – это наука, которая рассматривает закономерности процесса совершения преступлений, возникновения информации о каком-либо преступлении, информации о его участниках, противодействия криминальной среды. Оперативно-розыскная деятельность разрабатывает правовые, организационные, методические и тактические основы эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью[12].
Оперативно-розыскная деятельность изучает объективные закономерности возникновения и развития тех групп явлений, отношений, фактов, которые определяют скрытый характер совершаемых преступлений, а также противодействие криминальной среды и требуют применения адекватных, преимущественно негласных средств и методов для их выявления, предупреждения и раскрытия.
На сегодняшний день многие правоведы выделяют оперативно-розыскную деятельность как самостоятельную отрасль российского права, по своему назначению входящую в общую систему отраслей права криминалистического блока, наряду с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Данное умозаключения ученые обосновывают следующими аргументами: наличие специальных нормативно- правовых актов высшей юридической силы, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность.
Тем не менее, далеко не все представители юридической науки выделяют оперативно-розыскную деятельность в качестве самостоятельной отрасли российского права. Некоторые из них при обосновании своего решения указывают, в том числе и на тот факт, что в современных научных исследованиях по теории права, посвященных проблемам отраслевой структуры российского права, при рассмотрении вопросов о классификации отраслей права не встречаются упоминания о такой отрасли, как оперативно-розыскное право. Объяснить данные положения, на наш взгляд, можно несовершенством некоторых статей ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности», слабой теоретической базой, раскрывающей содержание предмета и метода правового регулирования общественных отношений, которые возникают в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Естественно, что недостаточная проработка вышеперечисленных положений в науке отрицательно отражается на содержании теории оперативно-розыскной деятельности[13].
На наш взгляд, именно отсутствие достаточной теоретической и законодательной базы является основной причиной непризнания многими правоведами оперативно-розыскной деятельности как самостоятельной отрасли российского права, а это, в свою очередь, приводит к существенному торможению процессов совершенствования законодательного регулирования процесса осуществления оперативно-розыскной деятельности, в том числе, правил использования их результатов в уголовном судопроизводстве. Как следствие: недостаточно эффективная деятельность всей системы государственных органов по защите человека, общества и государства от преступных посягательств.
Проблема развития оперативно-розыскной деятельности в качестве самостоятельной отрасли права давно привлекала ученых и практиков.
К сожалению, до сих пор правоведы не пришли к единому мнению о предмете и методе правового регулирования отрасли оперативно- розыскного права, об особенностях функций, целей, задач оперативно-розыскной деятельности, их значении, видах и критериях разграничения правоотношений, возникающих в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Сформировалась и развивалась оперативно-розыскная деятельность как наука на стыке различных отраслей.
Огромно влияние криминалистики на содержание задач теории оперативно-розыскной деятельности, ее суть, структуру и тактико-методические рекомендации. Влияние сложившихся в криминалистике взглядов отражается уже при определении объекта и предмета теории оперативно-розыскной деятельности, общими являются морально-этические проблемы, в методологии криминалистики и теории оперативно-розыскной деятельности также много общего[14].
Помимо криминалистики оперативно-розыскная деятельность неразрывно связана с уголовным процессом, данную связь можно проследить применительно к оперативно-розыскной деятельности и уголовному судопроизводству как отрасли законодательства и науки.
Не меньше теория оперативно-розыскной деятельности связана с наукой криминологией, которая изучает закономерности и тенденции развития преступности, ее причины и условия, личность преступников. Все отрасли криминологии оказывают воздействие на организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности.
В рамках общей теории оперативно-розыскной деятельности зарождается и получает свое обоснование оперативно-розыскная психология. Предметом психологии считают механизмы психики людей, участвующих в оперативно-розыскной деятельности. При изучении оперативно-розыскной психологии рассматривают теорию оперативно-розыскной деятельности с точки зрения знаний психологических закономерностей, которые протекают в связи с получением первичной информации о замышляемых или совершенных преступлениях и проявляются в построении оперативно-розыскных версий и прогнозов[15].
Стоит отметить тесную связь наук государственного и административного права с теорией оперативно-розыскной деятельности. Именно отрасли права, изучаемые этими науками, определяют систему и государственно-правовой статус тех органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Задачи и цели, основанные на Конституции, вытекающие из этого полномочия физических и юридических лиц, другие вопросы, регламентируемые государственным и административным правом.
Собственно и сама система нормативно-правового регулирования оперативно-розыскной деятельности носит административно-правовой характер и осуществляется путем издания органами, осуществляющими в пределах своей компетенции данную деятельность, нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскной деятельности.
Несмотря на то, что теория оперативно-розыскной деятельности как наука выделилась сравнительно недавно, она занимает свое определенное место в системе уголовно-правовых наук. Оперативно-розыскная деятельность является своеобразным звеном комплекса этих наук. Без тщательного изучения научных исследований, проводимых в системе уголовно-правовых наук, проблемы борьбы с преступностью носят поверхностный характер.
Отечественные правоведы, проводившие исследования различных проблем теории оперативно-розыскной деятельности, пришли к единому выводу, что оперативно-розыскная работа осуществляться без глубоких знаний членами оперативно-розыскной деятельности уголовно правовых наук в целом не может, поскольку оперативно-розыскная деятельность является составной частью уголовной политики государства. Из вышесказанного можно сделать вывод, о том, что между теорией оперативно-розыскной деятельности и научными основами уголовной политики существует непосредственная взаимосвязь и взаимозависимость.
Глава 2. Значение и место оперативно – розыскной деятельности
2.1. Значение оперативно-розыскной деятельности на современном этапе
В условиях высокого динамизма политических, социальных и экономических процессов, усложнения управления социальными системами, эффективность оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в значительной степени определяется глубиной и всесторонностью владением складывающейся оперативной обстановки и современной выработкой на её основе тактики проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий.
За последние годы в системе МВД России немало сделано для улучшения информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Многие оперативные подразделения уже не довольствуются лишь фиксированием уже совершившихся явлений криминального характера. Они своевременно выявляют назревшие отрицательные тенденции, которые не получили еще опасного развития и предлагают руководству МВД, ГУ МВД, УМВД соответствующую коррекцию ранее разработанных мер, перераспределение сил и средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий для эффективного решения вопросов борьбы с преступностью[16].
Криминальная обстановка в настоящее время претерпевает серьезные изменения, происходящие в структуре преступности:
- во-первых, это закрепление в преступной схеме наемных убийц. Преступления, совершаемые ими это отработанный механизм деятельности организованных преступных групп и сообществ;
- во-вторых, наличие у преступников современного оружия и профессиональных технических средств;
- в-третьих, вовлечение в преступную среду высокоинтеллектуальных молодых людей, которые знают и владеют методами работы правоохранительных органов[17].
Имея такой потенциал, преступники совершенствуют способы сокрытия следов преступления, становится сложнее обнаружить признаки преступных деяний и установить подозреваемых лиц.
Добиться положительного результата можно только широко используя для раскрытия преступлений методы оперативно-розыскной деятельности. Проведение следственных действий на первоначальном этапе раскрытия преступления оказывается недостаточным. Изобличить преступников, которые принимают активные действия по сокрытию следов преступления, и раскрыть преступление только процессуальными методами в таких условиях практически не возможно.
Кроме того, при выявлении цепочки исполнителей преступления процессуальными методами, сведения о заказчике, посредниках, организаторах и лидерах преступной группы не упоминается. В этот период оперативно-розыскная деятельность приобретает доминирующее значение, где важным содержанием данной деятельности выступает оперативно-значимая информация, которая не заменима в работе по раскрытию «заказных» убийств, выявлению коррупционных преступлений, привлечению к ответственности лидеров и активных участников организованных преступных групп и сообществ[18].
Однако такая информация имеет и ограничения по использованию её в уголовном процессе. Рассматривая эффективность оперативно-розыскного обеспечения расследования уголовного дела, познаем реальные условия и возможности движения оперативно-розыскной информации, в частности, видим определенные моменты, которые как позитивно, так и негативно влияют на этот процесс. Проанализировав полученные данные можно не только увидеть противоречия между способами формирования информации, для эффективного решения конкретных оперативно-розыскных задач, позволяющих использовать эту информацию, но и разработать и скорректировать конкретные меры по организации эффективного использования оперативно-розыскной информации в целях раскрытия преступления.
Оперативно-розыскная деятельность является важной составляющей функцией государства, механизмом уголовно-правовой политики противодействия преступности, отраженной в нормативно-правовых актах регулирующих вышеназванную деятельность[19].
Значимость оперативно-розыскной деятельности в противодействии преступности постоянно увеличивается, наращивается её эффективность. Оперативно-розыскная деятельность имеет устойчивую зависимость от развития научных разработок, законодательных предложений и рекомендации по ее совершенствованию. Важное значение всех этих мер – способствовать эффективной борьбе с преступностью.
Органам внутренних дел существенно не достаёт оперативности и актуальности, преобладает стремление к громоздким документам, перегруженным формализмом материалам. В силу неудобочитаемости и стандартного описания всем известных вещей такая информация обречена на отсутствие полезной отдачи.
Совершенствование эффективности оперативно-розыскной деятельности формирует оперативно-розыскное законодательство, отвечающее современным требованиям. Формирование законодательно правовых отношений, образующихся в оперативно-розыскной деятельности в связи с обнаружением признаков состава преступлений, это и есть способ реализации оперативно-розыскного права.
Оперативно-розыскной деятельности, как науки требуется научное изучение и реформирование, ориентируясь на новые, более современные технологии и знания в этой отрасли юридической деятельности.
Научное изучение и эффективное решение проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности возможно путем дальнейшего совершенствования правовых норм. Изучению должны «подвергнуться» законодательные пробелы, важно сконцентрировать внимание науки на разработке конкретных оперативно-розыскных мероприятий, изучив и отразив положительные и отрицательные стороны.