Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Вопросы определения понятия «оперативно – розыскная деятельность»
1.1. Правовая проблема определения понятия «оперативно-розыскная деятельность»
1.2. Оперативно-розыскная деятельность как наука
Глава 2. Значение и место оперативно – розыскной деятельности
2.1. Значение оперативно-розыскной деятельности на современном этапе
2.2. Место оперативно – розыскной деятельности в системе российского права
Основными сегментами правовых норм в оперативно-розыскной деятельности являются:
- изучение и выбор эффективного регулирования оперативно-розыскной деятельности и, вектора направленного на отношения, подлежащие урегулированию на законодательном уровне;
- разработка новых норм законодательства в оперативно-розыскном праве, а также ликвидация существующих пробелов[20].
Действующее оперативно-розыскное законодательство в условиях современности требует внесения конкретных предложений по его совершенствованию. Этот правотворческий процесс необходимо законодательно регулировать, с изданием ведомственных нормативно-правовых актов.
Кроме этого необходимо определить правовой статус оперативно-розыскной информации, основание и условия ее использования в уголовном процессе.
Степень законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности формирует соблюдение конституционных прав и свобод гражданина и человека, а также эффективность работы правоохранительных органов в противодействии преступности. Вялое регулирование вопросов оперативно-розыскной деятельности не сможет гарантировать безусловное соблюдение конституционных норм по защите человека и общества от преступных посягательств.
2.2. Место оперативно – розыскной деятельности в системе российского права
Оперативно-розыскная деятельность – одна из форм правоохранительной работы и равна с иными её видами, её цель – защита здоровья, жизни, свобод и прав гражданина и человека, собственности, обеспечение безопасности государства и общества от преступных посягательств.
Именно данная деятельность является определённым аналогом следственной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность имеет отличия от следственной работы:
- её иногда реализуют негласно, до возбуждения уголовного дела;
- во время проведения мероприятий не нужно соблюдать формальностей, которые обязательны для следственных действий;
- она носит оперативный характер[21].
Современная система российского права оперативно-розыскной деятельности имеет 2 уровня: одна часть составляющих её актов относится к подзаконным актам, а вторая – к законам. Правовым управлением общественных отношений в специфическом виде работы государства, которое осуществляется на среднем и конституционном уровнях, является управление оперативно-розыскной деятельности на уровне закона.
Согласно статье 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях», в соответствии с российским законодательством в исправительных учреждениях реализуется деятельность, цели которой:
- обеспечение личной безопасности персонала исправительных учреждений, осужденных и других лиц;
- предупреждение, выявление и раскрытие совершаемых и готовящихся в исправительных учреждениях нарушений и преступлений установленного порядка отбывания наказания;
- розыск осуждённых, которые совершили побег из исправительного учреждения, а также осуждённых, избегающих отбывание лишения свободы;
- помощь в раскрытии и выявлении преступлений, которые совершены осуждёнными перед прибытием в исправительное учреждение[22].
Современная преступная среда, которая выступает в качестве основной противоборствующей стороны по отношению к действиям оперативных сотрудников, отражается обязательной частью оперативно-розыскной тактики реализации оперативно-розыскных мероприятий. Нынешнюю оперативно-розыскную деятельность невозможно анализировать вне её взаимосвязи с российским правом.
Существующие масштабы и тенденция роста преступности отражаются на реализации социальной реформы, а также формируют чувство тревоги у граждан за своё благополучие и жизнь. Кроме того, эта тенденция понижает доверие к органам власти, напрямую угрожает российским стратегическим интересам, понижает социальный контроль над преступностью.
Предыдущая система контроля над личностью ушла в прошлое, нынешняя система, которая бы отвечала современной криминогенной ситуации в РФ, пока окончательно не сформирована. Именно это и сформировало серьезную проблему в процессе реализации контроля над преступностью. Правоохранительная система, которая осуществляет основной контроль над преступностью, в наше время, переживает кризис, который обусловлен разрушением кадрового ядра, понижением доверия населения, формирования правового нигилизма[23].
По нашему мнению, решение этих проблем невозможно без общего применения сил оперативно-розыскной деятельности, как одной из главных деятельностей в системе российского права.
В области оперативно-розыскной деятельности национальное законодательство составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Правовые акты, которые регулируют основы оперативно-розыскной деятельности, основным является закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В законе определены принципы и задачи оперативно-розыскной деятельности, а также даётся понятие. В нём раскрывается список органов, реализующих оперативно-розыскную деятельность, их обязанности и права, защита информации о них, правовая и социальная зашита должностных лиц органов, исполняющих оперативно-розыскную деятельность. Закон предусматривает социальную и правовую защиту гражданам, которые помогают органам, исполняющим оперативно-розыскную деятельность, а также включает в себя положения о надзоре и контроле за оперативно-розыскной деятельностью;
- другие федеральные законы[24].
Самые сложные преступления нельзя раскрыть лишь с помощью следственных действий, об этом свидетельствует оперативно-розыскная практика статистики реализации российского права.
Государственно-властное нормативно-организующее действие на оперативно-розыскные отношения социально полезной юридической работы, реализуемой на развивающем и конституционном уровне правового контроля, в специфическом виде называют законодательным регулированием оперативно-розыскной деятельности.
Специфическим для него фактором является принятие подзаконных нормативных правовых актов.
Различают среди них: ведомственного характера; межведомственного характера; нормативные акты исполнительной и законодательной власти.
В таком случае необходимо обратить внимание на разъяснение понятия оперативно-розыскного закона. Оперативно-розыскным законом называется собирательный термин, который понимается как комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы, существующий для управления общественными отношениями в области оперативно-розыскной деятельности и в некоторых других видах работы правоохранительных спецслужб и органов РФ, которые связаны с оперативно-розыскной деятельностью, в основном в уголовно-процессуальной и контрразведывательной работе.
Термины, взятые из ряда отраслей знаний о разных видах юридической работы, в оперативно-розыскном законе обязательно должны соответствовать по содержанию и смыслу таких терминов. Невозможно толковать не оперативно-розыскные термины в пользу сложившейся оперативной практики, объяснять их в другом смысле, чем это принято в определённой отрасли знания, из которой они вошли в оперативно-розыскное законодательство.
Исследование содержания определённых нормативных актов говорит о зависимости выбора властями конкретного уровня правового управления сыскной деятельности от экономической и социально-политической обстановки в России. Во время роста демократических завоеваний уровень регламентации права негласной деятельности правоохранительных спецслужб и органов постоянно повышался, а с началом новой полосы войн, внутренних потрясений и т.п. законодатель, обычно, ужесточал правовой режим данной работы определённых служб и органов[25].
По нашему мнению, оперативно-розыскная деятельность не отражается общей реализуемой системой российского права, а лишь является её частью, необходимо структурировать и реорганизовать оперативно-розыскную деятельность, чтобы она отражала все основные аспекты действующего российского права.
Таким образом, анализ содержания нормативных актов свидетельствует о зависимости выбора властями того или иного уровня правового регулирования сыскной работы от социально-политической и экономической обстановки в стране. С ростом демократических завоеваний уровень правовой регламентации негласной работы правоохранительных органов и спецслужб неуклонно возрастал, и наоборот, с началом очередной полосы внутренних потрясений, законодатель стал ужесточать правовой режим негласной работы данных органов и служб.
Заключение
В результате проведенного исследования в рамках данной курсовой работы мы можем сделать вывод о том, что значимость оперативно-розыскной деятельности в противодействии преступности постоянно увеличивается, наращивается её эффективность. Оперативно-розыскная деятельность имеет устойчивую зависимость от развития научных разработок, законодательных предложений и рекомендации по ее совершенствованию. Важное значение всех этих мер – способствовать эффективной борьбе с преступностью.
Оперативно-розыскная деятельность – это наука, которая рассматривает закономерности процесса совершения преступлений, возникновения информации о каком-либо преступлении, информации о его участниках, противодействия криминальной среды. Оперативно-розыскная деятельность разрабатывает правовые, организационные, методические и тактические основы эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью.
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Понятие «оперативно-розыскная деятельность», закрепленное в законе, всеми его компонентами – языковой формой, сущностью и правовым содержанием – образует своего рода фундаментальную несущую конструкцию оперативно-розыскного законодательства и представляет собой важный элемент понятийного аппарата оперативно-розыскного и уголовно-процессуального права.
Следовательно любое, даже формально-лингвистическое искажение данной конструкции, лишает ее статуса правового понятия и, соответственно, лишает тексты с искаженным, т.е. не соответствующим Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», написанием данного термина юридического смысла в части, касающейся оперативно-розыскной деятельности. По нашему мнению, разумный и перспективный подход к изучаемой в работе проблеме может быть основан на четком понимании того, что в ситуации выбора между теоретически сомнительными и практически бесполезными субъективными рассуждениями из области языкознания, с одной стороны, и юридической состоятельностью теории и правоприменительной практики − с другой, следовало бы отдать предпочтение правовой компоненте, т.е. требованиям закона, интересам дела и здравому смыслу.
В данном конкретном случае такому подходу соответствует только традиционное употребление понятия «оперативно - розыскная деятельность» и его производных, т.е. такое его правописание, которое полностью соответствует написанию данного термина в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».
Весомый вклад в разумное, практически полезное и юридически обоснованное решение обозначенной нами проблемы могли бы внести периодические издания, ориентированные на правовую тематику публикуемых материалов, и издательства правовой литературы.
Основными сегментами правовых норм в оперативно-розыскной деятельности являются: изучение и выбор эффективного регулирования оперативно-розыскной деятельности и, вектора направленного на отношения, подлежащие урегулированию на законодательном уровне; разработка новых норм законодательства в оперативно-розыскном праве, а также ликвидация существующих пробелов.
Список литературы
Нормативные правовые документы
- Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 4.08.2014, № 31, ст. 4398
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ, 8.01.2001, № 2, ст. 163
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3349
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900
- Закон РФ от 13.03.1992 № 2506-1 (ред. от 02.07.1992) «Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / - Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_390/ (дата обращения: 26.06.2018) (Документ утратил силу)