Файл: Занятие с подростками Цель снять эмоциональное напряжения, агрессию, тревожность, враждебность и стресс у подростков, принятие себя.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Найди свое спокойствие». Тренинг по отработке психоэмоционального напряжения у подростков
Классы: 8, 9, 10, 11
Ключевые слова: Тренинговое занятие с подростками
Цель: снять эмоциональное напряжения, агрессию, тревожность, враждебность и стресс у подростков, принятие себя.
Задачи:
развитие эмоциональной грамотности;
содействие снижению агрессии;
содействие снижению тревожности;
содействие снижению враждебности;
повышение стрессоустойчивости.
Время: проводится в 3 этапа(3дня) по 1 академическому часу.
Материалы и оборудование: лист А3 с неоконченными предложениями, маркеры (фломастеры), мяч, платок (повязка на глаза), музыкальный проигрыватель.
Количество участников: 6-10 человек.
День 1. Тема «Знакомство с группой и с самим собой»
Цель: создание доверительной обстановки, повышение стрессоустойчивости и снижению тревожности.
Время: 1 академический час.
Материалы и оборудование: лист А3 с неоконченными предложениями, маркеры (фломастеры).
Упражнение 1 «Автопортрет»
Цель: познакомить участников тренинга ближе друг с другом.
Техника проведения: упражнение выполняется в круге. Каждому участнику необходимо описать себя (устно) в третьем лице. Например: «Сергей — высокий мальчик, 15 лет, у него красивого телосложения, у него темные волосы и карие глаза и т.д.». После описания внешности переходят к описанию черт характера.
Участники могут задать три вопроса на уточнение деталей, также спрашивая в третьем лице.
Инструкция: Здравствуйте ребята, мне бы хотелось познакомиться с вами поближе. Поэтому предлагаю по кругу каждому описать свою внешность в третьем лице тремя словами. Потом по второму кругу описать свои черты характера в третьем лице тремя словами.
Анализ:
Понравилось ли вам это упражнение?
Легко ли было выполнять упражнение?
Возникали ли трудности при выполнении задания?
Упражнение 2 «Ветер дует»
Цель: раскрепощение, снятие зажимов, создание раскрепощенной обстановки в группе.
Техника проведения: игру начинает психолог, предварительно убрав один стул, то есть стульев становится на один меньше, чем участников, включая психолога. Психолог предлагает по команде: «Ветер дует на того...» вставать всем, у кого есть указанный признак, и быстро стараться занять другой свободный стул. Поскольку стульев не хватает, то кто-то не успевает сесть — он и водит. Он тоже придумывает признак,
который есть или предполагается, что может быть хотя бы у двух–трех человек из группы. Игра продолжается до тех пор, пока психолог не решит, что участники достаточно встряхнулись. Одновременно игра позволяет узнать некоторые детали друг о друге.
Инструкция: сегодняшний день мы начнем с необычного упражнения. По команде: «Ветер дует на того...» встаньте те, у кого есть указанный признак, и нужно быстро стараться занять другой свободный стул. Кто не успевает сесть, придумывает признак, который есть или предполагается, что может быть хотя бы у двух-трех человек из группы.
Примеры признаков: «ветер дует на того, у кого светлые волосы... дома есть кошка... кто любит читать детективы... сегодня пришел в брюках... дома на стене висит хотя бы одна картина... и т. д.».
Анализ:
Понравилось ли вам это упражнение?
Легко ли было выполнять упражнение?
Возникали ли трудности при выполнении задания?
Упражнение 3 «Тело и настроение»
Цель: избавление от негативных эмоций.
Техника проведения: участники повторяют за психологом упражнение.
Инструкция: сядьте, согнувшись вперед и обхватив руками голову, после чего, находясь в таком положении, четко произнесите фразу «Человек - звучит гордо», после чего прислушайтесь к своим ощущениям. Насколько они соответствуют пафосному характеру этой фразы.
Теперь выполните вторую часть упражнения. Выпрямитесь, шире расставьте ноги, раскиньте руки в стороны и сладко потянитесь, как это делают люди после долгого сна. Теперь, оставаясь в том же положении, улыбнитесь и вслух произнесите: «Как паршиво я себя чувствую». Как ощущения? Вы поверили своим словам?
Анализ:
Понравилось ли вам это упражнение?
Легко ли было выполнять упражнение?
Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 4 «Стрессовые ситуации»
Цель: разобрать, какие могут быть стрессовые ситуации и как им противостоять.
Техника проведения: психолог предлагает разделиться на 2 группы и проработать предложенные участниками стрессовые ситуации.
1 группа перечисляет все возможные стрессовые ситуации. Например, шум в классе, суета на уроке, недопонимание родителей, постоянное невыполнение домашнего задания – все это стрессовые ситуации.
2 группа - что помогает противостоять стрессу, ищет выход из этой стрессовой ситуации.
Инструкция: для следующей работы – разделитесь на 2 группы. Первая группа придумывает стрессовую ситуацию, а вторая ищет выход из этой ситуации. Потом меняемся ролями.
Теоретическое разъяснение.
Любую тревогу нужно перевести в моторный компонент. Тревожно на душе — не надо есть пирожные. Лучше выйти на улицу, подышать свежим воздухом, подвигаться. Тревога — древнейшее ощущение, которое возникает при какой-то опасности. В древности человек убегал от опасности. Вот и нам надо перевести тревожные ощущения в мышечные движения», говорит профессор, академик, заведующая кафедрой психиатрии факультета последипломного образования Днепропетровской медицинской академии Юрьева Людмила Николаевна.
Помните, что очень важны Сон и Отдых. Того, что сон – лучшее лекарство никто не отменял! Нужно обязательно давать своему организму полноценный отдых — и физический, и моральный.
Найдите время для любимого занятия. У каждого человека должна быть отдушина. То, что укрепляет его веру в себя, дает моральное удовлетворение и помогает снять напряжение.
Если тяжело, обращайтесь за помощью к специалистам. Даже если Вы привыкли «делать всё сами», Вам всегда может пригодиться хорошая поддержка профессионала.
Попробуйте все и найдите в себе силы для выхода из стрессовой ситуации. Используйте свои сильные ресурсные стороны.
Анализ:
Понравилось ли вам это упражнение?
Легко ли было выполнять упражнение?
Возникали ли трудности при выполнении задания?
Что вы можете вынести из этого упражнения?
Упражнение 5 «Улыбка фараона»
Цель: повышение устойчивости к стрессу.
Техника проведения: психолог совместно учащимися выполняет упражнения на повышение устойчивости к стрессу.
Инструкция: в случае наступления стресса, встаньте прямо, поднимите подбородок немного вверх, разведите плечи и улыбнитесь. Включите свое воображение на полную катушку и представьте себя египетским фараоном, гордым, как сфинкс, и веселым, как Евгений Петросян. Сохраните свою улыбку и эту позу в течение двух минут, а потом расслабьтесь и сделайте несколько энергичных движений руками и наклонов туловища в разные стороны.
Анализ:
Понравилось ли вам это упражнение?
Легко ли было выполнять упражнение?
Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 6. Притча «О бабочке»
Цель: рефлексия.
Основная мысль: каждый человек – хозяин своей судьбы.
Техника проведения: психолог читает притчу, анализ притчи.
Инструкция: в древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость.
И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся».
Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
(Психолог спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча и приводит к мысли, что каждый человек – хозяин своей жизни).
Вспомните мультфильм «Жили-были Ох и Ах». Он о том, что проблемы возникают у всех, вопрос лишь в том, как к ним относиться.
Анализ:
Ваши впечатления по проведенному упражнению?
Что вы можете вынести из этого упражнения?
Упражнение 7. «Чему Я научился»
Цель: формирование позитивного отношения к окружающим, завершение урока.
Материалы: лист А3, цветные фломастеры (маркеры).
Техника проведения: предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
Я научился...
Я узнал, что...
Я нашел подтверждение тому, что...
Я обнаружил, что...
Я был удивлен тем, что...
Мне нравится, что...
Я был разочарован тем, что...
Самым важным для меня было...
Инструкция: сегодняшнее занятие подошло к концу. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы сегодня усвоили, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.
Домашнее задание
Написать анализ дня тренинга:
что понравилось;
что узнали нового;
какое упражнение не понравилось и чем бы вы хотели его заменить.
День 2. Тема: «Принятие эмоций»
Цель: снятие вербальной и невербальной агрессии, тревожности.
Время: 1 академический час.
Материалы и оборудование: мяч, лист А3 с неоконченными предложениями, маркеры (фломастеры), платок (повязка на глаза), музыкальный проигрыватель.
Упражнение 1 «Приветствие»
Цель: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Техника проведения: участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Психологу следует обращать внимание на манеры установления контактов.
По его окончании психолог разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.
Инструкция: сегодняшний день мне бы хотелось начать с приветствия. Давайте по кругу по очереди поприветствуем друг друга, подчеркивая индивидуальность участника. Например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Начнем.
Анализ:
Понравилось ли вам это упражнение?
Легко ли было выполнять упражнение?
Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 2 «Невербальное общение»
Цель: настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.
Техника проведения: психолог совместно учащимися невербально передает выдуманный предмет по кругу.
Инструкция: сейчас мы все отвернемся из круга. Первый участник образно передаст свой предмет соседу слева и может повернуться в круг. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к первому участнику, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг. Давайте начнем.