Файл: Методические рекомендации по обучению решению арифметических задач Задание Разработайте конспект занятия на тему Решение простых арифметических задач.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ребенок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов взрослого додумывает, дорисовывает изображенные фигуры. Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.

Низкий (1 балл) - Ребенок допускает ошибки при счете предметов (до 3-5). Различает предметы по форме, размерам, называет их. Устанавливает некоторые отношения между предметами, пространственные и временные отношения только по подсказке взрослого. Не устанавливает связей между числом, цифрой и количеством. Равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии. Не пытается подумать, не принимает условий задачи. Не запоминает стихи.

1.Память.

Методика обследования.

1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

2. Д/упр. «Посмотри и запомни!» Фигуры разложены в определенном порядке, ребенок запоминает, закрывает глаза, положение фигур меняется. Затем ребенок открывает глаза, и называет изменения. Точно также можно с цифровым рядом. (Кратковременная память)

3. Хорошо ли ребенок запоминает стихи, загадки, в стихах. (Долговременная память)

Материал для обследования: фигуры разного цвета, формы, величины; цифры.

2.Количество и счет.

Методика обследования.

1. Выявить умение считать в пределах 5 в прямом порядке, в обратном порядке.

2. Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4. Как можно проверить?

3. Отсчитай столько матрешек, сколько у меня кругов? Квадратов?

Материал для обследования: круги, квадраты, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.

3.Порядковый счет.

Методика обследования.

1.Выявить умение использования порядкового счета в пределах 5.

2. Д/упр. «Кто первый? Кто пятый? На каком месте стоит Винни-Пух?»

3. Д/упр. «Какая цифра стоит на третьем месте в числовом ряду?..»

Материал для обследования: набор цифр, карточка к заданию «Винни-Пух».

4.Величина.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Найди самую длинную (короткую) полоску, широкий (узкий) шарф, высокое (низкое) дерево, большой (маленький) гриб».

2. Покажи на рисунке: самый широкий шарф, самый узкий; покажи яблоко, которое белочка сможет занести в дупло.

Материал для обследования: полоски разной длины (4-5), полоски разной ширины (4-5), изображение дерева (выс. – низ.), карандаши разной толщины, картинки ко второму заданию.


5.Геометрические фигуры.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Отбери: все квадраты, треугольники, круги, овалы, прямоугольники».

2. Сколько сторон, углов у квадрата, треугольника, круга..?

3. Работа со счетными палочками: построй квадрат (сколько палочек нужно взять для построения?), построй треугольник, круг. (Можно с группой)

Материал для обследования: набор из геометрических фигур, счетные палочки.

6.Формы.

Методика обследования.

1.Наиди в группе и назови предметы круглой формы (квадратной, треугольной…)

2. Вспомни и назови предметы данной формы из домашней обстановки.

Материал для обследования: геометрические фигуры.

7.Ориентировка во времени.

Методика обследования.

1. Д/игра. «Что сначала, что потом». (Ребенку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени).

2. Беседа «Вчера, сегодня, завтра». (На примере НОД в детском саду).

3. Д/ упр. «Покажи по картинке»: «Что раньше? Что потом?»

Материал для обследования: картинки на части суток с природными явлениями и деятельностью людей, картинка к заданию «Что раньше?»

8.Ориентировка в пространстве.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Что где? (Ребенку предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа).

2. Д/упр. «Пойдешь - найдешь» (ребенку предлагается идти в заданном направлении и найти предмет. Например: «Сделай два шага вперед, повернись налево, сделай три шага вперед, повернись направо. Что ты нашел?)

3. Правильное использование предлогов «над», «под»; слева, справа.

Материал для обследования: игрушка, картинка к заданию №3.

9.Знание цифрового материала.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Расставь цифры на свои места» (ребенок должен цифры от 1 до 5 расставить в ряд).

2. Соответствие количества предметов и цифры. Предложите ребенку к каждой карточке с определенным количеством предметов подобрать нужную цифру.

3. Предложить ребенку достать из мешочка нужное количество игрушек, соответствующее указанной цифре.

Материал для обследования: цифры от 1 до 5, карточки с разным количеством рисунков, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.

10.Ориентировка на листе бумаги.

Методика обследования.

1. «Геометрический диктант». Под диктовку дети рисуют нужную фигуру на листе бумаги слева, справа, вверху, внизу, в середине. (Можно с группой)

Материал для обследования: чистые листы бумаги

, простые карандаши.

11.Логическое мышление.

Методика обследования.

1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

2. Задание на логическое мышление: «Найди лишнюю фигуру». Объясни, почему она лишняя.

3. «Дорисуй!» (Можно с группой)

Материал для обследования: карточки к заданию №2, листы к заданию «Дорисуй!», простые карандаши.

Задание 4. Составьте педагогические рекомендации воспитателям для работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
– Необходимо поддерживать у ребенка уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребенка.

– Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т. к. данная категория детей с трудом переключается с предыдущей деятельности.

– Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

– Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать постепенно.
Задания по теме 6.2. Технологии формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ
Цель: закрепление знаний о технологиях формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ, формирование умения применять их для решения практических задач.

Задание 5. Составьте педагогические рекомендации воспитателям для работы с детьми с ОВЗ на занятиях по формированию математических представлений.

– Необходимо поддерживать у ребенка уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребенка, для этих детей необходима специальная коррекционная работа с учётом их умственных и психофизических возможностей.

– Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т. к. данная категория детей с трудом переключается с предыдущей деятельности.

– Важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения.

– Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

– Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать постепенно.

Задание 6. Разработайте фрагмент группового занятия по обучению решению задач с индивидуальными заданиями для детей с ОВЗ.


Цель: Обучение решению задач

Задачи:

1.Научить детей решению простейших математических задач.

2.Решение задач в пределах чисел от 1 до 5.

3. Научить ставить вопросы и находить решение задач.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Способствовать развитию памяти, внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Формировать психологический контакт, взаимопонимание и сотрудничество, усидчивость, трудолюбие.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Ход занятия

1.Организационный момент. -Здравствуйте, ребята!

К нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.

Они пришли не с пустыми руками, и приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны найти правильные ответы.

2. Актуализация ранее полученных знаний:

Воспитатель:

Посмотрите, что принесли нам Маша и Медведь. Воспитатель выкладывает на столе карточки с цифрами. Давайте вспомним, как называются эти цифры. Дети поочередно называет цифры. Молодцы, а теперь поиграем!

3. Игра «Вспоминай-ка» (тренировка зрительной памяти и произвольного внимания):

Воспитатель:

- С первым заданием вы справились, молодцы! Теперь внимательно посмотрите и найдите цифру 1, далее 2, ….. 5 Молодцы. Теперь давайте разложим эти цифры по порядку и проверим, правильно ли у вас получилось! (Воспитатель вместе с детьми находит ошибки. Игра повторяется несколько раз.

4. «Решение задач»

1. Задача на нахождение суммы:

Маша и Медведь ходили на рыбалку. Медведь поймал 3 рыбки, а Маша – 1.

Сколько всего рыб поймали мальчики вместе? (показать наглядно на предметах количество пойманных рыбок).

Решение: 3+1=4

Ответ: вместе Маша и Медведь поймали 4 рыбки.
2. Задача на нахождение остатка:
В вазе было 3 яблока. Маша съела 1 яблоко.

Сколько яблок осталось в вазе? (также наглядно показывать количество предметов с показанием цифр данной задачи)

Решение: 3–1=2

Ответ: в вазе осталось 2 яблока.
5. Пальчиковая игра «Котята» (развитие мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики).

Воспитатель:

- Давайте теперь разомнем наши пальчики! Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения

( Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)

У кошечки нашей есть десять котят,

(покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:


Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).
7.Заключительный этап

Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали, какие задачи решали?

Какое задание было самым трудным?

Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии.

Они обязательно еще придут к вам в гости.

А я жду Вас на следующем уроке. До свидания!


Задания по теме 6.3. Сотрудничество дошкольного учреждения с родителями по вопросам математического развития детей
Цель: закрепление знаний о сотрудничестве дошкольного учреждения с родителями по вопросам математического развития детей, формирование умения применять их для решения практических задач.

Задание 7. Разработайте содержание одной из форм работы с родителями по математическому развитию детей (форма работы по выбору обучающегося).
Консультация для родителей

«Как научить ребенка считать?»

Математическое развитие ребенка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством взрослого постепенно, в процессе систематических занятий с детьми.

Очень важно, научить ребенка логически мыслить. Для этого можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. И чем младше ребенок, тем больше игр должно присутствовать в его жизни, начиная с пробуждения, одевания, умывания, за столом и на прогулке, т.к. именно через игру ребенок обучается.

Уже с утра, как только ребенок проснется, можно начинать с ним заниматься: «Одна ручка, вторая, одна ножка, вторая. Правая ручка, левая, правая ножка, левая. А тапочки ждут наши ножки. Сколько тапочек? Два. Почему? Потому что две ножки. Сколько ножек, столько и тапочек».

Водные процедуры тоже сопровождаются игрой. «Левый глазик, правый глазик, зубки чистим какой рукой? Сколько зубных щеток? Почему? Столько же, сколько человек в семье».

За завтраком, обедом или ужином спросите ребенка: «Сколько тарелочек, ложечек, чашек?», «Всем ли хватит?». Попросите ребенка раздать всем поровну фрукты, конфеты.

Занятия с детьми желательно проводить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, конструирования и др.). Таким образом, у ребенка формируются знания о том, что окружающий мир состоит из множества звуков, движений, предметов, и они отличаются по своей природе, в том числе по количеству, форме, размеру, расположением в пространстве.