Файл: Методические рекомендации по обучению решению арифметических задач Задание Разработайте конспект занятия на тему Решение простых арифметических задач.rtf
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ребенок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов взрослого додумывает, дорисовывает изображенные фигуры. Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.
Низкий (1 балл) - Ребенок допускает ошибки при счете предметов (до 3-5). Различает предметы по форме, размерам, называет их. Устанавливает некоторые отношения между предметами, пространственные и временные отношения только по подсказке взрослого. Не устанавливает связей между числом, цифрой и количеством. Равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии. Не пытается подумать, не принимает условий задачи. Не запоминает стихи.
1.Память.
Методика обследования.
1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.
2. Д/упр. «Посмотри и запомни!» Фигуры разложены в определенном порядке, ребенок запоминает, закрывает глаза, положение фигур меняется. Затем ребенок открывает глаза, и называет изменения. Точно также можно с цифровым рядом. (Кратковременная память)
3. Хорошо ли ребенок запоминает стихи, загадки, в стихах. (Долговременная память)
Материал для обследования: фигуры разного цвета, формы, величины; цифры.
2.Количество и счет.
Методика обследования.
1. Выявить умение считать в пределах 5 в прямом порядке, в обратном порядке.
2. Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4. Как можно проверить?
3. Отсчитай столько матрешек, сколько у меня кругов? Квадратов?
Материал для обследования: круги, квадраты, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.
3.Порядковый счет.
Методика обследования.
1.Выявить умение использования порядкового счета в пределах 5.
2. Д/упр. «Кто первый? Кто пятый? На каком месте стоит Винни-Пух?»
3. Д/упр. «Какая цифра стоит на третьем месте в числовом ряду?..»
Материал для обследования: набор цифр, карточка к заданию «Винни-Пух».
4.Величина.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Найди самую длинную (короткую) полоску, широкий (узкий) шарф, высокое (низкое) дерево, большой (маленький) гриб».
2. Покажи на рисунке: самый широкий шарф, самый узкий; покажи яблоко, которое белочка сможет занести в дупло.
Материал для обследования: полоски разной длины (4-5), полоски разной ширины (4-5), изображение дерева (выс. – низ.), карандаши разной толщины, картинки ко второму заданию.
5.Геометрические фигуры.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Отбери: все квадраты, треугольники, круги, овалы, прямоугольники».
2. Сколько сторон, углов у квадрата, треугольника, круга..?
3. Работа со счетными палочками: построй квадрат (сколько палочек нужно взять для построения?), построй треугольник, круг. (Можно с группой)
Материал для обследования: набор из геометрических фигур, счетные палочки.
6.Формы.
Методика обследования.
1.Наиди в группе и назови предметы круглой формы (квадратной, треугольной…)
2. Вспомни и назови предметы данной формы из домашней обстановки.
Материал для обследования: геометрические фигуры.
7.Ориентировка во времени.
Методика обследования.
1. Д/игра. «Что сначала, что потом». (Ребенку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени).
2. Беседа «Вчера, сегодня, завтра». (На примере НОД в детском саду).
3. Д/ упр. «Покажи по картинке»: «Что раньше? Что потом?»
Материал для обследования: картинки на части суток с природными явлениями и деятельностью людей, картинка к заданию «Что раньше?»
8.Ориентировка в пространстве.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Что где? (Ребенку предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа).
2. Д/упр. «Пойдешь - найдешь» (ребенку предлагается идти в заданном направлении и найти предмет. Например: «Сделай два шага вперед, повернись налево, сделай три шага вперед, повернись направо. Что ты нашел?)
3. Правильное использование предлогов «над», «под»; слева, справа.
Материал для обследования: игрушка, картинка к заданию №3.
9.Знание цифрового материала.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Расставь цифры на свои места» (ребенок должен цифры от 1 до 5 расставить в ряд).
2. Соответствие количества предметов и цифры. Предложите ребенку к каждой карточке с определенным количеством предметов подобрать нужную цифру.
3. Предложить ребенку достать из мешочка нужное количество игрушек, соответствующее указанной цифре.
Материал для обследования: цифры от 1 до 5, карточки с разным количеством рисунков, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.
10.Ориентировка на листе бумаги.
Методика обследования.
1. «Геометрический диктант». Под диктовку дети рисуют нужную фигуру на листе бумаги слева, справа, вверху, внизу, в середине. (Можно с группой)
Материал для обследования: чистые листы бумаги
, простые карандаши.
11.Логическое мышление.
Методика обследования.
1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.
2. Задание на логическое мышление: «Найди лишнюю фигуру». Объясни, почему она лишняя.
3. «Дорисуй!» (Можно с группой)
Материал для обследования: карточки к заданию №2, листы к заданию «Дорисуй!», простые карандаши.
Задание 4. Составьте педагогические рекомендации воспитателям для работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
– Необходимо поддерживать у ребенка уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребенка.
– Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т. к. данная категория детей с трудом переключается с предыдущей деятельности.
– Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
– Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать постепенно.
Задания по теме 6.2. Технологии формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ
Цель: закрепление знаний о технологиях формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 5. Составьте педагогические рекомендации воспитателям для работы с детьми с ОВЗ на занятиях по формированию математических представлений.
– Необходимо поддерживать у ребенка уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребенка, для этих детей необходима специальная коррекционная работа с учётом их умственных и психофизических возможностей.
– Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т. к. данная категория детей с трудом переключается с предыдущей деятельности.
– Важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения.
– Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
– Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать постепенно.
Задание 6. Разработайте фрагмент группового занятия по обучению решению задач с индивидуальными заданиями для детей с ОВЗ.
Цель: Обучение решению задач
Задачи:
1.Научить детей решению простейших математических задач.
2.Решение задач в пределах чисел от 1 до 5.
3. Научить ставить вопросы и находить решение задач.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Способствовать развитию памяти, внимания.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Формировать психологический контакт, взаимопонимание и сотрудничество, усидчивость, трудолюбие.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Ход занятия
1.Организационный момент. -Здравствуйте, ребята!
К нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.
Они пришли не с пустыми руками, и приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны найти правильные ответы.
2. Актуализация ранее полученных знаний:
Воспитатель:
Посмотрите, что принесли нам Маша и Медведь. Воспитатель выкладывает на столе карточки с цифрами. Давайте вспомним, как называются эти цифры. Дети поочередно называет цифры. Молодцы, а теперь поиграем!
3. Игра «Вспоминай-ка» (тренировка зрительной памяти и произвольного внимания):
Воспитатель:
- С первым заданием вы справились, молодцы! Теперь внимательно посмотрите и найдите цифру 1, далее 2, ….. 5 Молодцы. Теперь давайте разложим эти цифры по порядку и проверим, правильно ли у вас получилось! (Воспитатель вместе с детьми находит ошибки. Игра повторяется несколько раз.
4. «Решение задач»
1. Задача на нахождение суммы:
Маша и Медведь ходили на рыбалку. Медведь поймал 3 рыбки, а Маша – 1.
Сколько всего рыб поймали мальчики вместе? (показать наглядно на предметах количество пойманных рыбок).
Решение: 3+1=4
Ответ: вместе Маша и Медведь поймали 4 рыбки.
2. Задача на нахождение остатка:
В вазе было 3 яблока. Маша съела 1 яблоко.
Сколько яблок осталось в вазе? (также наглядно показывать количество предметов с показанием цифр данной задачи)
Решение: 3–1=2
Ответ: в вазе осталось 2 яблока.
5. Пальчиковая игра «Котята» (развитие мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики).
Воспитатель:
- Давайте теперь разомнем наши пальчики! Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения
( Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).
7.Заключительный этап
Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали, какие задачи решали?
Какое задание было самым трудным?
Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии.
Они обязательно еще придут к вам в гости.
А я жду Вас на следующем уроке. До свидания!
Задания по теме 6.3. Сотрудничество дошкольного учреждения с родителями по вопросам математического развития детей
Цель: закрепление знаний о сотрудничестве дошкольного учреждения с родителями по вопросам математического развития детей, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 7. Разработайте содержание одной из форм работы с родителями по математическому развитию детей (форма работы по выбору обучающегося).
Консультация для родителей
«Как научить ребенка считать?»
Математическое развитие ребенка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством взрослого постепенно, в процессе систематических занятий с детьми.
Очень важно, научить ребенка логически мыслить. Для этого можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. И чем младше ребенок, тем больше игр должно присутствовать в его жизни, начиная с пробуждения, одевания, умывания, за столом и на прогулке, т.к. именно через игру ребенок обучается.
Уже с утра, как только ребенок проснется, можно начинать с ним заниматься: «Одна ручка, вторая, одна ножка, вторая. Правая ручка, левая, правая ножка, левая. А тапочки ждут наши ножки. Сколько тапочек? Два. Почему? Потому что две ножки. Сколько ножек, столько и тапочек».
Водные процедуры тоже сопровождаются игрой. «Левый глазик, правый глазик, зубки чистим какой рукой? Сколько зубных щеток? Почему? Столько же, сколько человек в семье».
За завтраком, обедом или ужином спросите ребенка: «Сколько тарелочек, ложечек, чашек?», «Всем ли хватит?». Попросите ребенка раздать всем поровну фрукты, конфеты.
Занятия с детьми желательно проводить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, конструирования и др.). Таким образом, у ребенка формируются знания о том, что окружающий мир состоит из множества звуков, движений, предметов, и они отличаются по своей природе, в том числе по количеству, форме, размеру, расположением в пространстве.