Файл: Анализ документа конвенция от 27 января 1999 год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ документа КОНВЕНЦИЯ от 27 января 1999 года ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ

В 1996 г. Комитет Министров Совета Европы принял Программу действий по борьбе с коррупцией, в рамках которой были подготовлены и открыты для подписания две конвенции - Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года.

В целях наиболее эффективной борьбы с подобными правонарушениями стороны - участницы Конвенции обязуются внести соответствующие изменения в нормы внутреннего права, регламентирующие: соучастие в коррупции, уголовную юрисдикцию по таким делам; ответственность юридических лиц, санкции и иные меры воздействия; защиту сотрудничающих с правосудием лиц и свидетелей; меры по содействию сбору доказательств и конфискации доходов; специализацию органов и должностных лиц по борьбе с коррупцией; обеспечение сотрудничества правоохранительных органов внутри страны.

Конвенция предусматривает для государств общие принципы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции – использование многосторонних и двусторонних международных договоров, а в случае их отсутствия обязывает стороны оказывать друг другу максимально возможную помощь, определенную ее положениями. Статьей 27 Конвенции определен порядок выдачи лиц, совершивших коррупционные преступления, квалифицированные в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией.

Данная конвенция была принята в Страсбурге. (Франция)

Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 февраля 2007 г.

Конвенция определяет тринадцать видов коррупционных преступлений, десять из которых вполне могут быть сведены к конкретизации двух традиционных проявлений подкупа — взяточничества: получения взятки и дачи взятки. Конкретизация происходит по субъекту — в отношении национальных государственных должностных лиц, членов национальных государственных собраний, иностранных государственных должностных лиц и членов иностранных государственных собраний, представителей частного сектора, должностных лиц международных организаций, членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов. В числе такого рода преступных деяний Конвенция предусматривает также использование служебного положения в корыстных целях,
отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, и преступлений, касающихся операций со счетами. Значительное внимание уделяется мерам, которые необходимо принять на национальном уровне.

Важным аспектом Конвенции является регламентация наказания и выдачи преступников. После ее подписания в январе 1999 г. значительным числом европейских стран (включая Россию) лица, совершившие коррупционные преступления, не вправе использовать территорию этих стран для того, чтобы избежать уголовного преследования (как происходило при отсутствии двустороннего соглашения об экстрадиции между конкретными странами). Однако это не лишает их возможности выбирать страну с наиболее мягким наказанием за совершенные коррупционные правонарушения.

Конвенция также прописывает требования для каждой из стран-участниц, среди которых можно отметить принятие законов, квалифицирующих в качестве уголовных правонарушений активный  и пассивный подкуп чиновников, подкуп в частном секторе, подкуп должностных лиц международных организаций, подкуп судей, использование служебного положения в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией. Согласно Конвенции в странах-участницах должна быть создана специально уполномоченная структура по борьбе с коррупцией и проведен мониторинг всего действующего законодательства.

Дальнейшее развитие уголовного законодательства европейских стран об ответственности за коррупционные преступления будет происходить в направлении имплементации ее норм во внутреннее законодательство стран, входящих в Совет Европы (с учетом национальных традиций той или иной страны). Представляется, что сравнительно легко этого достигнуть, например, в Уголовных кодексах Испании и Франции, положения об ответственности за коррупционные преступления которых в известной степени явились прообразом конвенционных норм. К сожалению, проблемным представляется процесс имплементации этих норм в УК РФ. Принимая во внимание имеющиеся различия, будет сложно устранить их путем простых изменений и дополнений уголовного законодательства России.

В преамбуле Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию подчеркивается необходимость проведения в первоочередном порядке общей уголовной политики, направленной на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и превентивных мер. Также говорится об угрозе, которую представляет коррупция для правопорядка, демократии, прав человека, социальной справедливости, экономического развития, моральных устоев. Целью Конвенции является расширение, активизация и надлежащее функционирование международного сотрудничества в области уголовного права стран-участниц Конвенции, с целью

предотвращения угрозы верховенству закона, демократии и правам человека, эффективному государственному управлению, принципам равенства и социальной справедливости, конкуренции, экономическому развитию и угрозы стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

В разделе II «Меры, принятие которых необходимо на национальном уровне» определены 13 видов коррупционных преступлений. Вместе с тем, Конвенция не исключает осуществление государством-участником любой уголовной юрисдикции в соответствии с его национальным законодательством в отношении иных коррупционных составов преступлений.

К новеллам европейского права можно отнести положение Конвенции, касающееся ответственности юридических лиц в связи с коррупционными преступлениями. Согласно ст. 18 Конвенции «каждая сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных преступлений, заключающихся в активном подкупе, использовании служебного положения в корыстных целях и отмывании денег, квалифицированных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией и совершенных в интересах любого физического лица, действующего в своем личном качестве или в составе органа юридического лица, которое занимает ведущую должность в юридическом лице, путем: выполнения представительских функций от имени юридического лица; или Осуществления права на принятие решений от имени юридического лица; или осуществления контрольных функций в рамках юридического лица, а также за участие такого физического лица в вышеупомянутых преступлениях в качестве соучастника (пособника или подстрекателя)».

Конвенция предусматривает для государств общие принципы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции – использование многосторонних и двусторонних международных договоров, а в случае их отсутствия обязывает стороны оказывать друг другу максимально возможную помощь, определенную ее положениями.

Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию


(04.11.1999) В ней предпринята попытка определения коррупции. Статья 2 характеризует коррупцию как требование, предложение, предоставление или принятие, прямо или косвенно, взятки или другого недолжного преимущества, которое извращает надлежащее исполнение обязанностей получателем взятки или недолжного преимущества. В данной Конвенции акцент сделан на возмещении ущерба, предусмотрено право лиц, пострадавших от коррупционных актов, инициировать действия в целях получения полного возмещения причиненного ущерба. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию не ратифицирована Российской Федерацией, а, следовательно, ее положения на территории России юридической силы не имеют.

Таким образом, обе Конвенции являются правовой основой антикоррупционной системы Евросоюза. Использование правовых принципов концепций в России, вероятно, возможно лишь с учетом национальных интересов и исторического опыта России и адаптации к современным российским условиям.
По состоянию на 23 марта 2006г., участниками Конвенции являются 32 государства, подписали, но пока не ратифицировали Конвенцию еще 15 государств.

Интересный факт

По данным исследования, которое провел для международной неправительственной организации Tax Justice Network профессор Колумбийского университета, бывший экономист консалтинговой компании McKinsey&Company Джеймс Генри, в течение последних полутора лет из развивающихся стран, в том числе России и Китая, к концу 2014 г. было выведено более 12 трлн долл., из них 1,3 трлн долл. — из России. Результаты исследования, показывают, что из развивающихся стран к концу 2014 г. в офшоры было выведено более 12 трлн долл., в том числе из России — 1,3 трлн.