ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Техника безопасности на уроках физкультуры.
Уроки по физической культуре всегда связаны с повышенным риском травматизма. Это накладывает на учителя по физкультуре высокие требования к исполнению техники безопасности. Преподаватель, а также каждый ученик должны неукоснительно придерживаться установленных правил. Руководство заведения обязано обеспечить соответствие нормативам безопасности спортивный зал, открытую спортивную площадку, а также спортивный инвентарь и любое дополнительное оборудование , использующееся на уроках. В случае если преподаватель физкультуры обнаружил несоответствие каких-либо объектов, связанных с занятиями, установленным нормам, он должен незамедлительно уведомить об этом руководство интерната и прекратить использовать их в уроках до устранения опасности.
Профилактика детского травматизма - одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры.
Техника безопасности на уроках физической культуры.
Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности. В соблюдении техники безопасности как учителем так и воспитанниками должны быть обязательно соблюдены все установленные пункты, которые должны быть обязательными для каждого учителя физкультуры при организации проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту.
Существуют основные общие правила поведения на занятиях физической культурой, которые нужно усвоить всем учащимся. Согласно им каждый учащийся обязан:
1. Заниматься только с учителем или его помощниками, обязательно выполнять все их указания.
2. Быть в соответствующей форме – одежде и обуви, следить за ее опрятностью.
3. Не покидать без разрешения учителя место занятий.
4. При выполнении с товарищами по классу физических упражнений быть внимательным и осторожным, не
мешать друг другу, не толкаться, не разговаривать, не кричать.
5. Во время бега, прыжков, метаний не стоять на пути разбега и месте приземления учащихся или спортивного снаряда.
6. При выполнении упражнений и особенно в подвижных играх помогать друг другу, не нарушать правила игры, избегать столкновений с соперниками, не допускать грубых приемов.
7. Не нарушать определённую учителем организацию урока; быть внимательным, сосредоточенным при выполнении упражнений
8. Заниматься только на исправном спортивном оборудовании, с исправным инвентарем, закончив выполнение упражнений, класть инвентарь в места его хранения.
9. На спортивной площадке и в зале не сорить, следить за их чистотой.
На занятиях легкой атлетикой необходимо:
1. После пробегания линии финиша с максимальной скоростью не останавливаться, а продолжать бег.
2. Во время бега не пересекать дорогу соперникам, не забегать на соседнюю дорожку; при групповом старте не толкаться
3. Во время метаний не стоять в близи метающего, или впереди него, не находится в секторе приземления метательных снарядов, метать мяч, гранату в определённом учителем секторе и по команде; не ходить за снарядом в поле без разрешения учителя;
4. При выполнении прыжков в длину и высоту соблюдать определенный временной интервал. Не оставлять в прыжковой яме лопаты, грабли и др.
На занятиях гимнастикой необходимо:
1. Перед каждым занятием добросовестно выполнять упражнения на разогревание основных групп мышц и связок.
2. Соблюдать правила работы на отдельных снарядах.
3. Нельзя без разрешения учителя выполнять сложные, еще не изученные упражнения. Не выполнять сложные упражнения на гимнастических снарядах без страховки и помощи;
4. Нельзя выполнять опорные прыжки без страховки, не приземляться на соединение матов;
5. Выполнять упражнения на гимнастической стенке можно только при наличии под ними необходимого качества матов.
6. Нельзя спускаться вниз по канату или месту соскальзывания.
7. Нельзя находиться вблизи гимнастического снаряда, если на нем работает другой ученик.
8. Нельзя переносить тяжелые снаряды и инвентарь
, крутить крепежные приспособления.
На занятиях по лыжной подготовке необходимо:
1. Заниматься в специальной спортивной одежде, соответствующей погодным условиям.
2. Получив инвентарь (лыжи, палки) необходимо проверить их исправность и соответствие росту.
3. Во время спусков на лыжах с горки интервал между учащимися должен быть не менее 30 метров.
4. Во время спусков на лыжах нельзя выставлять лыжные палки вперед.
5. Необходимо следить учителю за тем, чтобы не было обморожений открытых частей тела.
6. Лыжник, идя за другим лыжником, должен сохранять дистанцию не менее 1 м.
7. Уступать лыжню при обгоне; не спускаться на лыжах рядом с деревьями, кустами, камнями, в перекрёстном направлении и не останавливаться у подножия горы.
На занятиях спортивными играми:
1. Не нарушать правила игры, избегать столкновения с соперниками, не допускать грубых приемов
2. Заниматься в соответствующей форме и обуви.
3. Не играть на скользком полу; избегать столкновений;
Нетрадиционные формы занятий
Практически самой распространенной формой занятия с детьми, страдающими ДЦП, является фитбол-гимнастика на больших упругих мячах. Фитболы могут быть разного размера в зависимости от возраста и роста занимающихся. Так для детей 3-5 лет диаметр мяча должен быть равен 45 см, от 6 до 10 лет — 55 см, для детей, имеющих рост от 150 до 165 см, диаметр мяча должен составлять 65 см, для детей и взрослых, имеющих рост от 170 до 190 см, — 75 см. Фитбол способствует хорошей релаксации мышц, а естественная выпуклость мяча может использоваться для коррекции различных деформаций позвоночника.
Прежде чем приступить к занятиям, следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями:
1. Правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела. Посадка на мяче считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90°, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Такое положение на мяче способствует устойчивости и симметричности, главным условиям сохранения правильной осанки. Острый угол в коленных суставах опасен, так как создает дополнительную нагрузку на связки при выполнении упражнений, сидя на мяче.
2. Необходимо правильно и своевременно использовать страховку, самостраховку и помощь для профилактики травматизма. Кроме того, на полу и одежде занимающихся не должно быть никаких острых предметов, чтобы не повредить мяч. На занятия надевать удобную одежду и нескользкую обувь.
3. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
4. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
5. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси повреждают межпозвонковые диски, увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов, нарушают вертебробазилярное кровообращение.
6. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхания, особенно это касается исходного положения лежа на животе на мяче, так как длительное сдавливание диафрагмы затрудняет дыхание.
7. При выполнении упражнений лежа на спине на мяче и лежа на груди на мяче, голову не запрокидывать, затылок и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
8. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
9. При выполнении упражнений лежа на животе на мяче с упором руками на полу, ладони должны быть параллельны друг другу и располагаться на /ровне плечевых суставов.
10. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растяги вание и расслабление.
11. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоциональ ного фона, бодрого, радостного настроения Важна также эстетика выполнения упражнений.
12. Занятия на фитболе могут проводиться через день или два раза в неделю. Продолжительность занятий для детей до 5 лет 15—20 мин, для детей 6—7 лет — 25—30 мин, в более старшем возрасте — до 40—45 мин.
13. Каждое упражнение повторять, начиная с 3—4 раз, постепенно увеличивая до 6—8 повторений. Упражнения выполнять, исходя из принципа рассеивания нагрузки в разных исходных положениях на разные группы мышц. В конце занятия используются упражнения ля восстановления дыхания и расслабления
Нормы температур воздуха для проведения занятий по лыжной подготовке: Младшие учащиеся – безветрие или слабый ветер – 10С, умеренный ветер – 12С, при сильном ветре не проводятся.
Старшие учащиеся – безветрие или слабый ветер – 20С, умеренный ветер – 15С, при сильном ветре не проводятся.
Общая техника безопасности на уроках физкультуры так же включает в себя требования к техническому, санитарному, организационному, пространственному, медицинскому и т. д. оснащению уроков по физической культуре. Спортивный зал должен соответствовать формам проведения физкультуры. Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а так же правилам по электробезопасности и пожаробезопасности . Влажная уборка должна проводиться 2 раза в день; После каждого проведенного занятия зал должен проветриваться; Инвентарь должен находится в хорошем состоянии. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и быть надежно закреплены. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда. Если в спортивном зале есть какие - то неполадки то занятия не проводятся;
Техника безопасности – это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподава -телей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения учащихся.