Файл: Предпосылки и факторы изменения мотивация в течение жизни человека.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная (экзаменационная) работа (№ 4 семестра)
Дисциплина: Лидерство и командообразование
Реферат на тему:
«Предпосылки и факторы изменения мотивация в течение жизни
человека»
Выполнил(а):
Собиров Инокжон Баходирович
Проверил(а): ___________________
________________ (дата)
Омск 2023г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..…….....3
1.Понятие и сущность лидерства……………………….…………………….....5
2.Отличительные качества и характеристики лидеров………………………..9
3.Основные теоретические направления исследования феномена лидерства…………………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………………………………..22
Введение
Актуальность выбранной темы исследования.
Личность руководителя соединяет в себе множество индивидуальных характеристик, определяющих успешность деятельности организации. Руководство организацией выражается в управлении людьми для достижения поставленных перед организацией целей. Руководителем организации осуществляются некоторые основные функции управления, к которым относятся планирование деятельности организации, постановка целей и задач, организация коллектива для успешного осуществления деятельности, мониторинг и оценка деятельности сотрудников.
Талант руководителя определяется в соответствии с психологическими качествами, являющимися профессионально важными. При этом на личностные характеристики руководителя своеобразный отпечаток накладывает многогранный характер управленческой деятельности.
Качества современного руководителя представляют собой обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, оказывающие существенное воздействие на управленческую деятельность. Качества современного руководителя представляют собой довольно сложные в психологическом плане образования, которые зависят от многих факторов, таких, как структура личности, особенности характера, способности, опыт и направленность личности и т.д.
Руководство и лидерство рассматриваются в социальной психологии в качестве групповые процессы, связанных с осуществлением социальной власти в группе. Власть обладает правом и возможностью распоряжаться кем-либо или чем-либо, а также подчинять воле одного человека. Лидер или руководитель оказывают решающее влияние на дела группы.
Лидером принято называть авторитетного члена организации либо малой группы, личностное воздействие которого дает ему возможность играть определяющую роль в различных ситуациях и социальных процессах. Повседневное влияние и авторитет лидера обладают неформальным характером, формируются стихийным образом и поддерживаются с помощью неофициальных средств группового контроля.
Эффективность деятельности руководителя соотносится с его способностью находить и разрешать проблемы, ставить цели и задачи, определять средства и способы, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Соответственно, это требует от руководителя наличия определенных знаний при разработке тактики и стратегии развития организации, в сочетании с интуицией и творческим воображением.
Цель данной реферативной работы – рассмотреть современные теоретические направления исследования феномена лидерства.
В соответствии с данной целью, можно выделить следующие задачи исследования:
1)раскрыть понятие и сущность лидерства;
2)выявить отличительные качества лидеров;
3)охарактеризовать основные теоретические направления исследования феномена лидерства.
Объект исследования – феномен лидерства. Предмет исследования – теоретические направления исследования феномена лидерства.
1.Понятие и сущность лидерства
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей [5, c. 32].
Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
1)проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
2)достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
3)уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
- видение ситуации в целом;
- способность к коммуникациям;
-доверие сотрудников;
-гибкость при принятии решений.
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей [7, c. 43].
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер – последователь», чем «начальник – подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, в конечном счете, утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории [5, c. 32].
Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.
Лидер – это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1)бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2)социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3)политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу.
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.
Таким образом, лидерство – это процесс социального влияния
, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.
2.Отличительные качества и характеристики лидеров
Руководитель (менеджер) является ключевым элементом в системе оценивания персонала. Как отмечает Аслаханова С.А., руководитель может успешно достичь поставленной перед ним цели, поскольку он приумножает свои интеллектуальные и физические способности благодаря использованию совместных сил сотрудников организации.
Руководителей принято подразделять на три категории. Рассмотрим данные категории руководителей более подробно.
1)К первой категории принято относить операционных руководителей, которые принадлежат к самому низкому элементу в управленческой структуре. Данная категория руководителей предназначена для роли выполнения функций управления процессом производства, с использованием потребных ресурсов. К данной категории руководителей можно отнести мастера цеха, заведующего лабораторией, мастер цеха и т. д.
2)Ко второй категории относятся руководители среднего звена, роль которых заключается в том, чтобы контролировать работу операционных руководителей. Вся информация, которая была ими получена ими, должна быть передается наверх – руководителям высшего звена. К категории руководителей среднего звена следует относить руководителей отделов предприятия, декана и т.д.
3)К третьей категории руководителей принято относить руководителей высшего уровня. Данная группа является самой малочисленной. Она считается подотчетной за все операции, которые направлены на достижение целей организации. Высшим руководством могут быть осуществлены или одобрены все наиболее значимые решения в любой организации либо предприятии. Данным тип включает в себя лидеров, к таким лидерам можно отнести президента, председателя правления, а также министров. Для того, чтобы занимать пост высшего руководства, нужно нести огромную ответственность за деятельность организации [3, c. 372].
По мнению Вязгина А.В., одним из повседневных вопросов, которые реализуются большинством компаний может считаться кадровый вопрос, а именно, руководителей среднего уровня и руководителей нижнего уровня [4, c. 25].
Особая роль руководителя заключается в управлении организацией. Это можно объяснить тем, что:
1)организации выступают в качестве основного звена единого народнохозяйственного комплекса, организациям принадлежит основная роль в развитии экономического потенциала государства и в достижении наиболее важной цели общественного производства, которая состоит в наиболее полном удовлетворении растущих материальных и духовных потребностей общества;