Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1. Вопросы понимания «прав и свобод человека и гражданина»
1.2. Понятие, признаки и система гарантий прав и свобод человека и гражданина
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ
2.1. Политические гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.2. Экономические гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.3. Социальные гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.4. Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях формирования новых принципов демократического общества особую актуальность приобретают вопросы, касающиеся гарантий прав и свобод человека и гражданина. Осознание человеком своей свободы, возможности реализовать свои права, неразрывно связано с конкретными условиями, которые сложились в данном обществе. Поэтому в последние годы ученых и практиков, прежде всего в области юриспруденции, а также и граждан, беспокоит вопрос: какой должна стать модель российского государства, какая модель государства в большей степени способна гарантировать гражданам их права и свободы? И это обусловливает необходимость выяснения сущности «гарантий прав и свобод человека и гражданина».
Гарантии прав и свобод человека и гражданина, их широта, реальность, осуществимость выражают не только фактический и юридический статус личности в обществе, но и сущность действующей в стране демократии, социальные возможности, которые заложены в самом общественном строе. Они показатели зрелости общества, его достижений, тем более, что на государство и его органы Конституцией России и российским законодательством возлагаются обязанности обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые сложились в процессе становления и развития прав и свобод человека и гражданина и их гарантий как социально-правового явления.
Предметом исследования является комплекс правовых норм и организационно-правовых форм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Цель исследования заключается в анализе гарантий прав и свобод человека и гражданина и их реализации на современном этапе развития общества.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
– определение понятия и содержания гарантий прав и свобод человека и гражданина;
– выяснение сущности теоретических основ гарантий прав и свобод человека и гражданина;
– анализ содержания, юридической формы, видов гарантий, обеспечивающих фактическую реализацию и охрану (защиту) прав и свобод человека и гражданина.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных ученых: А.Я. Азарова, В.Н. Витрука, Л.И. Глухаревой, В.А. Лебедева, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Е.Н. Хазова и др.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания: анализ, синтез, обобщение, систематизация, нормативно-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, вмещающих 4 параграфа, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1. Вопросы понимания «прав и свобод человека и гражданина»
Институт защиты прав и свобод возникает тогда, когда они нарушаются, или когда принимаются меры, направленные на восстановление нарушенного права или свободы. Институт охраны прав и свобод означает обеспечение их нормальной реализации, недопущения нарушений и т.п. Терминологическая четкость по этим вопросам будет способствовать лучшему функционированию всего механизма гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Раскрыть содержание понятия «гарантии» прав и свобод невозможно без самого понимания понятий «прав и свобод человека и гражданина». В научной литературе имеется достаточно большое разнообразие дефиниций прав и свобод человека. Так, по мнению В.Н. Витрука, права и свободы личности являются материально обусловленные, юридически закрепленные и гарантированные возможности индивида обладать и пользоваться конкретными социальными благами: социально-экономическими, духовными, политическими и личными[1]. А.Ю. Верин под правами человека понимает наиболее существенные возможности свободного развития людей, предоставленные государством и обществом, которые возникли как результат развития общества, широкого распространения революционных и гуманистических идей[2]. Л.И. Глухарева считает, что права человека, будучи приведенными в действие, представляют собой требования, обращенные к обязанному лицу или организации, которые должны быть последними обязательно выполнены[3]. С.В. Лихолетова так определяет права и свободы человека, что это определенные возможности человека, необходимые для его существования и развития в конкретно-исторических условиях, которые объективно определяются достигнутым уровнем развития человечества (экономическим, духовным, социальным) и закреплены в широко признанных международных документах[4].
Для четкого определения правового статуса человека и гражданина важно дойти до определенности понимания понятий «права» и «свободы». Как указывает Т.Т. Ляшенко соотношение между этими категориями следующее:
– термин «право» означает меру возможного поведения человека, осуществление тех или иных действий, закрепленных в нормативно- правовых актах. То есть это более четкая категория и варианты его использования определены в юридических актах. В своей основе право гражданина всегда есть правом на то, что нужно человеку, на что он претендует или на то, что закон ему предоставляет, чем закон его обеспечивает, что служит интересам человека, удовлетворению его потребностей, что определяется как социальное благо, социальная ценность;
– термин «свобода» ‒ это философская и правовая категория, которая означает самостоятельный выбор индивидом или организацией варианта своего поведения. Свобода – это возможность пользовались и распоряжаться тем или иным социальным благом, ценностью, удовлетворять собственный интерес или какую-то жизненную потребность таким образом, чтобы не нарушать права других людей[5].
Вместе с тем анализ конституционного законодательства указывает на то, что термин «свобода» ‒ более широкое понятие и может иметь много вариантов осуществления. Так в Конституции РФ закреплено: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 22); «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения» (ч.3 ст.28) и др.
При этом необходимо учесть, что Основной Закон предоставляет человеку свободу таким образом, чтобы она не могла быть использована против интересов общества, государства и других граждан. То есть, если в статье 22 Конституции РФ закреплено субъективное право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, это не означает, что человек может вести себя как заблагорассудится, независимо от чужой воли, без принуждения. Такое понимание свободы соответствует обязанности лица соблюдать Основной Закон, уважать права и свободы, честь и достоинство других лиц.
Свобода понимается как конкретное социальное положение человека или людей в их взаимоотношениях с государством. Это образ возможного и дозволенного поведения в обществе. Однако свободы личности одновременно выступают и как ее права (право на свободу слова, печати, уличных шествий, демонстраций и др.). В то же время, как утверждают Е.А. Лукашова, сам термин «право» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении государственными делами, право избирать и быть избранными)[6].
На основе вышеизложенных понятий можно сделать вывод: во-первых, что речь идет о возможности действовать или воздерживаться от определенных поступков с тем, чтобы обеспечить свое надлежащее существование, свое развитие, удовлетворение сформулированных потребностей; во-вторых, содержание и объем этих возможностей человека зависит прежде всего от возможностей всего общества, главным образом от уровня его экономического развития; в-третьих, эти возможности по их основным показателям должны быть равными для всех людей; в-четвертых, они не должны отчуждаться, отбираться, ограничиваться чем-либо, а также не могут быть и предметом «дарения» со стороны государства или любой другой организации, учреждения или лица[7].
Права человека – это существенные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему от рождения. Они могут существовать независимо от того, признает их государство или нет, закрепляет их на законодательном уровне или нет, а также независимо от связи их носителя с тем или иным государством. К неотчуждаемым правам относятся право на жизнь, безопасность, собственность, личную неприкосновенность и другие. Как свидетельствует мировая практика, в мире многие люди не имеют статуса гражданина (лица без гражданства – апатриды), а это значит, что они обладают правами человека, но не имеют прав гражданина. По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько, права человека не всегда выступают только как юридические категории, но и как моральные или социальные[8].
Права гражданина – это права, которые регулируют сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Ю.В. Куракина определяет права гражданина как охраняемую законом меру юридически возможного поведения, направленную на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством, выделяя следующие признаки прав гражданина: охватывают сферу отношений индивида и государства; государство гарантирует (может гарантировать) гражданину такие права, которые оно не гарантирует иностранцам или лицам без гражданства; права гражданина, возникающие на основе норм международного права, существуют и реализуются в рамках отраслевых правоотношений; некоторые права гражданина, закрепленные в конституциях государств, фигурируют как права человека в международно-правовых документах[9].
Конституция Российской Федерации разграничивает основные права и свободы на права и свободы человека и гражданина. Большинство статей Главы 2 Конституции начинаются так: «Каждый вправе…», «Каждый имеет право...», «Каждый может…». Такой подход согласуется с законодательной практикой международного сотрудничества. По общеопределенным нормам международного права неотъемлемые права и свободы каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, должны уважаться любым государством. Эта гуманная норма гарантируется ст. 63 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
И как подчеркивает Е.Н. Хазов, Конституция РФ закрепляет и гарантирует права и свободы не только гражданина, но и человека. Причем права и свободы человека поставлены на первое место. Это значит, что Россия в соответствии с положениями Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[10] и Международного пакта о гражданских и политических правах[11]; положений закрепленных Всеобщей декларацией прав человека[12] на конституционном уровне, приняла меры, необходимые для обеспечения прав и свобод человека. Причем термин «каждый» повторяется в большинстве статей главы 2 Конституции[13].
1.2. Понятие, признаки и система гарантий прав и свобод человека и гражданина
Теоретико-научное понятие гарантий прав и свобод человека – явление историческое в том, что их развитие всегда предусматривало историческую преемственность представлений о них с прошлыми взглядами на человека, как на участника социальной жизни. История человечества – это история развития свободы человека на основе развития производительных сил[14]. В общем виде можно сказать, что степень гарантий прав и свобод человека определяется уровнем развития государства, права в определенном обществе. Государство, право в целом, права человека – это не разные по своей сути, функциям и назначению феномены, функционирующие независимо друг от друга, а это принципиально однопорядковые, взаимосвязанные общественные явления.