Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1. Вопросы понимания «прав и свобод человека и гражданина»
1.2. Понятие, признаки и система гарантий прав и свобод человека и гражданина
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ
2.1. Политические гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.2. Экономические гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.3. Социальные гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.4. Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина
Политические партии в России содействуют формированию и выявлению политической воли граждан, выдвигая своих кандидатов на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые должны проводить политику этих партий при получении ими соответствующего мандата. Членами политических партий могут быть только граждане Российской Федерации.
Право на объединение в профсоюзы – одно из важнейших в цивилизованном обществе, а его реализация является показателем существования в нем демократии. Профсоюзная свобода предусматривает политическую и финансовую независимость профсоюзов от государства, политических партий, предпринимателей, церкви, что как правило тщательным образом проверяется при государственной регистрации профсоюзов в странах с рыночной экономикой[33]. Правовое положение профессиональных союзов закреплено в Федеральном законе от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[34], который определяет особенности правового регулирования, принципы создания, права, и гарантии деятельности профсоюзов. Как объединение трудящихся по профессиям, профессиональные союзы являются добровольными общественными организациями, которые объединяют граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности, с целью представительства, осуществления и защиты их трудовых, социально-экономических и других прав и интересов.
В статье 32 Конституции РФ гарантируется право граждан участвовать в управлении государственными делами, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Это право означает гарантированную гражданам Российской Федерации возможность как непосредственно, так и через своих представителей осуществлять всю полноту власти. Данную гарантию развивает закрепленное в ст.3 Конституции РФ положение о народовластии, которое имеет обобщенный, абсолютный характер.
Народовластие как совокупность определенных властеотношений, в совершении которых может участвовать любое лицо, представляет собой целостную согласованную систему и таким системообразующим элементом выступает сам факт осуществления власти народа, который соответствует его целям и интересам на действительно демократических принципах и предусматривает объединение всех необходимых средств и элементов в систему народовластия, в которых бы каждый человек принимал участие в управлении обществом на разных уровнях и в разных сферах организации властных отношений. Это можно назвать главной целью функционирования системы народовластия на которую она направлена. А именно, устанавливается право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, право доступа к государственной службе[35].
На законодательном уровне вопрос упомянутой политической гарантии данного права граждан находит свое отражение в ряде законов. Это, в частности, Федеральные законы: от 28.06.2004 г. «О референдуме Российской Федерации»[36]; от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[37]; от 26.10.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»[38]. На основе указанного законодательства принимаются соответствующие акты субъектов Федерации.
Право граждан избирать и быть избранным стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т.е. имеет властеобразующий характер.
Продолжением избирательных прав граждан российской Федерации является право свободного доступа к государственной службе. Под государственной службой с практически-функциональной точки зрения понимается основанная на законе деятельность персонала государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, которая заключается в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства[39].
Конституционные положения о государственной службе конкретизируются в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [40]. В статье 4 указанного закона установлено, что право на государственную службу имеют граждане России независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего. Включение этой нормы в действующее российское законодательство означает приведение его в соответствие с международным правом, снятия определенных ограничений и т.д.
Важной гарантией осуществления гражданами права на участие в государственном управлении является государственный и общественный контроль за состоянием обеспечения прав и свобод граждан.
Статья 31 Конституции гарантирует право гражданам собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Конституционные положения указанной статьи призваны, прежде всего, способствовать политической свободе мнений убеждений и высказываний в Российской Федерации.
Как отмечает А.Я. Азаров, по правовому содержанию это право гарантирует гражданам России возможность свободно и неограниченно выражать, обсуждать, разъяснять, убеждать и распространять в любой форме (в рамках закона) собственные мысли, убеждения и взгляды по всем вопросам общественной, политической, экономической, культурной жизни государства, в частности, важных вопросов, связанных с созданием проектов законов решений общего и местного значения[41]. Ограничение относительно реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка – с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.
Обеспечение осуществления гражданами указанных политических свобод возлагает и определенные обязанности на органы исполнительной власти или местного самоуправления. Это – предоставление гражданам общественных помещений, улиц, площадей, ограничение движения транспортных средств, охрана работниками правоохранительных органов, предоставление возможности широко распространять соответствующую информацию.
Таким образом, собрания, митинги, шествия и демонстрации являются одной из форм непосредственной демократии.
Суть закрепленного права в статье 33 Конституции РФ заключается в гарантированной государством возможности каждого гражданина непосредственно обращаться, направлять индивидуально и коллективно письменные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, под которыми следует понимать также предложения об улучшении их деятельности или критику недостатков в их работе, что является важным средством выявления и исправления нарушений закона, помощи по их устранению и предупреждению.
Закрепленная указанная гарантия на обращение является важным средством осуществления других прав и свобод граждан, укрепление связей населения с государственным аппаратом, участия граждан в управлении государственными делами. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствует усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с волокитой и бюрократизмом.
Гарантирования права на обращение является одним из важнейших путей восстановления нарушенных прав человека. Количество обращений граждан в государственные органы власти является своеобразным показателем качества исполнения ими своих функциональных обязанностей.
Таким образом, суммируя исследования политических гарантий, необходимо отметить, что они представляют собой элемент политической системы общества, нацеленный на обеспечение реальных условий для полного и всестороннего осуществления прав и свобод граждан в области политических отношений. Это определенные условия, способы и средства, которые обеспечивают использование механизма власти народа с целью осуществления прав и свобод человека и гражданина.
2.2. Экономические гарантии прав и свобод человека и гражданина
Настоящая свобода человека невозможна без хотя бы минимальной экономической основы. Проявлением этого являются экономические гарантии прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации и иных законах государства.
Решающей предпосылкой реальности многих прав человека и гражданина является наличие у них необходимых для этого материальных благ, которые не только обеспечивают физическое существование и развитие человека, но и возможность выбора ним, в тех или иных пределах, определенного варианта поведения. Именно материальные условия (помещение, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, образование и др.) во многом определяют качество жизни современного человека.
Таким образом, без экономических гарантий прав и свобод невозможно обеспечить достоинство человеческой личности. Более того, без этих гарантий во многом теряют смысл многие другие права, в том числе политические, личные и др. Как отмечает К.Б. Бароцкая: «Какой смысл, например, в праве на неприкосновенность жилища или тайны телефонных разговоров, если у человека нет ни своего жилья, ни телефона?»[42].
Конституция РФ исходит из принципиально новой идеологии экономических гарантий по сравнению с идеологией бывших советских конституций. Это особенно проявляется в вопросе о собственности. В условиях рыночной экономики важнейшей гарантией правового статуса личности является частная собственность, которая включает право человека и гражданина владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.
Право собственности на имущество, которое позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 36 Конституции РФ) и гарантия его неприкасаемости (ч. 2 ст. 8, ч. 1 и 3 ст. 35, ч. 1 ст. 44, п. «е» ст. 114) является важной составной частью экономических прав является. Эта конституционная гарантия нашла детальное закрепление во всех отраслях российского права (Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральном законе от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и др.).
В то же время ч. 3 ст. 35 содержит положение о возможности принудительного отчуждения имущества у любого лица, в том числе и у субъектов предпринимательской деятельности для государственных нужд. Но закрепление в Конституции целей (для государственных нужд) и условий (только при условии предварительного и равноценного возмещения) такого изъятия, так же как и положения ст. 53 Конституции о возмещении государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, выступают гарантией от произвола власти. Во всех иных случаях изъятие имущества может быть произведено только по решению суда, что, несомненно, является важнейшей конституционной гарантией имущественной независимости предпринимателей и других субъектов экономической деятельности от государства.
Субъектом права частной собственности может быть «каждый» ‒ любое физическое лицо: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, а также созданное гражданами юридическое лицо. Основаниями возникновения права частной собственности являются: труд граждан (участие в общественном производстве, индивидуальный труд и предпринимательская деятельность); вложение средств в кредитные учреждения, акционерные общества; наследования имущества; совершения иных сделок, не запрещенных законом[43].
Следует отметить, что состав, количество и стоимость имущества, которое может быть в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Относительно права собственности на землю, то согласно ст. 8 Конституции РФ земля (и другие природные ресурсы) находятся под особой охраной государства, и поэтому право собственности на землю, хотя и гарантируется, но приобретается и реализуется гражданами в особом порядке и исключительно в соответствии с законом. Предоставление земли в частную собственность гражданам России регулируется Земельным кодексом РФ.
Гарантия право собственности народа на природные ресурсы нашла свое развитие и в таких правовых актах Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в отношении каждого природного ресурса соответствующими кодексами или законами, а именно: Водным кодексом, Лесным кодексом, Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и т.п.[44]
Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования и гарантирует им равенство перед законом. Кроме того, гарантиями незыблемости права частной собственности являются: