Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 1549
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие административной ответственности
1.2. Принципы, структура, особенности и законодательные основы административной ответственности
1.3. Установление административной ответственности
1.4. Применение административной ответственности
Глава 2. Основания административной ответственности.
2.1. Понятие и признаки административного правонарушения
2.2 Структура (состав) административного правонарушения
Глава 3. Ответственность лиц, совершивших деяния
3.1 Административная ответственность несовершеннолетних
3.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних
3.3 Административная и уголовная ответственность родителей (законных представителей).
Сторонники первой концепции обосновывают ее ссылкой на ст. 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке», отменившую наложение штрафов в административном порядке на учреждения, предприятия и организации и устанавливающую их взыскание с должностных лиц.
Однако названная статья преследовала узкопрактические цели. Ею усиливалась личная ответственность должностных лиц за укрепление правопорядка на порученных участках работы, и устранялось обезличенное возложение на предприятия, учреждения, организации, поскольку на практике ответственностью покрывалась безответственность первых, конкретных виновников.[28]
Приведенная норма не нашла последующей реализации в действующем законодательстве. К юридическим лицам продолжают применяться административные штрафы за отдельные правонарушения, причем их наложение прямо предусматривается некоторыми нормативными актами.
Тенденция к законодательному закреплению законодательного института административной ответственности организаций, в том числе и юридических лиц, обрела мощный дополнительный стимул в условиях процесса приватизации, появления и роста частного сектора в экономике государства. До сих пор административная ответственность юридических лиц является некодифицированной или, как отмечает Ю.М. Козлов, «юридические лица»... пока в КоАП как субъекты административных правонарушений не значатся... Но такое положение в принципе является временным, т.е. существующим до обновления КоАП».[29]
По мнению авторов, можно выделить следующие особенности административной ответственности коллективных субъектов (являются юридическими лицами и не являются таковыми).
- КоАП на действия коллективных субъектов не распространяется, а ответственность регулируется другими нормативными правовыми актами: указами Президента и постановлениями Правительства.
- Наличие вины не является обязательным условием привлечения их к ответственности. В ряде случаев сам факт противоправного поведения считается достаточным основанием для наложения административных взысканий, если причиной неправомерных действий не стала непреодолимая сила. Презумпция невиновности на организации не распространяется.
- К коллективным субъектам применяются такие административные взыскания, как штраф, отзыв лицензии, ликвидация (запрещение деятельности), закрытие.
- С названными выше материально-правовыми признаками связаны и процессуальные особенности этой категории дел. Процессуальным основанием для рассмотрения дела в таких случаях часто является не протокол об административном правонарушении, а материал или акт проверки.[30]
Нельзя также, по мнению авторов, рассматривать проблему административной ответственности юридических лиц без учета виновности уполномоченных должностных лиц. К совершению административного правонарушения юридическим лицом приводит действие конкретного должностного лица, и его ответственность не должна выпадать из сферы применения административного взыскания. В одних случаях ответственность должностных лиц может быть административной, если его действия образуют состав административного правонарушения, и дисциплинарной, поскольку совершение правонарушения должностным лицом является следствием несоблюдения или нарушения своих служебных обязанностей.
Должностными лицами называются служащие, выполняющие организационно-распорядительные функции по реализации компетенции государственного или общественного органа, совершающие при их осуществлении юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права и несущие повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для них правил.[31]
Наиболее многочисленной по количеству и неоднородной по составу является группа индивидуальных субъектов. С учетом особенностей их правого статуса данных субъектов можно разделить на общих, специальных, особых.
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста и вменяемые.
Специальных субъектов административной ответственности можно классифицировать по разным основаниям. Так, по особенностям административно-правового статуса их целесообразно разделить на четыре группы:
1) имеющие признаки, характеризующие их служебные, трудовые обязанности:
а) должностное лицо;
б) лицо, ответственное за соблюдение тех или иных специальных правил;
в) работник предприятия торговли или общественного питания;
г) механизатор;
д) служитель культа;
2) обладающие признаками, характеризующими специальные обязанности:
а) водитель автомашины;
б) судоводитель маломерного судна;
в) призывник, военнообязанный;
г) иностранец и лицо без гражданства;
д) лицо, имеющее разрешение органа внутренних дел на хранение огнестрельного оружия и боеприпасов;
е) родители и лица, их заменяющие;
3) имеющие признаки, касающиеся физического состояния лица:
а) лицо, больное венерическим заболеванием,
б) лицо, совершившие поступок в состоянии опьянения;
4) обладающие признаками, характеризующими прошлое поведение лица:
а) поднадзорный,
б) лицо, совершившее административный проступок повторно.
В некоторых случаях лица, совершившие административные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность за правонарушения - военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава ОВД и др.
Субъективная сторона правонарушения (проступка) характеризует, прежде всего, внутреннее психическое отношение виновного к совершенному им противоправному деянию и его последствиям.[32]
К ее признакам относятся вина (в форме умысла или неосторожности), мотив и цель. Данные признаки подразделяются по тем же правовым основаниям, что и в объективной стороне, на обязательные и дополнительные (факультативные). К обязательным относится вина (в форме умысла или неосторожности), к дополнительным (факультативным) - мотивы и цель деяния. Кроме того, иногда учитываются эмоции как обстоятельства, смягчающие ответственность.
Вина является условием административной ответственности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, как указано в ст. 10 КоАП, если лицо, его совершившее, сознавало действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их, или сознательно допускало наступление этих последствий.[33]
Формула неосторожности законодательно закреплена в ст. 11 КоАП «Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».
Глава 3. Ответственность лиц, совершивших деяния
3.1 Административная ответственность несовершеннолетних
Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему деяния, менее опасные для общества, чем преступления.
Административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического, или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Перечень административных правонарушений закреплен в особенной части КоАП РФ.[34]
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие виды административных наказаний:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН).
Положение о комиссии по делам несовершеннолетних дает перечень этих мер:
1. Обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.
2. Вынести предупреждение.
3. Объявить выговор или строгий выговор,
4. Возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб.
5. Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штраф.
6. Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации.
7. Передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу.
8. Направить несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение.
В качестве дополнительных гарантий обеспечения прав несовершеннолетних, закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).[35]
Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел - Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.
Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).[36]
Как правило, несовершеннолетними совершаются административные правонарушения, связанные с появлением в состоянии опьянения или распития спиртных напитков, курение в общественных местах, совершение мелкого хищения и т.д.
3.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. По общим правилам уголовная ответственность начинается с 16 лет.
Вместе с тем, за совершение ряда преступлений, уголовная ответственность начинается с 14 лет, например за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205) и др.
К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.