Файл: Административная ответственность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1552

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие административной ответственности

1.1. Историческое развитие института административной ответственности, понятие, признаки, отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности

1.2. Принципы, структура, особенности и законодательные основы административной ответственности

1.3. Установление административной ответственности

1.4. Применение административной ответственности

Глава 2. Основания административной ответственности.

2.1. Понятие и признаки административного правонарушения

2.2 Структура (состав) административного правонарушения

Глава 3. Ответственность лиц, совершивших деяния

3.1 Административная ответственность несовершеннолетних

3.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних

3.3 Административная и уголовная ответственность родителей (законных представителей).

Заключение

Список используемых источников:

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

3.3 Административная и уголовная ответственность родителей (законных представителей).

Законодательством, и прежде всего Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено наказание для нерадивых родителей и иных законных представителей несовершеннолетних.
Частью 1 статьи 5.35. КоАП РФ[37] предусмотрен всеобъемлющий состав: «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». Все жизненные ситуации подходят под это определение. Ребенок прогуливает школу – родители не обеспечивают процесс его обучения, хулиганит – родители не обеспечивают его воспитание, ребенок нуждается в госпитализации и серьезном лечении, а родители являются сторонниками народной медицины – действия родителей наносят вред ребенку и нарушают его права на оказание медицинской помощи, и так далее до бесконечности.

Частью 2 той же статьи предусмотрено наказание за более конкретные действия – лишение возможности общаться с родителями или близкими родственниками; неисполнение судебного решения об определении места жительства детей; неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав; воспрепятствование родителям в осуществлении ими прав на воспитание и образование детей, защиту их интересов.

То есть законом предусмотрены случаи, когда в результате семейных конфликтов один из родителей, а то и бабушка или дедушка, забирает ребенка, никому больше не дает общаться с ребенком, не говорит, где находится ребенок, а судебные решения попросту игнорирует.

Такие случаи - не редкость, и именно в целях повышения ответственности за подобные правонарушения были введены в 2011 году в действие части 2 и 3 статьи 5.35[38], которая ранее состояла только из одной части.

Частью третьей статьи 5.35[39] КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение нарушений, предусмотренных второй частью той же статьи.


Протоколы об административных правонарушениях по ст.5.35 КоАП РФ[40] составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Также статьей 20.22 КоАП РФ[41] предусмотрена ответственность родителей или иных законных представителей за появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения, а также за распитие ими пива, алкогольной продукции, употребление наркотических и одурманивающих веществ в общественных местах.

Почему речь только о тех, кто не достиг возраста 16 лет? Потому что с 16 лет несовершеннолетний уже сам несет административную ответственность за эти правонарушения.

Помимо родителей, к ответственности могут быть привлечены опекуны и попечители, приемные родители (приемная семья как форма осуществления опеки на возмездных условиях), лица, усыновившие (удочерившие) детей в судебном порядке. 

Органом, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10 и 20.22 Кодекса об административных правонарушениях[42], является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

По итогам рассмотрения материала об административном правонарушении комиссия выносит постановление либо о прекращении производства по делу, либо о привлечении к ответственности с указанием вида и размера наказания. 

Также Уголовным кодексом предусмотрена мера наказания за ненадлежащее воспитание, которое сопряжено с жестоким обращением    (ст. 156 УК РФ)[43]. Понятие жестокого обращения в контексте рассматриваемого вопроса довольно обширное – это и избиение ребенка, и игнорирование требований лечащего врача опекунами, и отсутствие в доме необходимых продуктов для поддержания организма ребенка в нормальном состоянии и т.д. Таким образом, жестокое обращение с детьми является квалифицирующим признаком, позволяющим применить к родителям меры именно уголовного, а не административного воздействия. Уголовная мера воздействия может быть применена не только в отношении опекунов, но и в отношении педагогов, врачей или других лиц, под присмотром которых находится ребенок.

Также Уголовным кодексом предусмотрены санкции за склонение ребенка к совершению преступления (ст. 150 УК РФ) или вовлечение в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ). Санкции статей 150 и 151 УК РФ могут быть применены не только к опекунам несовершеннолетнего ребенка, но и к иным лицам[44].


Заключение

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

В этом своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности:

общественное или государственное осуждение (порицание) виновного поведения правонарушителя, выражающееся в наступлении для него отрицательных последствий (в виде санкций - штрафа, исправительных работ, лишение специального права, конфискации и т.д.).

С другой стороны административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).[45]

Административная ответственность обладает рядом черт отличающих ее от других видов юридической ответственности. Можно назвать такие ее специфические черты:

  • основанием административной ответственности является административное правонарушение (уголовной - преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);
  • административные проступки менее вредны, чем преступления. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания (за преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания, материальная ответственность выражается в имущественных санкциях);
  • административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях (уголовная ответственность устанавливается только законами, дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами и подзаконными актами, материальная ответственность - гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права);
  • в установлении административной ответственности имеется одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные представительные и исполнительные органы государственной власти и управления.

К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством, все они являются субъектами исполнительной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания на виновных.

Субъектами административной ответственности могут быть физические, должностные и юридические лица.

На мой взгляд, в законодательстве должно быть дано четкое определение понятия должностного лица, обязательное для всех отраслей права.

Юридические лица, как субъекты административной ответственности, в таком качестве Кодексом об административных правонарушениях не предусматривались: в нем, по принятии не было ни одной статьи об ответственности юридических лиц. Хотя действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица. Исходя их этого, необходимо включить статьи об административной ответственности юридических лиц в Кодекс об административных правонарушениях, т.к. он является основным актом, устанавливающим административную ответственность.

Административное правонарушение - негативное социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам административного права, общественным и личным интересам. В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. [46]

Интересы охраны законности и правопорядка, поддержание государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом.[47]

Административная ответственность выражается в различных мерах взыскания. Меры административного взыскания не влекут серьезных последствий после их применения, например, таких как после применения уголовного наказания.

Административное право в течение последних лет существенно изменилось. Зарождение рыночных отношений в стране и их дальнейшее развитие, разделение властей, необходимость укрепления государственности, стремление создать современное правовое государство, - все это не может не вызвать потребности установления адекватного административно-процессуального обеспечения происходящих в управленческой сфере перемен.

Изменяется сегодня и институт административной ответственности, который затрагивает во многом права, свободы и интересы граждан, поэтому и является важным элементом правового статуса гражданина. Институт административной ответственности составляют материальные и процессуальные нормы. Будучи неразрывно связанными между собой, они составляют сложный, но в тоже время единый институт административного права в целом.


Список используемых источников:

Нормативно-правовые акты:

Конституция РФ. Гимн РФ. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 48 с. – (Кодексы и законы России).

  1. Кодекс об административных правонарушениях РФ т 30.12.2001 N 195-ФЗ. (ред. от 19.07.2009, с изм. от 24.07.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2009). СПС Гарант.
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020)
  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020)
  4. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
  5. УКАЗ Президиума ВС СССР от 21.06.1961 "О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке"

Литература:

  1. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Статут, 2000.
  2. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. д.ю.н., проф. С.С. Алексеева. - М., 1998
  3. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ТЕИС ч.1. Сущность и основные институты административного права, 1995.-671 С.
  4. Бахрах Д.Н., Ренев А.В. Производство по делам об административных правонарушениях. - М.: Знание, 2000.
  5. Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. -М.: Юридическая литература., 2007.
  6. Бельский К.С. О принципах административного права. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы.// Государство и право, 2000, № 8
  7. Борисов А.Н. Административные правонарушения - Система ГАРАНТ, 2005 г.
  8. Гавриленко Д.А. Административная ответственность и современность: Учебное пособие. - Мн.: Академия МВД, 1998.
  9. Денисов А.И. Общая теория правонарушения и ответственности. - Л.: Ленинградский университет, 2003.
  10. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. – М., 2003.
  11. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник для вузов для юридических специальностей. - М.: Юристъ, 1999.
  12. Круглов В.А. Производство по делам об административных правонарушениях: теоретические основы, правовые основы и правовые проблемы. - Мн.: Академия МВД РБ, 1999.
  13. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. - М.: Юридическая литература, 2003.
  14. Масленников М.Я. Порядок применения административных взысканий: Практическое руководство. - Тверь: Прометей, 2005.
  15. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие для вузов. - М.: Юристъ, 2000.
  16. Российский Б.В. Административное право: Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 2001.
  17. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.