Файл: Институт строительства и архитектуры Направление строительство зданий, сооружений и развитие территорий Внутренняя политика Александра 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1890 году вышел еще один закон тх контрреформ в России конца 19 века, который касался земств. Были проведены изменения избирательной системы в земства: от землевладельцев теперь могли избираться только дворяне, их количество увеличивалось, городская курия существенно сокращалась, а крестьянские места проверялись и утверждались губернатором.

Национальная и религиозная политика


В основе религиозной и национальной политики Александра 3 лежали принципы, которые были провозглашены еще в годы Николая 1 министром Просвещения Уваровым: православие, самодержавие, народность. Большое внимание император уделял созданию русской нации. Для этого была организована стремительная и масштабная русификация окраин империи. В этом направлении он не сильно расходился со своим отцом, который также русифицировал образование и культуру не русских этносов империи.

Православная церковь становилась опорой самодержавия. Император объявил борьбу с сектантствами. В гимназиях увеличивалось количество часов на предметы «религиозного» цикла. Также буддистам (а это буряты и калмыки) запрещалось строить храмы. Евреям запрещалось селиться в крупных городах, даже за «чертой оседлости». Кроме того, полякам-католикам был закрыт доступ к управленческим должностям в Царстве Польском и Западном Крае.

Что предшествовало реформам


Уже через несколько дней после гибели Александра 2, Меликов, один из главных идеологов либерализма, министр внутренних дел при Александре 2, был отправлен в отставку, а вместе с ним ушли министр финансов Абаза, а также известный военный министр Милютин. Новым министром внутренних дел был назначен Игнатьев, известный сторонник славянофилов.29 апреля 1881 года Победоносцев составил манифест, который назывался «О незыблемости самодержавия», в котором обосновывалась чуждость либерализма для России. Этот документ является одним из главных в определении идеологии контрреформ Александра 3. Кроме того, император отказался принимать Конституцию, которую разработал Меликов.

Что касается Каткова, то он был главным редактором «Московских ведомостей» и вообще одним из самых влиятельных журналистов страны. Он обеспечил поддержку контрреформ на станицах своего издания, а также других газет по все территории империи.

Назначения новых министров показало, что Александр 3 не собирался полностью останавливать реформы своего отца, просто он рассчитывал повернуть их в нужное для России «русло», убирая «чуждые для нее элементы».



Начало промышленного переворота в России


Начало промышленного переворота в России относятся к середине 19 века (1830-1850 годы). Под промышленным переворотом понимается особая экономическая ситуация в стране, при которой осуществляется переход от ручной формы туда к автоматизированной. В России происходил переход от ручных мануфактур к машинным фабрикам. Основой для развития этого процесса служит научно-технический прогресс и научные изобретения. Не случайно, именно в этот период в России было большое количество видных ученых. Один из ярчайших был Михаил Ломоносов.

Этапы развития


В начале 19 века все мануфактуры в России можно было разделить на 4 категории:

  • Казенные.

  • Позиционные.

  • Вотчинные.

  • Частнокапиталистические.

Только на капиталистических мануфактурах последней категории использовался наемный рабочий труд, а на остальных работали крепостные. Ситуация начала меняться с 1830 годов, когда в России начался промышленный переворот. Этот процесс привел к появлению и масштабированию 2 классов: буржуазия и пролетариат (рабочие).

Промышленный переворот (революция) в России проходил в несколько этапов:

  1. Подготовительный (1815-1825). На этом этапе началось первое внедрение паровых машин и строительство первого в России парохода “Елизавета” в 1815 году. Первые паровые машины использовать в хлопчатобумажной промышленности, а закупки шли из Англии.

  2. Начальный (1830-1840). Если на подготовительном этапе использовались машины только на отдельных предприятиях, то теперь паровые машины стали использоваться систематически.

  3. Расширение (1840-1850). Новые формы ведения промышленного хозяйства распространяются по всей России, затрагивая прежде всего легкую и тяжелую промышленности. В этот период происходит зарождение отечественного машиностроения и начало строительства железных дорог. Первая железная дорога была построена в 1837 году и соединяла Петербург и Царское Село.

Изменения в промышленности


Наряду со старыми промышленными районами на Урале, в Центральной и Северо-Западной части России, произошла закладка новых промышленных районов на Донбассе и Баку. География расположения промышленных районов позволяет говорить о неравномерности распределения промышленности по всей стране. Промышленные районы располагались достаточно близко друг к другу, но, за Уралом их не было вообще.
Неравномерность касается и отраслей промышленности, которые подверглись реструктуризации. Главное внимание было уделено легкой промышленности, а в тяжелой внимание уделялось исключительно металлургии и добыче полезных ископаемых.

Говоря о неравномерности распределения промышленных районов по России нужно отметить, что такие районы в основном создавались в местах с высокой плотностью населения, а также в местах удобных для транспортировки товаров. Вот, например как происходило распределение чугуна после начала русской промышленной революции:

  • 71% производился на Урале.

  • 15% совместно давали Петербург и Москва.

  • 7% производился в Польше.

  • 2% в северной части России.

  • 1% в Сибири.

  • 4% прочих районах страны.

Развитие промышленной революции приводило к появлению новых способов ведения хозяйства. В частности, в металлургии начало использоваться водяное колесо, падающие энергию. Также именно в этот момент начали использоваться ветряные и водяные мельницы. Первая фабрика, которая начала использовать паровые машины, была Александровская мануфактура, на которой было установлено прядильное оборудование. Уже в 1828 году на этой мануфактуре использовались паровые станки, с общей мощностью 170 лошадиных сил.

Развитие промышленности приводило к необходимости модернизации и транспортной системы. В результате начали появляться новые виды транспорта. В 1813 году был построен первый в России пароход, а в 1833 году первый паровоз.

Изменения в торговле


Изменения в промышленности неизменно сказываются на торговле. Также было и в России 19 века. Именно в этот момент произошло окончательное завершение складывания всероссийского рынка. В этот период началось формирование и постоянных торговых центров, а также крупных ярмарок, проводимых в больших городах. Общее количество этих ярмарок к середине 19 века превышало 4 тыс. В это же время происходит окончательное формирование российской биржи, которая занималась оптовой торговлей.


На фоне развития промышленности произошло увеличение внешнеторгового оборота России, который в середине 19 столетия составлял примерно 20% от внутреннего товарооборота. В основном экспорт товаров шёл страны Азии, прежде всего, в Персию (современный Иран) и Китай. Здесь важно отметить, что торговля занимала важное место, поскольку практически вся российская буржуазия 19 века была торговой.