Файл: Федеральное агентство связифедеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
(СПбГУТ)
Кафедра
Информационных управляющих систем
(полное наименование кафедры)
Регистрационный №_19.02/331-Д
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Научно-исследовательская работа
(наименование практики)
образовательная программа высшего образования
09.03.02 Информационные системы и технологии
(код и наименование направления подготовки / специальности)
бакалавр
(квалификация)
Интеллектуальные информационные системы и технологии
(направленность / профиль образовательной программы)
очная форма, заочная форма
(форма обучения)
Санкт-Петербург
Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению
(специальности) подготовки «09.03.02 Информационные системы и технологии»,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.09.2017 № 926, и в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным ректором университета.
3
1. Цели и задачи практики
Целью проведения практики «Научно-исследовательская работа» является:
закрепление и углубление теоретических знаний; формирование и развитие профессиональных знаний; приобретение практических навыков; формирование компетенций, а также приобретение опыта самостоятельной профессиональной и научной деятельности, необходимых для последующей профессиональной деятельности.
Эта цель достигается путем решения следующих(ей) задач(и):
закрепление на практике знаний и умений, полученных в процессе теоретического
●
обучения;
развитие профессиональных навыков;
●
ознакомление с общей характеристикой объекта практики и правилами техники
●
безопасности;
планирование исследования (выбор темы, обоснование необходимости,
●
определение целей и задач, выдвижение гипотез, формирование программы,
подбор средств и инструментария);
проведение исследования (изучение литературы, сбор, обработка и обобщение
●
данных, объяснение полученных результатов и новых фактов, аргументирование,
формулировка выводов);
оформление отчета о результатах исследования (изучение нормативных
●
требований, формирование структуры и содержания, написание, редактирование,
формирование списка использованных источников информации, оформление приложений);
выступление с докладами на студенческих конференциях по результатам
●
исследований.
2. Место практики в структуре основной образовательной программы
«Научно-исследовательская работа» Б2.В.01.01(Н) входит в блок 2 учебного плана, который относится к части, формируемой участниками образовательных отношений, и является обязательной составной частью образовательной программы по направлению «09.03.02 Информационные системы и технологии».
«Научно-исследовательская работа» опирается на знания полученные при изучении предшествующих дисциплин, а также на знания и практические навыки,
п о л у ч е н н ы е п р и п р о х о ж д е н и и п р а к т и к ( и )
« О з н а к о м и т е л ь н а я практика»; «Технологическая (проектно-технологическая) практика».
3. Вид, тип, способ, форма проведения практики
Вид практики – производственная
Тип практики – «Научно-исследовательская работа»
Способ проведения – стационарная; выездная
Форма проведения – дискретно по видам и по периодам проведения практик
Стационарная практика может проводиться в структурных подразделениях университета.
4
4. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с
планируемыми результатами освоения образовательной программы
В процессе прохождения практики «Научно-исследовательская работа» студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Таблица 1
№
п/п
Код
компетенции
Наименование компетенции
1
ПК-1
Способность проводить исследования на всех этапах жизненного цикла программных средств
2
ПК-16
Способен управлять проектами в области ИТ на основе полученных планов проектов в условиях, когда проект не выходит за пределы утвержденных параметров
3
УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
4
УК-2
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Индикаторы достижения компетенций
Таблица 2
ПК-1.1
Знать: стандарты, процессы и стадии жизненного цикла программных средств.
ПК-1.2
Уметь: проводить исследования моделей и методов информационных систем и технологий на всех этапах жизненного цикла программных средств.
ПК-1.3
Иметь навыки: проведения исследований на всех этапах жизненного цикла программных средств.
ПК-16.1
Знать: принципы управления проектами в области ИТ на основе полученных планов проектов в условиях, когда проект не выходит за пределы утвержденных параметров
ПК-16.2
Уметь: управлять проектами в области ИТ на основе полученных планов проектов в условиях, когда проект не выходит за пределы утвержденных параметров
ПК-16.3
Иметь навыки: управления проектами в области ИТ на основе полученных планов проектов в условиях, когда проект не выходит за пределы утвержденных параметров
УК-1.1
Знать: методики поиска, сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа.
УК-1.2
Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации;
осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников; применять системный подход для решения поставленных задач.
УК-1.3
Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач.
УК-2.1
Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность.
УК-2.2
Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты для достижения намеченных результатов; использовать нормативно- правовую документацию в сфере профессиональной деятельности.
5
УК-2.3
Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта; навыками работы с нормативно-правовой документацией.
5. Объем практики и виды учебной работы
Очная форма обучения
Таблица 3
Семестры_6Общая_трудоемкость6_ЗЕТ216_216Контактная_работа_с_обучающимися'>Вид учебной работы
Всего
часов
Семестры
6
Общая трудоемкость
6 ЗЕТ
216 216
Контактная работа с обучающимися
-
Работа под руководством преподавателя
156 156
Анализ данных, подготовка отчета, зачет
60 60.00
Самостоятельная работа обучающихся (СРС)
-
Вид промежуточной аттестации
Зачет
Заочная форма обучения
Таблица 4
Вид учебной работы
Всего
часов
Семестры
6
Общая трудоемкость
6 ЗЕТ
216 216
Контактная работа с обучающимися
-
Работа под руководством преподавателя
206 206
Анализ данных, подготовка отчета, зачет
10 10.00
Самостоятельная работа обучающихся (СРС)
-
Вид промежуточной аттестации
Зачет
6. Содержание практики
6.1. Содержание разделов дисциплины.
Таблица 5
№
п/п
Наименование
раздела (темы)
дисциплины
Содержание раздела
№ семестра
очная
очно-
заоч-
ная
заоч-
ная
1
Раздел 1.
Подготовительный этап
Организационные вопросы: инструктаж по технике безопасности
6 6
2
Раздел 2.
Ознакомительный этап
Составление плана выполнения научно- исследовательской работы и описание каждого этапа.Выполнение анализа литературных источников по своей теме.Определение целей, задач, объекта и предмета исследования, обоснование актуальности темы работы.
6 6
6 3
Раздел 3.
Этап практической работы
Проведение необходимых исследований по теме исследования.1.
Методический:сбор статистической и другой необходимой информации; выбор необходимых методов исследования; сбор и обобщение необходимых материалов
2.Исследовательский: библиографическая работа с привлечением современных информационных технологий;
определение основных понятий исследования; определение логики работы и теоретической схемы исследования;
анализ собранного материала. Описание сущности работы как комплекса прогрессивных и эффективных технических решений. Анализ технических решений.
6 6
4
Раздел 4.
Заключительный этап:
обработка и анализ полученной информации
Включает оформление результатов научно-исследовательской работы:
обобщение собранного материала,
определение достаточности и достоверности результатов работы,
оформление результатов проведенной работы в виде отчета и согласование с руководителем.Подготовка и опубликование результатов НИР.
6 6
6.2. Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)
дисциплинами.
«Научно-исследовательская работа» является базой для написания бакалаврской работа
7. Методические рекомендации по организации проведения практики и
формы отчетности
Организация практики на всех этапах обучения в вузе направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью и приобретения ими компетенций в соответствии с требованиями образовательных стандартов к уровню подготовки выпускников.
Перед началом прохождения практики студент должен пройти инструктаж о правилах поведения и технике безопасности на рабочем месте, получить индивидуальное задание и ознакомиться с соответствующими должностными инструкциями и регламентными документами.
После получения индивидуального задания и прохождения необходимой теоретической подготовки, студент составляет календарный план выполнения задания и согласовывает его с руководителем практики от организации на которой он проходит практику.
По итогам практики руководитель от организации выставляет оценку, которая должна учитывать выполнение календарного графика практики, качество выполнения индивидуального задания, отчета о прохождении практики,
профессиональные навыки студента, полученные в ходе прохождения практики.
7
Отчет о прохождении практики и заполненный индивидуальный бланк задания сдается руководителю практики от университета. В ходе собеседования руководитель практики анализирует данные отчета, оценку и отзыв руководителя практики от организации при необходимости задает студенту дополнительные вопросы и выставляет итоговую оценку.
Методическая и другая литература, необходимая для обеспечения самостоятельной работы студентов на практике, рекомендуется руководителем практики в соответствии с индивидуальным заданием, выданным студенту.
Студент, не прошедший практику по неуважительной причине в сроки,
установленные учебным планом, или получивший по результатам прохождения практики неудовлетворительную оценку, может быть отчислен из СПбГУТ, как имеющий академическую задолженность.
8. Учебно-методическое обеспечение практики
8.1. Основная литература:
Пантюхин О. И. Надежность автоматизированных систем обработки информации
1.
и управления [Текст] : в 2 ч. : учебное пособие / О. И. Пантюхин, Г. Б. Ходасевич ;
рец. А. Ю. Иванов ; Федеральное агентство связи, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича". - СПб. : СПбГУТ. Ч. 1. - 2012. -
56 с. - 145.61 р.
Ходасевич Г. Б. Планирование эксперимента и обработка экспериментальных
2.
данных на ЭВМ [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. Б. Ходасевич, О. И.
Пантюхин, С. Б. Ногин ; Федеральное агентство связи, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича". - СПб. : СПбГУТ.
Ч. 1 : Обработка экспериментальных данных на ЭВМ / рец.: А. Ю. Иванов, Д. И.
Кирик. - 2014. - 88 с. - ). - 296.07 р.
Сундукова, Т. О. Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных
3.
[Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. О. Сундукова, Г. В. Ваныкина. - 2-е изд. - Москва : ИНТУИТ, 2016. - 805 с. - Б. ц. Книга из коллекции ИНТУИТ -
Информатика
8.2. Дополнительная литература:
Душин, С. Е. Моделирование систем управления [Текст] : учеб. пособие для вузов
1.
/ С. Е. Душин, А. В. Красов, Н. Н. Кузьмин ; ред. С. Е. Душин ; рец.: А. А. Бобцов, Э.
Я. Рапопорт. - М. : Студент, 2012. - 349 с. : ил. - Библиогр.: с. 337-339. - Предм.
указ.: с. 340-348. - ISBN 978-5-4363-0029-0 (в пер.) : 926.77 р.
Болтов, Ю. Ф. Обработка визуальной информации на основе ее представления в
2.
виде скалярных или векторных полей. Концепция, математические модели и алгоритмы [Электронный ресурс] : монография / Ю. Ф. Болтов ; рец.: В. М.
8
Дегтярев, А. С. Ястребов ; Федер. агентство связи, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т телекоммуникаций им.
проф. М. А. Бонч-Бруевича". - СПб. : СПбГУТ, 2010. - 184 с. : ил. - Библиогр.: 178-
183. - ISBN 978-5-89160-065-2 (в обл.) : 80.00 р.
9. Материально-техническое обеспечение практики
Таблица 6
№
п/п
Наименование
специализированных аудиторий и
лабораторий
Наименование оборудования
1
Аудитория для самостоятельной работы
Персональные компьютеры
2 Читальный зал
Персональные компьютеры
Рабочее место: Оборудование, используемое при выполнении индивидуального задания непосредственно в организации.
10. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
10.1. Информационно-справочные системы:
ЭБС iBooks (https://ibooks.ru)
●
ЭБС Лань (https://e.lanbook.com/)
●
ЭБС СПбГУТ (http://lib.spbgut.ru)
●
10.2. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
При изучении дисциплины ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не задействуются
11. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
обучающихся
Фонд оценочных средств разрабатывается в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию ФОС и приказом Минобрнауки России от 5
апреля 2017г. № 301, г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета,
программам магистратуры" и является приложением (Приложение А) к рабочей программе дисциплины.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике включает в себя:
перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
●
образовательной программы;
описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах
●
их формирования, описание шкал оценивания;
типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки
●
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
9
формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений,
●
навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Для каждого результата обучения по дисциплине определяются показатели и критерии оценки сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.