Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория и методика экологического образования дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Старшая группа

Календарь погоды усложняется, так как у детей 6-го года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояния погоды могут быть представлены в календаре более подробно с помощью условных обозначений. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений, но и для развития у них умения «читать календарь».

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопление детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре природы значительное количество (до 6-7) условных изображений.

Работа по ведению календаря природы начинается в сентябре. Воспитатель знакомит детей с первой страницей календаря, обращает внимание на разлиновку, клеточки дней недели, погоды, место для рисунка на тему «Живая природа». Рассказывает, что с понедельника начнутся наблюдения за природой на участке и что результаты наблюдения надо зарисовывать в календарь с помощью условных («значков»). Далее детей знакомят со значками. Воспитатель демонстрирует страницу «Условные обозначения», уточняет последовательность дней недели, цвет каждого дня, рассматривает с детьми знаки, обозначающие явления погоды, животных.

Для уточнения понимания символики значков воспитатель проводит с детьми игровые упражнения. Затем дети упражняются в рисовании значков, образующих погодные явления. На прогулке воспитатель организует наблюдения за погодой. Предлагает всем рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идёт ли дождь. Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Воспитатель обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (тёплая, немного прохладная). Подводит итог, например: сегодня погода солнечная, тихая, тёплая. Воспитатель предлагает детям запомнить это определение, чтобы после прогулки зафиксировать результаты наблюдения в календаре.

В группе все собираются возле календаря, выясняют, какими значками и где следует отмечать погоду. Воспитатель помогает тем, кто захочет нарисовать значки, закрасить нужную клеточку клеточку.

Вводятся графические изображения птиц – «галочки» разного цвета. Объем моделирования увеличивается. Учитывается время (вводится «палочка времени» - неделя), особенности поведения птиц на кормушке (ждут корма, кормятся, ссорятся, улетают с кормом), погода – вынесены в отдельные графы.


Подготовительная группа

Важной частью календаря становится лист, отражающий погодные условия течение месяца. В клетках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и др. дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.

Во II половине года рекомендуется отмечать состояние погоды 2 раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части – утро и вечер. Погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю. Формы ведения календаря в подготовительной группе могут быть различными. Можно использовать настенный календарь.

Формирование представлений о времени года может осуществляться с помощью календаря-ширмы, имеющего три графы: «Неделя», «Погода», «Живая природа». Первая графа включает 4 вертикальные полосы, обозначающие дни и недели месяца. Для того, чтобы дети лучше ориентировались в днях недели, их обозначают цветом.

Во второй графе в течение одной недели ежедневно условными значками отмечается состояние погоды.

В третьей графе помещают детские рисунки, отражающие состояние растений, увиденных животных (на каком-либо месте территории ДОУ или ближайшего природного окружения).

В конце осени проводится беседа. Воспитатель обобщает характеристику осени как сезона, отмечает ухудшение условий для жизни растений и животных (уменьшается количество света, тепла), отсюда изменение их образа жизни.

В дальнейшем ведение календаря природы осуществляется через индивидуальные поручения: одни дети отмечают погоду, другие проверяют правильность заполнения, третьи рисуют живую природу.

Постепенно рисунок сезона заменяют символом – цветом. Это помогает детям понять наиболее яркие особенности сезона. Обозначение: зима – голубой цвет , весна – зелёный, осень – жёлтый.

Ведение календарей наблюдения за сезонными явлениями природы помогает детям понять временную протяжённость сезона, его характерные признаки.

В подготовительной группе календарь наблюдений за птицами вносят 3 раза – начале подкормки (октябрь), в её разгаре (январь) и в конце (март). Это даёт возможность проследить изменения состава птиц, связанные с их осенне-весенними миграциями. Заполнения календаря осуществляется через индивидуальные поручения. Данный календарь позволяет познакомить детей с некоторыми видами птиц, учит устанавливать простейшие взаимосвязи между живыми объектами и явлениями неживой природы.



Приложение