Файл: В данном докладе рассмотрена структура и сущностные характеристики познавательных универсальных учебных действий школьников, система заданий, формирующая познавательные ууд на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка

Аксёнова М.В.

учитель русского языка и литературы

МОУ « Школа № 125 г. Донецка»

Аннотация

В данном докладе рассмотрена структура и сущностные характеристики познавательных универсальных учебных действий школьников, система заданий, формирующая познавательные УУД на уроках русского языка.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, познавательные универсальные учебные действия, общеучебные, знаково-символические и логические действия, формы и методы развития познавательных УУД.
В современных условиях образования перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.


Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют  знаково-символические действия:

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;



доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.

Система заданий, формирующая познавательные УУД на уроках русского языка.

Как же наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных действий?

Главное направление моей работы - предупреждение. Работа ведется на всех этапах учебной деятельности при использовании таких методов, как: а) словесные; б) наглядные; в) практические.

Рассмотрим формы учебной деятельности, развивающие познавательные УУД:

- Самостоятельное формулирование познавательной цели - компетентность в решении проблем формирую через проблемно-диалогический метод преподавания, заменяя урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Открытие знаний происходит на всех этапах урока. Например, повторение изученного:

– Сегодня мы отправляемся в новое путешествие по городу Прилагательное. Но для этого нам необходимо получить карту, ответив на следующие вопросы:

А) На какие группы делятся морфологические признаки самостоятельных частей речи? (постоянные и непостоянные);

Б) Почему они так называются?

В) Назовите морфологические признаки существительного, числительного, а прилагательного? (род, число, падеж).

Г) Эти морфологические признаки прилагательного являются постоянными или непостоянными?(во время беседы на интерактивной доске выстраивается алгоритм):

Морфологические признаки прилагательного

Постоянные непостоянные род число падеж

- Чего мы еще не знаем? (есть ли другие непостоянные морфологические признаки; какие являются постоянными). Какая перед нами будет стоять задача? (формулируется задача);

- Поиск и выделение необходимой информации –

1. Фрагмент урока: -Выделите в тексте новую для себя информацию. Что отличает эту часть речи от наречия? (непостоянные морфологические признаки) - Подготовьте в паре план устного ответа на тему: «Категория состояния как часть речи». - «Ты мне – я тебе!» (учащиеся по плану проговаривают новый материал);

2. Задание «Ловушка» - учащимся предлагается выполнить такое задание, которое позволит выделить основную информацию, структура которой будет служить базисом для изучения темы;


3. Задание «Опора» - учениками оформляется новый материал в такой форме, которая поможет его понять и запомнить на уроке (план учебной статьи, схема, таблица, пошаговый алгоритм применения правила и др.).

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме:

1. Творческое домашнее задание (синквейн, стихотворение, грамматическая сказка, акростих);

2. Задание «Веселый перекресток» - ученики рассказывают друг другу изученный материал: каждый выбирает свой уровень ответа(***- самостоятельный ответ без опоры на материал параграфа; ** - ответ с использованием опоры: план, схема, алгоритм; * - пересказ материала учебника); 3. Задание «Всезнайка» - учащиеся разрабатывают вопросы, задания, позволяющие повторить и закрепить изученный материал, используя дополнительные источники (эту работу можно поручить консультантам групп или членам всей группы);

4. Свободный диктант - целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Читаю текст целиком, а затем по частям (по абзацу). Ученики свободно записывают прочитанное. Синонимический ряд приветствуется, текст диктанта берется из учебник только в первом полугодии 5 класса. Далее вся работа только на слух. Это хорошо помогает в работе с грамматическим строем языка и готовит к изложению. А это ГИА, если работать в системе, то результаты высокие.

- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий – На всех этапах слово рассматривается с помощью орфографического разбора. На начальном этапе изучения предлагается пошаговый алгоритм применения правила.

Фундамент процесса строится на фонемно-морфемных правилах. В каждом слове обязательно графически обозначается изучаемая (имеющаяся) орфограмма с обязательным проговариванием применяемого правила: в слове «бездонный» пишу приставку -без-, потому что корень дон начинается со звонкой согласной - д; также пишу две буквы -нн, т.к. одна входит в корень дон, другая – суффикс. На первый взгляд, кажется, что уходит очень много времени (мнение большинства педагогов), с чем не соглашусь. Если вы, взяв 5 класс (а еще лучше сотрудничайте с учителем начальной школы), начнете эту работу, будете требовать обозначение, комментарий, в домашней работе не ограничитесь простым подчеркиванием пропущенной буквы, а в классе потребуете комментария во всех видах заданий, на всех этапах учебной деятельности, то ваш пятиклассник, погрузившись с вами вместе в эту систему работы, очень скоро будет принимать это как должное. Его не надо будет принуждать зубрить, вовлекать в работу, т.к. к нему рано или поздно придет осознание потребности этих знаний. Результат не заставит себя ждать, но только помните – система.


- Рефлексия – 1. листы самооценки, запись ключевых слов изучаемой темы, оценка куратора группы, бонусные карточки; 2. Задание «Эксперимент» - ролевые игры или творческие задания, для выполнения которых используются знания, полученные на уроке.

- Смысловое чтение - Задание «Ловушка», прием тезирования.

- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности: Задания «Опора» и «Всезнайка», кластер «Древо познания»; «Броуновское движение» - класс поделен на группы и двигается по классу с целью сбора информации.

Дидактические материалы.

Примеры типовых заданий, нацеленных на развитие познавательных универсальных учебных действий.

Задание №1

Урок по теме «Словосочетание»

На доске запись: пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…плице, сер…це, вс…гда.

Задание:

соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма;

определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами слова;

сформулируйте тему урока.

Задание № 2 «Слепая таблица». 

Тема урока: «Сказуемое».

Описание задания: Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом.

В предложениях подчеркните грамматическую основу. Расскажите о сказуемом, заполнив данную таблицу:

Предложение


Вопрос к сказуемому

Чем выражено сказуемое?


Ненависть – плохой советчик.

Народные сказки о животных довольно поучительные.

Птицы деловито расхаживают по скалам.

Сказка – это произведение устного народного творчества.

Тест 1. Познавательные УУД

Задание 1. По какой записи можно «узнать» инопланетянина, а по какой – иностранца, изучающего русский язык?

шорек                                                рыбка

кузявыйшорек                        золотая рыбка

шорексяпал                                    рыбка уплыть

Как ты это определил?

Исправь всё, что нужно, во 2-м столбике и запиши получившийся вариант_