Файл: В данном докладе рассмотрена структура и сущностные характеристики познавательных универсальных учебных действий школьников, система заданий, формирующая познавательные ууд на уроках русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 2. Ты хочешь узнать историю слова «неделя», укажи в списке книг те, в которых можно найти нужные сведения. Запиши буквы (А, Б, В), соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.
А. Книги, в которых я скорее всего найду ответ.
Б. Книги, которые мне нужно посмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.
В. Книги, в которых я не найду ответа.
Орфографический словарь
Словарь синонимов
Толковый словарь
Этимологический словарь
Варданьян Э.Д. Путешествие в слово
Успенский Л. Слово о словах
Задание 3. Прочитай текст. Что нового ты узнал о названиях дней недели?
Слово понедельник в современном языке утратило связи с этимологическим корнем дел-(ать). Древнерусское слово неделя первоначально обозначало «воскресенье», то есть день, когда ничего не делали, затем слово неделя постепенно утратило значение «воскресенье» и стало означать «отрезок времени продолжительностью 7 дней». Соответственно понедельник первоначально объяснялся как «день, идущий после (по-) недели, то есть воскресенья». В результате таких переосмыслений в современном языке у слова понедельник мотивировка (признак, по которому слово получило название) отсутствует, объяснить его через однокоренное слово невозможно.
А. Понедельник – один из дней недели.
Б. Древнерусское слово неделя первоначально означало «воскресенье»
В. В понедельник положено начинать все новые дела
Задание 4. Прочитай и сравни два текста, ответив на вопросы.
1)- Кто тебя просил трогать мои вещи? - сказал вошедший в комнату Володя. - А где флакончик? Непременно ты...
- Нечаянно уронил; он и разбился, что ж за беда?
- Сделай милость, никогда не смей прикасаться к моим вещам, - сказал он, составляя куски разбитого флакончика и с сокрушением глядя на них.
И я улыбнулся, хотя мне совсем не хотелось улыбаться.
- Да, тебе ничего, а мне чего, - продолжал Володя, делая жест подёргивания плечом, который он наследовал от папа, - разбил, да ещё и смеётся, этакий несносный мальчишка!
Не толкайся!
Убирайся!
Я тебе говорю, не толкайся!
(По JI.H.Толстому «Отрочество»)
2)- Прекрасно, - сказала Елизавета Николаевна и прямо расцвела от удовольствия. - «Тиха украинская ночь...» - это как раз одно из моих любимых мест! Читай, Кораблёв.
Одно из её любимых мест! Вот это здорово! Да ведь это и моё любимое место! Я его, ещё когда маленький был, выучил. И с тех пор, когда я читаю эти стихи, всё равно вслух или про себя, мне всякий раз почему-то кажется, что хотя я сейчас и читаю их, но это кто-то другой читает, не я, а настоящий-то я стою на тёплом, нагретом за день деревянном крылечке, в одной рубашке и босиком, и почти сплю, и клюю носом, и шатаюсь, но всё-таки вижу всю эту удивительную красоту: и спящий маленький городок с его серебряными тополями; и вижу белую церковь, как она тоже спит и плывёт на кудрявом облачке передо мною, а наверху звёзды, они стрекочут и насвистывают, как кузнечики...
(В.Ю. Драгунский «Тиха украинская ночь»)
Из словаря иностранных слов:
Диалог (от греч. dialogos:«fliia» - через, сквозь, «логос» - слово, речь) - общение через слово, с помощью слова, разговор двух или нескольких лиц.
Монолог (от греч. monologos: «монос» — один, «логос» — речь) — развёрнутое высказывание одного лица.
Вопросы:
А) В каком стиле написаны эти тексты?
Б) Как ты думаешь, какой из них написан в форме диалога, а какой - в форме монолога? (При ответе на этот вопрос используй определения в рамке).
В) Какой художественной цели служат диалог и монолог в данных художественных произведениях?
Г) Какие признаки письменной диалогической и монологической речи можно наблюдать на примере этих текстов?
Задание 5. Распредели следующие имена существительные по их лексическому значению в несколько групп.
Нос, глубина, синева, старик, полёт, чтение, карандаш, пение, девушка.
Докажи, что лексическое значение предмет и грамматическое значение предмет не всегда совпадают.
Задание 6. Прочитай текст.
«Ты воображаешь лучше, чем соображаешь». Почему Кораблёв так сказал? Может быть, потому, что я хвастал своей лепкой? Это было обидно. Катька – вот кто воображает! Или Кораблев иначе понимает это слово? Я решил, что спрошу у него, если он придёт ещё раз. Но он, не пришёл, и только через год или два я узнал, что воображать – это значит не только «задаваться».
(В.А. Каверин «Два капитана»)
- Назови причину, по которой Саня Григорьев не понял сразу, в каком значении Кораблёв употребил слово воображать?
- Что могло явиться следствием этого непонимания?
Задание 7. Прочитай текст. Найти ответ тебе поможет фрагмент песенки из передачи «Радионяня».
При – или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»,
Пре- мы напишем при этом.
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из вселенной –
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишется при-, несомненно.
-Назови основное условие выбора букв в приставках пре- или при-
-Сделай вывод о правописании букв е, и, в приставках пре-, при-
Задание 8.
Соотнеси между собой смысловые отрезки так, чтобы получились сложносочинённые предложения. При построении предложений используй союзы и, а, но, или, да. Представь предложения в виде схем.
1.Между тем затрубили рога…
…Алёша от них не отставал
2.Долго они так скакали…
…охотники пустились скакать во всю прыть
3.Ему это показалось смешно…
… серая кошка опять умывалась лапками
4.Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами…
…он из учтивости не сказал ни слова
5.Отворилась боковая дверь…
… нам наделать множество хлопот
6.Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей…
…нам наделать множество хлопот
Заключение
Таким образом, при использовании системы упражнений, формирующих познавательные УУД учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для выполнения заданий;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии, обобщать.
Все перечисленные виды работ вызывают у детей познавательный интерес, потребность в знаниях, направляют их на творческие поиски, вызывают радость.
Литература:
Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся.
Пособий по проектированию и диагностике УУД А.Г. Асмолова.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).
Интернет – источники:
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/04/05/sredstva-formirovaniya-universalnykh
http://bershadskiy.ru/
http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm
http://standart.edu.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9