Файл: В данном докладе рассмотрена структура и сущностные характеристики познавательных универсальных учебных действий школьников, система заданий, формирующая познавательные ууд на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 2. Ты хочешь узнать историю слова «неделя», укажи в списке книг те, в которых можно найти нужные сведения. Запиши буквы (А, Б, В), соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.

А. Книги, в которых я скорее всего найду ответ.

Б. Книги, которые мне нужно посмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.

В. Книги, в которых я не найду ответа.

Орфографический словарь

Словарь синонимов

Толковый словарь

Этимологический словарь

Варданьян Э.Д. Путешествие в слово

Успенский Л. Слово о словах
Задание 3. Прочитай текст. Что нового ты узнал о названиях дней недели?

Слово понедельник в современном языке утратило связи с этимологическим корнем дел-(ать). Древнерусское слово неделя первоначально обозначало «воскресенье», то есть день, когда ничего не делали, затем слово неделя постепенно утратило значение «воскресенье» и стало означать «отрезок времени продолжительностью 7 дней». Соответственно понедельник первоначально объяснялся как «день, идущий после (по-) недели, то есть воскресенья». В результате  таких переосмыслений в современном языке у слова понедельник мотивировка (признак, по которому слово получило название) отсутствует, объяснить его через однокоренное слово невозможно.

А. Понедельник – один из дней недели.

Б. Древнерусское слово неделя первоначально означало «воскресенье»

В. В понедельник положено начинать все новые дела

Задание 4. Прочитай и сравни два текста, ответив на вопросы.

1)- Кто тебя просил трогать мои вещи? - сказал вошедший в комнату Володя. - А где флакончик? Непременно ты...

- Нечаянно уронил; он и разбился, что ж за беда?

- Сделай милость, никогда не смей прикасаться к моим вещам, - сказал он, составляя куски разбитого флакончика и с сокрушением глядя на них.

И я улыбнулся, хотя мне совсем не хотелось улыбаться.

- Да, тебе ничего, а мне чего, - продолжал Володя, делая жест подёргивания плечом, который он наследовал от папа, - разбил, да ещё и смеётся, этакий несносный мальчишка!

Не толкайся!

Убирайся!

Я тебе говорю, не толкайся!

(По JI.H.Толстому «Отрочество»)

2)- Прекрасно, - сказала Елизавета Николаевна и прямо расцвела от удовольствия. - «Тиха украинская ночь...» - это как раз одно из моих любимых мест! Читай, Кораблёв.

Одно из её любимых мест! Вот это здорово! Да ведь это и моё любимое место! Я его, ещё когда маленький был, выучил. И с тех пор, когда я читаю эти стихи, всё равно вслух или про себя, мне всякий раз почему-то кажется, что хотя я сейчас и читаю их, но это кто-то другой читает, не я, а настоящий-то я стою на тёплом, нагретом за день деревянном крылечке, в одной рубашке и босиком, и почти сплю, и клюю носом, и шатаюсь, но всё-таки вижу всю эту удивительную красоту: и спящий маленький городок с его серебряными тополями; и вижу белую церковь, как она тоже спит и плывёт на кудрявом облачке передо мною, а наверху звёзды, они стрекочут и насвистывают, как кузнечики...


(В.Ю. Драгунский «Тиха украинская ночь»)

Из словаря иностранных слов:

Диалог (от греч. dialogos:«fliia» - через, сквозь, «логос» - слово, речь) - общение через слово, с помощью слова, разговор двух или нескольких лиц.

Монолог (от греч. monologos: «монос»  один, «логос» — речь) — развёрнутое высказывание одного лица.

Вопросы:

А) В каком стиле написаны эти тексты?

Б) Как ты думаешь, какой из них написан в форме диалога, а какой - в форме монолога? (При ответе на этот вопрос используй определения в рамке).

В) Какой художественной цели служат диалог и монолог в данных художественных произведениях? 

Г) Какие признаки письменной диалогической и монологической речи можно наблюдать на примере этих текстов?

Задание 5. Распредели следующие имена существительные по их лексическому значению в несколько групп.

Нос, глубина, синева, старик, полёт, чтение, карандаш, пение, девушка.

Докажи, что лексическое значение предмет и грамматическое значение предмет не всегда совпадают.

Задание 6. Прочитай текст.

«Ты воображаешь лучше, чем соображаешь». Почему Кораблёв так сказал? Может быть, потому, что я хвастал своей лепкой? Это было обидно. Катька – вот кто воображает! Или Кораблев иначе понимает это слово? Я решил, что спрошу у него, если он придёт ещё раз. Но он, не пришёл, и только через год или два я узнал, что воображать – это значит не только «задаваться».

(В.А. Каверин «Два капитана»)

- Назови причину, по которой Саня Григорьев не понял сразу, в каком значении Кораблёв употребил слово воображать?

- Что могло явиться следствием этого непонимания?

Задание 7Прочитай текст. Найти ответ тебе поможет фрагмент песенки из передачи «Радионяня».

При – или пре-? Пре- или при-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»,

Пре- мы напишем при этом.

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из вселенной –

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при-, несомненно.

-Назови основное условие выбора букв в приставках пре- или при-

-Сделай вывод о правописании букв е, и, в приставках пре-, при-
Задание 8.

 Соотнеси между собой смысловые отрезки так, чтобы получились сложносочинённые предложения. При построении предложений используй союзы и, а, но, или, да. Представь предложения в виде схем.

1.Между тем затрубили рога…

…Алёша от них не отставал

2.Долго они так скакали…

…охотники пустились скакать во всю прыть

3.Ему это показалось смешно…

… серая кошка опять умывалась лапками

4.Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами…

…он из учтивости не сказал ни слова

5.Отворилась боковая дверь…

… нам наделать множество хлопот

6.Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей…

…нам наделать множество хлопот

Заключение

Таким образом, при использовании системы упражнений, формирующих познавательные УУД учащиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для выполнения заданий;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

устанавливать аналогии, обобщать.

Все перечисленные виды работ вызывают у детей познавательный интерес, потребность в знаниях, направляют их на творческие поиски, вызывают радость.        

Литература:

 Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся.

Пособий по проектированию и диагностике УУД А.Г. Асмолова.

Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).

Интернет – источники:

http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/04/05/sredstva-formirovaniya-universalnykh

http://bershadskiy.ru/

http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm


http://standart.edu.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9