Файл: Ребенок и книга Л. М. Гурович, Л. Б. Бе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 516

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Ребенок и книга» Л. М. Гурович, Л. Б. Бе­реговой, В.И.Логиновой (М., 1999) особенности восприятия ху­дожественной литературы и задачи ознакомления с книгой в раз­ных возрастных группах.

В современной психологии и социологии чте­ния термин «читатель» распространяется и на ре­бенка-дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восприятия и пони­мания книги, свойственные слушанию в той же ме­ре, что и чтению. В нашей психолого-педагогичес­кой литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошколь­ного возраста разработана достаточно широко и полно. Ученые (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинс­кая и др.) отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к сту­пеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном со­переживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд пе­дагогов и психологов высказывают мысль о за­рождении в дошкольном возрасте и более высо­кого вида восприятия художественной литерату­ры, которое характеризуется способностью ре­бенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать со­бытия с точки зрения автора. Психологи выде­ляют в эстетическом развитии дошкольников два периода, имеющие резкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К. Чуковский. Первый длится от «двух до пяти», когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начи­нается второй период, когда искусство, в том чис­ле и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным. Рассмотрим подробнее особенности восприятия литературных произведений в каждый из этих периодов.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ


Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведе­ния от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жиз­ненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно.

Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий ма­лышу осознавать содержание произведений.

\ Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осоз­наваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.

Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это су­щественно усложняет восприятие, а порою приво­дит к непониманию произведения.

Определенную трудность вызывает у малышей , восприятие сказок с двухчастной композицией, где в сюжете существует несколько историй («Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза-дереза» и др.). .). Обычно ребе­нок улавливает и воспроизводит только одну из ис­торий (частей) сказки. Опора при этом происходит чаще всего на первую часть или на эпизоды, либо более простые по содержанию, либо знакомые детям.

1. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Де­тей интересуют его внешность, действия, поступ­ки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной {опоре — иллюстрациях,

2. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персона­жа, но не, понимает его переживаний, мотивов по­дведения.

3. Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному ис­ходу событий, торжеству добра над злом.



4. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются ино­гда вмешаться в события (прерывают чтение, за­крывают глаза, шлепают по картинке с изображе­нием «плохого» персонажа и т. п.). Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность пра­вильно понять произведение.
Своеобразие восприятия литературных произ­ведений у детей 2 — 4 лет заключается в том, что

1. при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющийся у него непосредственный опыт, еще очень ограниченный и узкий. Личный опыт превалирует над осознанием текста, мешая ребенку понять те литературные ситуации, кото­рые не совпадают с его жизненной практикой.


  1. Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают ис­следователи детства, — это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звуч­ным ритмам и рифмам, выразительной интона­ции.

Человек, по утверждению К. Чуковского, на­чинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симме­тричному расположению гласных звуков явля­ются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо­бо и др. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного ма­териала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике ра­достной, плясовой. Оттого-то малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребно­стям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ла­душкам», «Козе», «Сороке-белобоке», —это блестящий миниспектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, воскли­цания, интонации, ребенок усваивает националь­ный колорит русской поэзии, ее дух, отчего лите­ратура становится для него поистине родной.
Исходя из особенностей восприятия и понима­ния произведений литературы ребенком 2 — 4 лет, можно выделить
ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

1. формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведе­ния;

2.обогащать жизненный опыт малышей знани­ями и впечатлениями, необходимыми для понима­ния книг;

3. учитывать при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произве­дениям;

4.помогать детям устанавливать простейшие (по­следовательные) связи в произведении;

5. помогать детям выделять наиболее яркие по­ступки героев и оценивать их;

6. поддерживать непосредственный отклик и эмо­циональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;

7. помогать детям мысленно представить, уви­деть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт де­тей и др.), учить рассматривать иллюстрации.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1. После четырех лет у ребенка наблюдаются не­которые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением его жизненного опыта, знаний.

2.Усложняется и чита­тельский опыт детей. Как свидетельствуют иссле­дования (А. В. Запорожец, Т. И. Титаренко, О. О. Хоменко и др.), дети начинают четче ощу­щать границы между реалистическими и сказоч­ными жанрами

3.Возникает возможность постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица и др.)

4.На данном возрастном этапе ин­тенсивно развивается воссоздающее воображе­ние; оно становится более самостоятельным

5. Для понимания произведения ребенку уже не требу­ется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующееся воображение ни в коей мере не отменяет, не отрицает иллюстра­ции. Оно помогает проникновению в авторский за­мысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспи­тывает эстетические чувства.

Своеобразие восприятия литературных произведений

у детей среднего дошкольного возраста.

1. На пятом году жизни дети осмысленно воспри­нимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюже­те, способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты!


2. Характеризуя ге­роев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатив­шийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события.

3. Ребенок 4 — 5 лет прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Какие задачи можно поставить перед воспита­телем в средней группе?

1. Продолжать формирование у детей интереса к книге;

2. учить внимательно слушать и слышать литера­турные произведения;

3. помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении;

4. помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персона­жей и правильно их оценивать;

5. развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;

6. поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;

7. поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитан­ному.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачи­вается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

Самыми любимыми у детей становятся вол­шебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжет­ным действием, полным конфликтов, препят­ствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противо­действие злых и добрых сил и др.), с яркими силь­ными характерами героев. Очень популярны у пяти- и особенно ше­стилетних «толстые» книжки, полные хитроспле­тений, интриг и приключений («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «При­ключения Чиполлино» Д. Родари, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Дядя Федор,