Файл: Ребенок и книга Л. М. Гурович, Л. Б. Бе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 517

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пес и кот» Э. Успенского и др.). Они удовлетво­ряют потребность детей в постоянном, длитель­ном общении с полюбившимися героями, в по­вторных встречах с персонажами в новых ситуа­циях и коллизиях.

В старшем дошколь­ном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает выполнять собственно иллюстративную, вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.

1. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более слож­ные литературные факты.

2.У ребенка формируются умения восприни­мать литературное произведение в единстве содер­жания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему.

3.Усложняется и понимание литературного ге­роя. Хотя внимание ребенка все еще главным об­разом привлекают действия и поступки, он начи­нает проникать и в переживания, чувства, мысли. Возможность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формиро­ванием умения сопереживать, сочувствовать ему.
На седьмом году жизни ребенок способен осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами. Он начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст.

Формирование у ребенка способностей улавливать эмоциональный подтекст произведения свидетельствует о возникновении новых возможностей в эстетическом восприятии литературы. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что в старшем дошкольном возрасте эта способность еще только зарождается.

В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, бо­лее сложные задачи по формированию эстетиче­ского восприятия и понимания произведений худо­жественной литературы:

1. закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову;

2. расширять наряду с непосредственным жизнен­ным опытом детей их литературный опыт. Знако­мить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка др.);

3. формировать воссоздающее воображение;

4. учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;


5, помогать ребенку не только осмысливать по­ступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспи­тывать умение видеть, скрытые мотивы поступ­ков;

6. помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведе­ний;

7. обращать внимание детей на язык литератур­ного произведения, авторские приемы изображения.

Вывод
Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное разви­тие и совершенствование способностей к воспри­ятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.

Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и прежде всего с отбором произведений детской ли­тературы для каждого возрастного этапа.

Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова; Под ред. В.И.Логиновой. – М.: Просвещение, 1992. – 64с.