Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Стили руководства в управление
1.1 Понятие и сущность стилей руководства
1.2 Классификация стилей руководства
1.3. Факторы формирования стилей
2.1. История развития МУ «Центра психолого-педагогической помощи»
2.2. Организационная структура МУ Центра психолого-педагогической помощи
2.3. Экономическая характеристика деятельности МУ Центра психолого-педагогической помощи
ГЛАВА 3. Анализ стилей руководства в МУ Центре психолого-педагогической помощи
3.1. Применение стилей руководства в МУ Центре психолого-педагогической помощи
3.2 Основные предложения по улучшению стилей руководства в МУ Центре психолого-педагогической помощи
Разделяют объективные и субъективные факторы формирования стиля руководства.
Объективные факторы определяют только основу стиля, которая имеет свои особенности для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит руководителю и параметрам ситуации.
Субъективные стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций. Субъективные факторы обусловливают разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей – следствие разнообразия единичных факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления.
Единство стилеобразующих факторов проявляется во взаимодействии:
1. информационных, социальных, организационных, коллективных, технико-технологических условий управления на предприятии
2. функций управления различных уровней системы
3. применяемых руководителем принципов и методов управления
4. руководителей различных уровней и подразделений.[6]
Всеобщие стилеобразующие факторы вытекают из самой природы общественного труда, порождены кооперацией труда и являются объективными, но не существенными предпосылками стиля управления. К числу таких факторов следует отнести принципы системности, иерархичности, необходимого разнообразия, обратной связи.
Чем дальше от стиля управления в иерархии отношений находятся стилеобразующие факторы, тем более опосредованное влияние их на формы этих отношений, и наоборот. В этой связи становится очевидным, что характеристики субъектов управления есть вместе с тем и непосредственные факторы формирования стилей управления.
Среди особенных факторов выделяются:
- распределение полномочий
- установление ответственности
- характер процесса принятия решений
- используемые методы руководства
- организация труда
- заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных.[8]
В стилях управления фокусируют также другие объективно-субъективные и общие факторы:
- регламентированные общественные требования
- средства управленческого труда
- доступность и состояние социальной, экономической и технической информации
- общие характеристики крупномасштабных объектов управления - исторические, географические факторы, национальные традиции.[2]
Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.
ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика деятельности МУ «Центра психолого-педагогической помощи»
2.1. История развития МУ «Центра психолого-педагогической помощи»
1 июля 1994 года в городе Прокопьевск был открыт Телефон экстренной психологической помощи (ТЭПП) - «Телефон Доверия», который относился в отделение Культуры.
В настоящее время в службе ТЭПП работают 6 человек. Это профессиональные психологи, прошедшие специальную подготовку. В течение года Телефон Доверия принимает более 10 тыс. звонков.
Основные проблемы, по которым обращаются на Телефон Доверия:
- одиночество,
- самочувствие,
- любовные проблемы,
- супружеские конфликты,
- воспитание детей,
- насилие,
- тревога за себя и близких,
- переживания по поводу наркомании, алкоголизма.
Принципы работы Телефона Доверия:
- доступность (работают для всех категорий населения независимо от их возраста),
- профессионализм в оказании психологической помощи,
- анонимность, конфиденциальность разговора (вы имеете право не называть свое имя; содержание беседы является тайной),
- гуманность - уважают право другого человека быть таким, каков он есть.
В 1997 года открыли Муниципальное Учреждение «Центр психолого-педагогической помощи» (МУ ЦППП), состоящий из двух отделений:
- Экстренной психологической помощи по телефону; и
- Психолого - педагогической помощи.
С 2017 года тесно сотрудничает с Центром занятости населения города Прокопьевска и Киселевска. Проводят для безработных консультации (групповые и индивидуальные), работают со стажерами. На базе Центра организована практика для студентов КЕМГУ с первого курса.
С 1 сентября 2018 года открыта линия детской помощи в городах Прокопьевска, Белова, Ленинск - Кузнецка, Новокузнецка и Междуреченска.
Имеется «женский клуб»; ведутся занятия с приёмными семьями.
Численность рабочих составляет 45 человек:
- Директор
- Зам. директора
- Зав. отделения экстренной психологической помощи по телефону
- Зав. отделения психолого-педагогической помощи
- Специалисты психологи
- Специалисты по социальной работе
- Главный бухгалтер
- Специалисты по кадрам
- Обслуживающий персонал.
Центр психолого-педагогической помощи работает на основе устава.
2.2. Организационная структура МУ Центра психолого-педагогической помощи
Центр психолого-педагогической помощи – это команда опытных квалифицированных специалистов, прошедших подготовку у профессионалов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, Перми, Казани, Новокузнецка и других городов России, а также США. В структуре Центра два отделения: экстренной психологической помощи по телефону и психолого-педагогической помощи, которые занимаются индивидуальным психологическим и психотерапевтическим консультированием, групповой работой (тренинговые, коррекционные, практические занятия), а также проводят лекции, беседы, диагностические обследования. Центр – единственное специализированное в городе учреждение, оказывающее психологические услуги населению.
Виды услуг:
-
-
- Семейное психологическое консультирование
-
- Индивидуальное психологическое консультирование
- Групповая деятельность
- Социометрические исследования
- Диагностика
- Лекции, беседы, семинары.
Центр имеет линейную структуру управления (ЛФСУ), которая показана на рисунке 2. Данная структура применяется на больших организациях.
Организационная структура организации является линейной.
Положительные черты этой функции:
1) единение и четкость распорядительства;
2) согласованность действий исполнителей;
3) увеличение ответственности управляющих подразделений;
4) оперативность принятия решений.
К отрицательным относятся:
1) надобность многосторонних познаний и опыта по всем функциям управления и сфер работе управляющего;
2) перегрузка управляющего сведениями .
Линейная структура используется в мелких фирмах, которые осуществляют несложные производства при отсутствии широких кооперационных связей между подразделениями.
ДИРЕКТОР
ОТДЕЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ТЕЛЕФОНУ
ЗАОЧНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ОЧНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ГРУППОВОЕ, КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ; ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ, СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; ПРОФДИАГНОСТИКА; ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рис. 2. Линейно-функциональная структура управления МУ ЦППП
2.3. Экономическая характеристика деятельности МУ Центра психолого-педагогической помощи
Вид деятельности – предоставление социальных услуг без обеспечения проживания.
Сфера деятельности – финансируется из местного бюджета – Финансовое управление г. Прокопьевска.
Средства проходят через Комитет социальной защиты населения администрации г. Прокопьевска.
Услуги МУ ЦППП платные, эти внебюджетные деньги идут на увеличение заработной платы и на материальное оснащение центра.
Право первой подписи принадлежит директору, второй – зам. директора.
Основные направления деятельности МУ Центра психолого-педагогической помощи:
- обеспечение психологической защищенности населения, поддержка и укрепление его психологического здоровья;
- Оказание экстренной психологической помощи по телефону;
- Индивидуальное консультирование по проблемам возрастных особенностей детей и подростков, в сфере межличностных, семейных, сексуальных отношений, родительско - детских отношений, помощь в решении конфликтных ситуаций;
- Оказание экстренной психологической помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации или переживших кризис, горе, катастрофу;
- создание благоприятных психолого-социальных условий для семейного воспитания детей и их социализации;
- Работа с детьми подросткового возраста и молодежью по профилактике наркозависимости, вредных привычек, формированию ответственного поведения и здорового образа жизни;
- Психологическая коррекция личности различных возрастных групп;
- Психологическая диагностика личности;
- Профориентация, профконсультирование, профотбор.
Задачи Центра:
- Повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения;
- Помощь в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоление конфликтов и иных нарушений;
- Повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, психическое и духовное развитие;
- Помощь семьям, в том числе с детьми-инвалидами, испытывающие различного рода трудности в воспитании детей, предотвращение возможного эмоционального и психического кризиса у детей и подростков;
- Психологическая помощь населению в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
ГЛАВА 3. Анализ стилей руководства в МУ Центре психолого-педагогической помощи
3.1. Применение стилей руководства в МУ Центре психолого-педагогической помощи
Для того чтобы изучить какой стиль руководства применяет в своей деятельности руководитель Центра психолого-педагогического центра я применяла методику (приложение 1)- «определения стиля руководства трудовым коллективом». Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
Максимальный балл определяет стиль руководства:
Директивный компонент — Д.
Попустительский компонент — П.
Коллегиальный компонент — К.
Был проведен опрос в МУ Центре психолого-педагогической помощи 10 сотрудников разной возрастной категории от 25 до 56 лет и директора организации.