Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Понятие и значение теоретических основ структуры системы управления
1.2. Характеристика видов теоретических основ структуры системы управления
1.3. Характеристика этапов проектирование и формирование структуры управления
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ХОЛ-КВ»
2.2. Дерево целей ООО «ХОЛ-КВ»
2.3 структуры управления ООО «ХОЛ-КВ»
ГЛАВА 3. Совершенствование структуры управления ООО «ХОЛ-КВ»
Введение
Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.
В современных условиях эффективность деятельности предприятия, прежде всего, определяется эффективностью использования главного ресурса - людей. Неслучайно в общей структуре составляющих организаций современный менеджмент особо выделяет «человеческий фактор», который ставит на первое место наряду с такими компонентами организации как организационной структуры, технологии.
Проектирование системы управления персоналом нельзя отделить от проектирования системы управления организацией, так как первая включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей - от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции технического, производственного, экономического руководства, руководства хозяйственными внешними связями и т.п. Одним словом, система управления персоналом является «костяком» системы управления организацией[1].
Базовое предприятие для исследования – транспортная компания «ХОЛ-КВ», отличается по существу консервацией методов и средств работы с персоналом. Это диктует высокую актуальность определения в качестве первоочередных задач менеджмента при повышении эффективности деятельности предприятия - задач совершенствования системы управления персоналом с учетом изменившихся условий внешней среды.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления компанией и обоснование их эффективности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1.Понятие и значение теоретических основ структуры системы управления
Чтобы иметь представление о несущем каркасе фирмы, следует поочередно выбирать в качестве проекции каждую из компонент менеджмента и их комбинации, а затем рассматривать их по отношению к понятию “структуры” (см. табл. 1). Таким образом, мы получим ряд известных или не очень известных структурных срезов. К последним, например, относится структура центров планирования компании или структура центов учета. Что касается структуры блока, связанного с логистикой производственной деятельности компании (линейной структурой), а также функциональной структуры, объединяющей подразделения с функциями, управляющими по отношению к линейным (бизнес-планирование, учет, финансы, персонал), то различные способы их сочетания порождают ряд типов организационных структур: линейно-функциональную, дивизиональную и матричную. Данная таблица позволяет наглядно представить организационную структуру управления.
Таблица 1.
Типы структур организации в компонентах менеджмента[2]
Организация Логистика |
Маркетинг. Бизнес-план |
Учет |
Финансы |
Экономика |
Персонал |
Структуры: |
|||||
Организационная |
|||||
Линейная |
Функциональная |
||||
Центров планирования |
Центров учета |
Штатное расписание |
Старшему руководителей хорошо известен и структурный срез по персоналу – то, что раньше называли штатным расписания (оно и сейчас выступает в качестве документа).
Сейчас штатное расписание отражает структуру компании достаточно условно. Но в то же время у него не всегда есть альтернатива – таковой может быть приказ или положение об организационной структуре компании. В нем выделяются основные структурные звенья, направления их деятельности, задачи, которые они решают, права и обязанности. Смысл этого документа в том, что он является исходным для всех остальных управленческих действий. Без такого первого шага невозможен регулярный менеджмент – его просто не на что будет устанавливать.
Четкое распределение “обязанностей” внутри фирмы между линейными и штабными видами деятельности предусматривается организационной структурой управления (ОСУ), т.е. официально оформленной системой отношений между ее подразделениями и должностями, сформировавшейся в процессе делегирования полномочий[3].
ОСУ основывается на горизонтальной и вертикальной дифференциации видов деятельности фирмы: по целям, территориям, функциям; уровням иерархии и т.п. На практике существует несколько подходов к ее построению.
Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.[4]
Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей носит название организационной структуры управления (ОСУ)[5].
ОСУ характеризуется рядом свойств.
1. ОСУ выражает определенную субординацию органов управления, отношения власти и подчиненности. Эта субординация закрепляется юридически нормативными актами, положениями, уставами и т. п.
2. ОСУ выражают определенную технологию управленческой деятельности, процессы разделения и кооперации труда в сфере управленческой деятельности, последовательность реализации управленческих процедур.
3. ОСУ органически связывают структуру и функции управления. В строгом смысле слова, никакие управленческие действия в производственной системе не должны исходить от элементов, находящихся вне ее оргструктуры управления.
4. ОСУ осуществляют интеграцию вертикального и горизонтального, профессионально-квалификационного и функционального разделения труда. Чем эффективнее этот процесс, тем эффективнее деятельность производственной системы, устойчивее процессы ее функционирования и развития.
Поиски наиболее рациональных, эффективных, организационных структур управления связаны, прежде всего, с наиболее полным использованием возможностей уже имеющихся, традиционных структур управления[6].
Помимо этого важным резервом повышения эффективности управления является опыт руководителя, его компетентность, искусство управления. Оргструктуры должны учитывать требования рынка, меняющихся задач, целей, проблем. В современной экономике есть условия и возможности применения самых разнообразных схем управления, эффективность и целесообразность использования которых зависит от конкретных условий хозяйствования. Общая логика совершенствования ОСУ заключается в обеспечении эффективной деятельности предприятия, ориентации его конечного результата на обеспечение потребностей рынка.
Исторически сложились четыре основных типа ОСУ, которые выражают различные степени детерминизма и функциональной гибкости и используются в различных сферах и условиях применения:
1) линейная;
2) линейно-функциональная;
3) линейно-штабная (линейно-функционально-штабная);
4) матричная[7].
Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей.
Совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей носит название организационной структуры управления (ОСУ).
Поиски наиболее рациональных, эффективных, организационных структур управления связаны, прежде всего, с наиболее полным использованием возможностей уже имеющихся, традиционных структур управления. Помимо этого важным резервом повышения эффективности управления является опыт руководителя, его компетентность, искусство управления. Оргструктуры должны учитывать требования рынка, меняющихся задач, целей, проблем. В современной экономике есть условия и возможности применения самых разнообразных схем управления, эффективность и целесообразность использования которых зависит от конкретных условий хозяйствования. Общая логика совершенствования ОСУ заключается в обеспечении эффективной деятельности предприятия, ориентации его конечного результата на обеспечение потребностей рынка.
1.2. Характеристика видов теоретических основ структуры системы управления
Чтобы иметь представление о несущем каркасе фирмы, следует поочередно выбирать в качестве проекции каждую из компонент менеджмента и их комбинации, а затем рассматривать их по отношению к понятию “структуры”. Таким образом, мы получим ряд известных или не очень известных структурных срезов. К последним, например, относится структура центров планирования компании или структура центов учета. Что касается структуры блока, связанного с логистикой производственной деятельности компании (линейной структурой), а также функциональной структуры, объединяющей подразделения с функциями, управляющими по отношению к линейным (бизнес-планирование, учет, финансы, персонал), то различные способы их сочетания порождают ряд типов организационных структур: линейно-функциональную, дивизиональную и матричную. Данная таблица позволяет наглядно представить организационную структуру управления[8].
Четкое распределение “обязанностей” внутри фирмы между линейными и штабными видами деятельности предусматривается организационной структурой управления (ОСУ), т.е. официально оформленной системой отношений между ее подразделениями и должностями, сформировавшейся в процессе делегирования полномочий[9].
В условиях насыщенности рынка товарами для значительного числа предприятий с небольшой численностью персонала преимущества бюрократических структур утрачивают свою значимость. Внимание руководства акцентируется на свойствах организационных структур, которые обеспечивают привлечение большего числа покупателей, стандарт качества обслуживания. Новые возможности для работы в сложной рыночной ситуации открывают адаптивные структуры.
Организационные отношения в организации осуществляются в рамках организационных структур нескальных основных типов.
Воплощением функционального принципа построения организаций является Линейно-функциональная структура, которую образуют две составляющие – функциональная и линейная структуры. Первая есть следствие горизонтального разделения труда, а вторая – вертикального, т.е. необходимости координации деятельности разрозненных частей. В настоящее время функциональная и линейная структуры крайне редко встречаются в отдельности, за исключением небольших организаций. Обычно они либо сосуществуют (как бы накладываясь одна на другую) в рамках одной организации, либо присутствуя в ее отдельных частях.