Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 496
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Четыре основные методики данной формы терапии:
1)свободные ассоциации;
2)толкование сновидений;
3)анализ сопротивления;
4)анализ переноса.
СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ
Индивид должен говорить все, что ему приходит на ум, независимо от того, насколько это может казаться личным, болезненным или не относящимся к делу. Цель свободных ассоциаций заключается в том, чтобы тщательно изучить содержание подсознания. Аналитическая интерпретация заключается в том, что аналитик связывает воедино зачастую обрывочные идеи, установки, действия клиента и дает осмысленное их объяснение.
АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ
Считается, что во время сна защитное подавление ослабевает и запрещенные чувства, и желания могут найти выход в сновидениях. Тем не менее некоторые мотивы настолько неприемлемы для индивида, что даже во сне они проявляются не в открытой, а в завуалированной, или символической, форме. Таким образом, сновидение обладает содержанием двух видов: 1) проявленным содержанием, представляющим собой сновидение в том виде, в каком его видит спящий, и 2) латентным содержанием, состоящим из действительных мотивов, которые ищут выхода, но настолько болезненны и неприемлемы для индивида, что проявляются в замаскированной форме. Задача терапевта как раз и состоит в том, чтобы раскрыть эти замаскированные значения, исследуя образы, возникающие в проявленном содержании сновидения клиента и его подсознательных ассоциациях, связанных с этими образами.
АНАЛИЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ
В случае, когда клиенту прдлагают сообщить обо всем, что «приходит ему в голову», а также в процессе подбора ассоциаций к сновидениям, он может продемонстрировать сопротивление – нежелание или неспособность говорить об определенных мыслях, мотивах и переживаниях. Поскольку сопротивление препятствует осознанию болезненного и пугающего материала, необходимо найти его источники, если индивид действительно хочет увидеть проблему и справиться с ней.
АНАЛИЗ ПЕРЕНОСА
Часто люди бессознательно переносят на терапевта те установки и чувства, которые они ранее испытывали в отношениях с родителями или другими близкими людьми. Таким образом, клиент может реагировать на аналитика так, как на некую фигуру из своего прошлого, и испытывать те же самые любовь, враждебность или отторжение, которые он чувствовал много лет назад. Помогая понять и признать отношения переноса, терапевт может добиться того, что клиент поймет суть собственных реакций на окружающих.
Существуют и другие краткие психодинамические методы. В целом они не менее эффективны, чем полный психоанализ.
ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Основная идея заключается в том, что в процессе текущих взаимосвязей мы все и всегда бессознательно используем схемы, приобретенные нами в процессе наших самых ранних отношений, например, с родителями. Если эти первые контакты были проблемными, например, в них присутствовали отторжение или дурное обращение, то «интроецированные» характеристики партнеров по ранним отношениям могут так или иначе искажать способность точно и объективно перерабатывать информацию, содержащуюся в наших межличностных транзакциях в настоящее время. Таким образом, человек, с которым в прошлом жестоко обращались или отвергали, может действовать, исходя из имплицитного (бессознательного) предположения о том, что мир в целом обращается с ним дурно и отвергает его.
ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Под этим понятием исследователи подразумевают процедуры, делающие акцент на проблемах межличностных отношений, особенно если сами они устают от взаимодействия клиент-терапевт. Терапевты, ориентированные на психодинамический интерперсональный подход, делают упор на различные периоды жизненного цикла: они могут сосредоточиваться на отдаленных событиях прошлого или на текущих («здесь и сейчас») межличностных ситуациях (включая и саму терапию), или сохранять некоторое равновесие между ними. Таким образом, сохраняется основная цель классического анализа – понимание настоящего с точки зрения прошлого.
-
Заполните таблицу «Альтернативные направления психотерапии»
Направления психотерапии | Представители | Основные понятия |
Логотерапия | Виктор Франкл | Человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни. · Смысл жизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан. Он должен найти его вполне самостоятельно. |
Первичная психотерапия | Артур Янов | Первичная терапия посредством вербальной конфронтации и дыхательных упражнений соединяет ассоциативные цепи, уводящие в далекое прошлое, с энергетическими потоками в настоящем. Боль отражает осознание клиентом того, что в детстве он не получил от родителей достаточно безусловной любви и что, став взрослым, он должен оставить попытки найти любовь, которая компенсировала бы ему эту депривацию. |
Суггестивная психотерапия | Франц Антон Месмер П. Флексиг И.П. Павлов В.М. Бехтерев | форма психотерапевтического воздействия с помощью прямого или косвенного внушения для изменения состояния пациента или побуждения его к определенным действиям. Методы внушения могут быть вербальными (словесными) и невербальными, действующими на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы. |
Гештальт терапия | Ф.С. Перлз Макс Вертгеймер Вольфганг Кёлер Курт Коффка Курт Левин Карл Дункер | человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным; человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм - окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие должны меняться; человеческое поведение, согласно теории гештальт-терапии, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает привлекать доминирующее внимание организма - фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается; контакт - базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же, как и в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным; |
Игротерапия | А. Фрейд и М. Кляйн К. Роджерс Б. Ф. Скиннер А. Бандура. Д. М. Леви | психотерапевтический метод, в основе которого лежит воздействие на развитие ребёнка с помощью различных видов игровой активности. Многие игры несут в себе не только информацию об окружающем ребенка мире, но обладают лечебным эффектом. Психолог наблюдает за крохой, когда тот играет, погружается в мир маленького человечка, выявляет проблемы, более точно устанавливает причины возникновения тревожных явлений в развитии малыша. Только установив источник тревожности чада, можно назначить лечение, а также добиться прогресса в его осуществлении. |
Сказкотерапия | Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева | Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его [4; 67]. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. |
Арт-терапия | Адриан Хилл Принцхорн Ханс Маргарет Наумбург Якоб Морено Карл Юнг | Арт-терапия — это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства. Арт-терапия все чаще рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализации на практике таких функций социализации личности, как адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая. |