ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План-конспект урока
по информатике
в 7 классе
на тему «Компьютерная графика»
Разработал:
Кузнецова Елена Владимировна
слушатель курсов профессиональной переподготовки
«Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Формально-описательная часть урока.
Класс | 7 |
Дата | 20.01.2017г. |
Номер урока | Урок 18 по КТП, 2 урок по теме «Обработка графической информации» |
Тема урока | Компьютерная графика |
Цели | Познавательная (обучающая):
Воспитательная:
Развивающая:
|
Планируемые образовательные результаты | предметные – систематизированные представления о растровой и векторной графике; метапредметные – умения правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи; личностные – знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой. |
Решаемые учебные задачи |
|
Тип урока | Урок формирования новых знаний |
Используемое оборудование | ПК учителя, мультимедийный проектор, экран |
УМК | Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. – 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г. Электронное приложение к учебнику. |
ЦОР | http://testedu.ru/test/informatika/8-klass/formirovanie-izobrazheniya-na-ekrane-monitora.html http://mults.info/mults/?id=1342 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika |
План урока | 1.Организационный момент (1 мин) 2. Актуализация знаний и проверка д/з (10 мин.) 3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока (3 мин). 4. Формирование новых знаний (12 мин.) 5. Физпауза (1 мин.) 6. Первичное закрепление во внешней речи (3 мин). 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин). 8. Домашнее задание. Рефлексия деятельности (5 мин.) |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Графический объект, компьютерная графика, растровая графика, векторная графика, форматы графических файлов. |
Содержательная часть урока:
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые УУД | ||||||||||||||||||
1.Организационный момент (1 мин) | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Учитель приветствует учащихся. Проверка организации рабочего места учащихся. | Учащиеся настраиваются на работу. Проверяют как организованно рабочее место. | Регулятивные УУД: - организация своей учебной деятельности | ||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний, проверка д/з (10 мин) | Проверка д/з, диагностика затруднений выполнения д/з | Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Фронтальный опрос по теме предыдущего урока - http://testedu.ru/test/informatika/8-klass/formirovanie-izobrazheniya-na-ekrane-monitora.html (приложение1) Итак, еще раз вспомним основные формулы: N=2i ; I=K*i. Поясните, что означают N, K, I, i. - Какие затруднения у вас возникли при решении домашних задач (РТ: № 143, 145)? (приложение 2) | Ответ: Формирование изображения на экране монитора. Ответ: N- кол-во цветов в палитре, K – кол-во пикселей, из которых складывается изображение, I – объём видеопамяти, необходимый для хранения графического изображения, i – глубина цвета (длина двоичного кола, который используется для кодирования цвета пикселя). Обсуждение решения задач | Регулятивные УУД: - фиксирование индивидуального затруднения Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать сои мысли. | ||||||||||||||||||
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока (3 мин) | Постановка задач урока. Включение учащихся в целенаправленную учебную деятельность | Итак, мы уже знаем каким образом формируется изображение на экране компьютера. И сегодня современные компьютеры дают нам возможность видеть картины, смотреть мультфильмы и фильмы. Изображения, созданные с помощью компьютера завораживают. Как вы думаете, что вызывает у большинства людей интерес к компьютеру? А что интересно в компьютерной игре? Но так было не всегда. Первую игру создал Томас Голдсмит в 1942 году, по сути это был примитивный симулятор полета на ракете, однако, сама идея показалась создателю свежей, и через пару лет он подал заявку на патент, который вскоре получил. В 1952 была создана «ОХО» то есть крестики нолики. Автор программы А.С. Дуглас изначально планировал её как часть своей диссертации, которую он собирался продемонстрировать на большом компьютере EDSAC в Кембриджском Университете. Уже через десять лет, в 1962 году была создана первая игра, которая быстро распространилась, правда только среди американских университетов. Автор, Стив Рассел, разработал «Космическая война и Большое приключение Джона». Компьютерные игры, впрочем, как и все основные достижения человечества, сначала были привилегией ученых, и лишь только потом попали в руки простых смертных. А в 1968 году советская творческая группа под руководством Николая Николаевича Константинова была создана компьютерная модель движения кошки. Машина БЭСМ-4, выполняя написанную программу решения дифференциальных уравнений, рисовала мультфильм «Кошечка», который для своего времени являлся прорывом в научной технике. Для визуализации использовался алфавитно-цифровой принтер, т. е. тот, который печатал изображения символами – числами, буквами и знаками. Давайте посмотрим этот мультфильм http://mults.info/mults/?id=1342 - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Какие задачи урока вы для себя определите, что бы хотели узнать сегодня на уроке? Итак, тема нашего урока «Компьютерная графика». Мы с вами определили основные вопросы урока. - Что называется компьютерной графикой? Когда и где используется компьютерная графика? - Какие виды компьютерной графики существуют? - Как компьютерная графика изменила мир? | Ответ: компьютерные игры Ответы учащихся: Живая картинка, графика Яркость цветов, различные эффекты Просмотр мультфильма Высказывают свои предположения: - Что называется компьютерной графикой? Когда и где используется компьютерная графика? | Познавательные УУД: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: - учет разныхмнений и умение обосновать собственное | ||||||||||||||||||
4. Формирование новых знаний (12 мин) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания обучающимися изучаемой темы. | Используется презентация, разработанная на основе авторской. Компьютерная графика постепенно превращается в новый вид искусства. Специализированные программные средства позволяют практически любому человеку создавать, редактировать, преобразовывать графические изображения. Для работы с графической информацией разработано соответствующее программное обеспечение. Попробуем разобраться в этих понятиях более подробно. - Как вы думаете, что относится к понятию «графика» Под термином «графика» понимают визуальные (то, что воспринимается зрением) изображения каких-либо реальных или воображаемых объектов. Нарисованный художником пейзаж, рисунки, нарисованные мелом детьми — все это относится к графике. Особое место в работе с изображениями занимает компьютерная графика. - Чем отличается компьютерная графика от обычной? Компьютерная графика — это графика, которая обрабатывается и отображается средствами компьютерной техники. Люди разных профессий используют в своей деятельности графические возможности компьютера, но есть особая группа профессий, где используют информацию, представленную в графической форме. Это аниматоры, мультипликаторы, специалисты по рекламе, ученые. 1. Графические объекты — это рисунки, картины, чертежи, фотографии и другие графические изображения. Компьютерная графика – это широкое понятие, обозначающее: 1) разные виды графических объектов, созданных или обработанных с помощью компьютера; 2) область деятельности, в которой компьютеры используются как инструменты создания и обработки графических объектов. 2. Сферы применения компьютерной графики: - для наглядного представления результатов измерений и наблюдений, социологических опросов, плановых показателей, статистических данных и т. д; - при разработке дизайнов интерьеров и ландшафтов, проектирования сооружений, технических устройств; - в тренажёрах и компьютерных играх для имитации различного рада ситуаций, возникающих, например, при полёте самолёта, движения автомобиля и т.п.; - при создании различных спецэффектов в киноиндустрии; Для творческого самовыражения человека (цифровая фотография, живопись, компьютерная анимация). 3. Способы создания цифровых графических объектов. Графические объекты на компьютерных носителях будем называть цифровыми графическими объектами. Способы получения цифровых графических объектов: - копирование готовых изображений с цифровой фотокамеры, с устройств внешней памяти, «скачивания» с Интернета; - ввод графических изображений с помощью сканера (вспомните материал прошлого урока или посмотрите в учебнике стр. 114 – в чем состоит принцип работы сканера); - создание новых графических изображений с помощью программного обеспечения. 4. Виды компьютерной графики: растровая, графическая и фрактальная. В растровой графике изображение формируется в виде растра – совокупности точек (пикселей), образующих строки и столбцы. В векторной графике изображение формируется на основе наборов данных (векторов), описывающих графические объекты и формулы их построения. Фрактальная графика, как и векторная, основана на математических вычислениях. Более полную информацию по фрактальной графике вы можете найти в Интернете. А сейчас сравним растровую и векторную графики, рассмотрим их достоинства и недостатки Заполните таблицу, используя учебник (стр.115-118). (работа в парах: нечетные парты – заполняют для растровой графики, четные – для векторной) Сравнение растровой и векторной графики
-В чем достоинства и недостатки векторной растровой график? Основное достоинство растровой графики состоит в том, что при высокой разрешающей способности монитора растровое изображение может иметь фотографическое качество. Основной недостаток - большой размер графических файлов. Простые растровые картинки занимают несколько десятков или сотен килобайтов. Реалистические изображения, полученные с помощью сканеров с высокой разрешающей способностью, могут занимать несколько мегабайтов. Достоинством векторной графики является малый объем файла. Рисунки, состоящие из тысяч примитивов, занимают дисковую память, объем которой не превышает нескольких сотен килобайтов. Аналогичный растровый рисунок требует в 10 – 1000 раз большую память. 5. Форматы графических файлов. Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия). Сжатие применяется для растровых графических файлов, так как они имеют обычно достаточно большой объем. При сжатии графических файлов алгоритм сжатия включается в формат графического файла. Существуют различные алгоритмы сжатия, причем для различных типов изображения целесообразно применять подходящие типы алгоритмов сжатия. | Слушают учителя, смотрят презентацию, отвечают на вопросы учителя. Предполагаемый ответ: рисунки, картинки, фотографии Предполагаемый ответ: - - Компьютерная графика создается с помощью компьютера Отвечают на вопрос, используя учебник Заполняют таблицу, читая учебник и проверяют по презентации. | Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение; - анализировать информацию и интерпретировать её с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой Регулятивные УУД: - работать по плану, инструкции, - осуществлять самоконтроль. | ||||||||||||||||||
5. Физпауза (1 мин) | Снять физическую нагрузку. | 1.Упражнение для глаз: - Крепко зажмурьте глаза (сосчитайте до 3, откройте глаза и посмотрите вдаль (сосчитайте до 5). Повторите 4-5 раз. - Сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Повторите 4 раза. - Прилетела бабочка, Села на указку, Попытайтесь вслед за ней Пробежаться глазками. (Учитель делает винтообразные круги в воздухе, ученики следят за прикрепленной к концу указки бабочкой). 2.Упражнение общего воздействия на разные группы мышц. А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз, и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело. | Вместе с учителем выполняют упражнения | Личностные УУД: - осознание ценности здоровья как важнейшей функции жизнедеятельности человека. | ||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление во внешней речи (3 мин) | Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные проблемы | Блиц-опрос: 1.Что называют графическим редактором? 2.Назовите виды графических редакторов? 3. Из чего создается растровое изображение? 4. Как сказывается увеличение или уменьшение (масштабирование) растрового изображения на его качество? 5.Приведите пример растрового графического редактора? 6.Из чего создается векторное изображение? 7. Как сказывается увеличение или уменьшение (масштабирование) векторного изображения на его качество? 8. Какой графический редактор (растровый или векторный) вы будете использовать для разработки эмблемы организации, учитывая, что она должна будет печататься на маленьких визитных карточках и на больших плакатах? 9. Приведите пример векторного графического редактора? | Ответы: 1. Программа создания, редактирования м просмотра графических изображений) 2. растровые и векторные 3. Из точек разного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. 4. Качества ухудшается, при уменьшении - несколько точек сливаются в одну, теряется четкость мелких деталей; при увеличении – каждая точка становится крупней, появляется эффект «зернистости». 5. Paint, Photoschop 6. из графических примитивов 7. Масштабирование происходит без потери качества изображения 8. Векторный 9. Векторный ГР встроенный в Word, CorelDrav | Познавательные УУД: -структурировать знания; - корректировать знания. Коммуникативные УУД: - вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: -давать определения новым понятиям темы; -определять алгоритм действий. | ||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин) | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | Задача в РТ: № 157, 159, 161 (приложение2) Учитель наблюдает за работой, осуществляет визуальную проверку. | Решают задачу в РТ, затем проверяют по слайдам. При решении № 157 использовать образец решения задачи на стр. 115 учебника. | Предметные УУД: -получить практические навыки решения задач, Регулятивные УУД: - составление плана и последовательности своих действий | ||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. Рефлексия деятельности (5 мин) | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Домашнее задание.
Рефлексия: Что нового узнали на уроке? Где используются знания, полученные сегодня на уроке? Были ли у вас сегодня затруднения, где возникли затруднение? Каковы результаты класса? (мои собственные)? Какие оценки можно поставить за работу на уроке (себе и одноклассникам). Подвести итог урока, выставить оценки. Приложение 3 | Записывают д/з, знакомятся с его содержанием, задают вопросы по необходимости. Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения | Коммуникативные УУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД: -умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки Личностные УУД: -готовность к личностному самоопределению |
Приложение 1
Формирование изображения на экране монитора
Начало формы
Вопрос № 1
Из чего формируется изображение на экране монитора?
Векторы
Пиксели
Линии
Ячейки
Вопрос № 2
Пространственное разрешение монитора это
Графическая программа, позволяющая монитору выдавать изображение на его экран
Частота обновления экрана монитора
Компьютерное преставление цвета
Произведение количества строк изображения на количество точек в строке
Вопрос № 3
У монитора разрешение 10 x12. Сколько строк занимает изображение?
10
12
120
112
Вопрос № 4
Количество пикселей, из которых складывается изображение на экране монитора, назвается
Пространственное количество пикселей
Разрядность монитора
Пространственное разрешение монитора
Тактовая частота изображения
Вопрос № 5
Основные параметры монитора, определяющие качество компьютерного изображения:
Размер по диагонали
Глубина цвета
Тактовая частота
Пространственное разрешение монитора
Потребляемая мощность
Разрядность
Частота обновления экрана
Быстродействие
Вес
Вопрос № 6
Если количество цветов в палитре равно 16, чему равна глубина цвета?
4
8
2
16
Вопрос № 7
По формуле I=K*i можно найти
Глубина цвета
Объем видеопамяти для хранения графического изображения
Пространственное разрешение монитора
Скорость передачи данных
Вопрос № 8
От какого элемента видеосистемы ПК зависит мерцание на экране монитора
Монитор
Видеопамять
Видеопроцессор
Вопрос № 9
Какие цвета участвуют в цветовой модели RGB?
синий
фиолетовый
черный
красный
белый
зеленый
серый
Приложение 2
Решение задач из рабочей тетради (РТ).
| ||
Дано: K=1024x768 N=16777216 | Решение: N=2i 1677716=2i i=24 бит = 3 байт | |
I-? | Ответ: 2,25 Мбайт | |
Конец формы
| ||
Дано: K=1024x768 i=16 бит =2 байта частота обновл. – 75Гц | Решение: Для одного изображения | |
I-? | Для 75 обновлений в секунду 1,5*75=112,5Мбайта Ответ: 112,5 Мбайт | |
| |||
Размеры сканируемого изображения составляют приблизительно 44 дюйма. С учётом разрешающей способности сканера всё изображение будет разбито на 446001200 пикселей. | | ||
Дано: K=446001200 i=2 байта | Решение: | | |
I-? | Ответ: 22 Мбайт | |
| ||
Размеры сканируемого изображения составляют приблизительно 46 дюйма. С учётом разрешающей способности сканера всё изображение будет разбито на 46600600 пикселей. | | |
Дано: K=46600600 i=3 байта | Решение: | |
I-? | Ответ: 24,7 Мбайт | |