Файл: Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса организация и порядок ведения, особенности правового регулирования.pdf
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 4134
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 являются специальные налоговые режимы. Возможны несколько вариантов, которые представлены на рисунке 3.
Действующие системы налогообложения малого и среднего бизнеса
Общая система налогообложения
Упрощенная система налогообложения
АУСН (начало действия 01.07.2022)
Патентная система налогообложения
Единая система налогообложения для сельскохозяйственных предприятий
Рисунок 3 - Действующие системы налогообложения
Центральное место среди налогов, исчисляемых в рамках общей системы налогообложения занимает налог на прибыль. Расходная часть предприятий-плательщиков налога на прибыль определена статьями 254- 265
Налогового Кодекса РФ. [24, с.5] Особенность определения расходов при исчислении налога на прибыль заключается в том, что перечень их в налоговом кодексе достаточно широк и открыт. То есть предприятие применяет расходы в уменьшение налогооблогаемой базы по налогу на прибыль если сможет обосновать их необходимость для реализации деятельности, направленной на получение доходов, связанных с деятельностью, осуществляемой в рамках обычной системы налогообложения.
К налоговым льготам МСП относят специальные налоговые режимы.
Рассмотрим общие черты налогообложения малого предпринимательства.
Прежде всего, раскроем принципы налогообложения субъектов малого предпринимательства (рисунок 4).
13
Рисунок 4 - Принципы налогообложения субъектов малого предпринимательства
По информации, размещенной на схеме на рисунке 5 можно увидеть, что одним из ключевых принципов налогообложения малого бизнеса является принцип стимулирования развития малого предпринимательства. [55, с.21]
Этот лозунг активно пропагандируется как один из принципов развития любой экономики в целом. На практике малые предприятия не ощущают снижения налогового бремени и упрощения порядка учета и исчисления налогов, хотя одним из принципов налогообложения является упрощение налогового учета и отчетности. А принцип экономической целесообразности применения специальных налоговых режимов очень часто ставится под сомнение владельцами малых предприятий. Так, отмена специального налогового режима ЕНВД была объявлена как отмена устаревшей системы налогообложения, но пришедшие ей на смену режимы только ухудшили положение многих налогоплательщиков.
14
Действующие в настоящее время режимы налогообложения представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Краткая характеристика налоговых режимов [1] [2]
Налоговый режим
База
Номинальная ставка
ОСНО
Прибыль
20% (для юридических лиц),
13% (для ИП)
УСНО (6%)
Доходы
6%
УСНО (15%)
Доходы минус расходы
15%
ЕСХН
Доходы минус расходы
6%
АУСН (8%)
Доходы
8%
АУСН (20%)
Доходы минус расходы
20 %
Патент
Потенциально возможный доход
6%
Каждая система налогообложения подразумевает свои особенности по организации документооборота, система налоговой отчетности и внутреннего контроля. Применение обычной системы налогообложения обязательно для всех предпринимателей. Исключения составляют случаи, когда ИП может выбрать упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы» или
«доходы минус расходы». Если предприниматель реализует виды деятельности, которые подпадают под действие специальных налоговых режимов, то он обязан применять именно эти режимы.
По результатам исследования, проведенного в данном подпункте работы можно сделать следующие выводы.
Представленные в свободном доступе данные по показателям о деятельности малых предприятий и мер его поддержки крайне противоречивы. А ситуация, связанная с поддержкой малого бизнеса в период пандемии 2020 года добавила невыясненных моментов по данному вопросу.
15
Довольно часто можно заметить жалобы представителей малого бизнеса о неполученным, но обещанных субсидиях, или снижение деятельности предприятий, которые не попали в круг субъектов из наиболее пострадавших отраслей. Даже на официальных страницах отсутствуют данные по показателям деятельности малого предпринимательства, а цифры по оказываемой поддержке сильно отличаются в разных источниках. Такая ситуация сохраняется по всей стране, что негативно характеризует систему государственной поддержки МСБ.
В настоящее время меры государственной поддержки малому предпринимательству крайне скудны и ограничены преимущественно информационной поддержкой, что может отрицательно сказаться на развитие малого бизнеса.
Можно сделать выводы о том, что налогообложение малого предпринимательства- это довольно сложная система. Несмотря на то, что пропагандируются различные упрощенные системы по налогам и отчетности в нашей стране, много вариантность налоговых режимов и критериев, определения тех или иных режимов налогообложения для малого бизнеса является сложной задачей. Варианты систем налогообложения деятельности субъектов малого предпринимательства зависят от ряда факторов, таких как выбранный режим налогообложения, динамика изменений законодательства, установленной учетной политики хозяйствующего субъекта и др.
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на
малых предприятиях
Нормативное регулирование бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства регламентируется нормативными актами, которые систематизируются в четыре иерархических уровня:
1 уровень — законодательный;
16 2 уровень — нормативный;
3 уровень — методологический;
4 уровень — внутренний. (рисунок 5).
Рисунок 5 - Структурная организация бухгалтерского учёта в нopмaтивнo- пpaвoвoм поле для сельскохозяйственных предприятий
Система законодательного нормативного регулирования бухгалтерского учета предусматривает вариативность и различные способы ведения учета. Например, выбор метода начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, методы оценки и списания материально- производственных запасов и т.д. При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности при наличии в нормативных актах нескольких вариантов учета, при отсутствии нормативного регулирования учета отдельных операций специалистам, занимающимся ведением бухгалтерского учета, приходится применять профессиональное суждение.
17
Малый бизнес при организации бухгалтерского учета руководствуется требованиями законодательных актов всех уровней. На рисунке 6 представлены акты, регулирующие учинвенет в малом бизнесе в разрезе основных групп по общепринятой классификации.
Рисунок 6 - Законодательные акты по регулированию бухгалтерского учета на малых предприятиях
Субъекты малого предпринимательства могут не применять некоторые положения по бухгалтерскому учету полностью, им даны преференции по применению отдельных норм еще ряда бухгалтерских стандартов, представленные в таблице 4.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
I Уровень- Законодательный
II Уровень - Нормативный
Закон «О бухгалтерском учете
Дает определение основным понятиям и процессам бухгалтерского учета.
Документы, разработанные Министерством
Финансов РФ
Определение базовых правил по формированию каждого объекта
Федеральные законы Указы
Президента РФ , постановления
Правительства РФ
Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. ПБУ, ФСБУ
III Уровень- Методический
IV Уровень- Организационный
Инструкции, методические указания, разработанные
Минфином РФ, ЦБ РФ, другими ведомствами, отраслевые рекомендации по ведению бухгалтерского учета
Учетная политика организации
Самостоятельно утвержденный документ на каждом предприятии, определяющий выбор тех или иных способов оценки и учета
План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности и инструкции по его применению
18
Таблица 4 - Элементы положений по бухгалтерскому учету, которые могут не применять малые предприятия
Наименован ие ПБУ
Н
орма
ПБУ
Малое предприятие (СМП) вправе
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
Пункт
15.1
ПБУ
1/2008
Не применять ретроспективный метод по показателям финансовой отчетности по изменениям учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовые результаты организации
ПБУ 9/99 «Доходы организации»
Пункт
12 ПБУ
9/99
Применять кассовый метод, то есть показывать выручку непосредственно в момент поступления денежных средств от потребителей продукции, работ или услуг. Данный способ применяется по желанию предприятия и отражается в учетной политике.
ПБУ 10/99 «Расходы организации»
Пункт
18 ПБУ
10/99
В системе бухгалтерского учета признавать расходы по кассовому методу (только в случае, если и доходы признаются по мере поступления денежных средств).
ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»
Пункт 7
ПБУ
15/2008
Малые предприятия имеют право не включать величину расходов по займам в стоимость инвестиционного актива
ПБУ 22/2010
«Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»
Подпунк т 2 п. 9
ПБУ
22/2010
Существенные ошибки исправляются перспективно, без ретроспективного пересчета. (Ошибка может быть исправлена за счет прочих доходов и расходов (с использованием счета 91) текущего отчетного периода.
С начала 2022 года в бухгалтерском учете стали обязательными к применению следующие положения по бухгалтерскому учету:
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» (утв. Приказом
Минфина РФ от 16 октября 2018 года N 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»;
[6]
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» («Капитальные вложения» (утв. приказом Минфина от 17.09.2020 № 204н); [7]
ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (утв. приказом Минфина от
17.09.2020 № 204н); [8]
ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте». [9]
ФСБУ 25/2018 касается учета имущества в условиях аренды. [18, с. 7]
В современных условиях данное положение новых стандартов- дополнительная возможность для малого предприятия, организовать
19 бухгалтерский учет в свете индивидуальных особенностей организации хозяйственной деятельности. Право пользования активом у арендатора формирует свою стоимость исходя из фактических затрат (включая расходы на транспортировку и установку, а также оценочные резервы по будущему демонтажу). Малые предприятия, применяющие упрощенные методы учета могут не включать затраты на будущий демонтаж по окончании срока эксплуатации основного средства и применять для оценки только первоначальную стоимость. Такие послабления для малых предприятий стали еще одним элементом особых условий, при которых небольшие организации могут не усложнять свою учетную систему учетом расходов, которые еще только предстоят.
В начале весны 2022 года, когда будущее современной экономики наряду с новыми проблемами предоставляет большие преимущества малым фирмам- дополнительные вариации при выборе способов учета по ФСБУ
25/2018, будут полезны и понятны малому бизнесу.
Положения ФСБУ 26/2020 тоже предоставили некоторые положения для бухгалтерий малых предприятий. И на этот раз сохраняется принцип, характерный для других стандартов. Наиболее простые правила стандарта по капитальным вложениям могут применять фирмы, применяющие упрощенный бухучет. Основное преимущество заключается в том, что малые предприятия могут формировать величину капитальных вложения только по фактическим затратам. без учета затрат, связанных с капвложениями, подлежащими перерасчету обесценения стоимости.
С 2022 г. все коммерческие организации обязаны применять новый
ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Данное положение вносит особые требования по организации бухгалтерского учета основных средств и порядка начисления амортизации по ним. Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенный способ учета предусмотрены некоторые особенности (п. 3, 23, 38, 45, 46, 47 ФСБУ 6/2020):
20
- не делать переоценку первоначальной стоимости при изменении величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта и восстановлению окружающей среды;
- не проверять стоимость основных средств на обесценение;
- не раскрывать часть информации об ОС в отчетности. [7, с. 123]
Малые предприятия могут начать применение ФСБУ 6/2020 не ретроспективно, а перспективно. То есть применение новых способов учета возможно только в отношении основных средств, которые появятся после начала 2022 года.
Можно встретить еще один вариант классификации нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет малых предприятий.
Первый уровень составляет основу основ иерархической системы, в виде Конституции РФ. Основной закон государства обязателен к исполнению по всей стране, обладает высшей также в соответствии с нормами Основного
Закона РФ, в отношении предметов, находящихся в поле регулирования РФ, разрабатываются и утверждаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, действующие по все стране.
Второй уровень включает в свой состав: документацию в системе нормативного регулирования бухучета: международные договоры, имеющие свое место системе НПА, т.к. Россия признает международные договоры их частью. Они не относятся к российскому законодательству, но в соответствии с условиями соглашения должны применяться в РФ.
Третий уровень включает в себя федеральные конституционные законы,
Закон - это нормативный правовой акт, который разрабатывается и утверждается высшим представительным государственным органом в специально определенном порядке, подлежащий исполнению всеми гражданами государства, имеющий высшую юридическую силу, регламентирующий самые приоритетные общественные отношения с позиции нужд и интересов граждан и экономических субъектов государства.
21
Четвертый уровень логично представляют федеральные законы. Данные законы принимаются на основе норм предшествующих уровней и не должны по содержанию вступать с ними в противоречие. Сами же они являются базой для разработки и принятия такой группы актов, как подзаконные.
Документация этого уровня дополняет, конкретизирует и помогает эффективному правоприменению действующих законодательных актов.
Утверждаются государственными органами власти и лицами, исполнительной власти, имеющими соответствующие полномочия.
Пятый уровень составляют следующие по значению в иерархии и юридической силе - указы и распоряжения Президента РФ, т.к. именно глава государства обладает высшей юридической силой и учитывается его статус согласно Конституции РФ. Данные НПА должны исполнять все граждане и экономические субъекты страны, при этом они не должны по содержанию вступать в противоречие с вышестоящими уровнями иерархии.
Шестой уровень включает следующую группу подзаконных актов - постановления и распоряжения
Правительства
РФ.
Аналогично президентским актам, их должны исполнять все граждане и экономические субъекты страны, при этом они не должны по содержанию вступать в противоречие с вышестоящими уровнями иерархии, т.е. в том числе указам и распоряжениям Президента РФ, который имеет полномочия, в случае несоответствия и появления таких противоречий отменить их безоговорочно, согласно ст. 115 Конституции РФ. [33, с.8]
Седьмой уровень. Здесь нужно отметить существование разделения двух видов актов, оба из которых равнозначно занимают 7 уровень: ведомственные нормативные правовые акты и нормативные документы.
Можно отметить, что нормативный документ – документ, который устанавливает характеристики, нормы, правила, регламенты, инструкции, стандарты и. т.п. Данный вид документов утверждается посредством