Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Владимирской области
«Владимирский политехнический колледж»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Конституционное право»
на тему: «Институт гражданства»
Выполнила:
Студентка группы:
ПД221/1к
Клименко В.В.
Специальность: 40.02.02
Правоохранительная деятельность
Проверил:
Невский Н.Н.
г. Владимир 2023
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института………………………………………………………………………5
1.1 Понятие и сущность гражданства………………………………………5
1.2 Юридическое содержание гражданства……………………………………8
Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства РФ……………………12
2.1 Основания и процедура приобретения гражданства Российской Федерации………………………………………………………………………12
2.2 Прекращение гражданства Российской Федерации……………………15
Заключение…………………………………………………………………18
Список использованной литератур………………………………………21
2
Введение
Согласно положениям Конституции РФ определяющим фактором демократизации российского общества, формирования правовой государственности в Российской Федерации служит конституционное закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности, а также приверженность им согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Одним из наиболее показательных критериев отношения государства к своим гражданам является институт гражданства, поскольку его нормы закрепляют основы статуса личности, отражают наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. На сегодняшний день институт гражданства имеет большое значение для повседневной государственно-правовой деятельности. В первую очередь это связано с провозглашением в Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью, формированием новой концепции «личность-государство-общество». Во вторую, интерес к гражданству существенно возрос в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который обеспечил четкую дифференциацию оснований приобретения и прекращения гражданства, установил общий и упрощенный порядок приобретения гражданства. В свою очередь, само принятие данного закона вызвало значительный интерес со стороны ученых, который был обусловлен как необходимостью определения сущности основных его положений, так и сложностью их содержания. Только за последние годы в специальной литературе опубликован ряд монографий, статей и пособий, посвященных этой проблеме. Это работы: В.Я. Кикотя, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова, А.И. Прудникова, Н.М. Смородина, и др.
3
В самих работах указанные авторы в той или иной степени затрагивают различные стороны гражданства. Однако анализ этих и целого ряда других работ позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение различных аспектов носит в достаточной степени фрагментарный характер, труды вышеупомянутых ученых не исчерпали всей проблематики рассматриваемого вопроса, в частности, вопроса приобретения, определения и документирования гражданства, производство принятия решений по вопросам гражданства. Практически неизученной остается сфера деятельности органов, ведающих делами о гражданстве. Указанные обстоятельства и предопределили выбор и актуальность темы дипломного исследования.
Целью работы является теоретическое исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства. В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. исследование сущности института гражданства;
2. формулирование определения понятия гражданства;
3. определение содержания гражданства, его функций;
4. рассмотрение основных видов гражданства;
5. изучение принципов гражданства;
6. конкретизация оснований и порядка приобретения и прекращения гражданства;
4
Глава 1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института
1.1 Понятие и сущность гражданства
В настоящее время, несмотря на нормативно закрепленное определение данного института, в литературе нет единого понимания правовой природы гражданства. Тем самым одним из проблематичных аспектов, возникающих при исследовании гражданства, являются необходимость определения сущности права на гражданство, его значения в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, а также уточнение сущности гражданства. Дискуссионный характер данного вопроса объясняется не только сложностью самой проблемы гражданства как специфического государственно-правового явления, но и органической связью гражданства с государством и правом, общепризнанные дефиниции которых также отсутствуют. При определении понятия гражданства необходимо исходить из того, что определение любого понятия должно раскрывать существенные черты его содержания. Определение должно иметь вид сжатой и четкой формулы, дающей представление об основных элементах, составляющих структуру исследуемого явления. В то же время непомерное расширение состава элементов понятия гражданства не всегда идет на пользу теоретическому познанию его содержания. Зачастую в определения включаются моменты, вытекающие из факта обладания гражданством, но не дающие ответа на вопрос о самом понятии гражданства. Множественность определений понятия гражданства помимо различных подходов к его изучению объясняется также непрерывно происходящими в его содержании изменениями. Содержание гражданства связано с конкретными историческими условиями развития государства и находится под влиянием происходящих в нем процессов.
5
Гражданство, выступая в качестве сложной политико-правовой категории, обусловливает различные трактовки своей природы. В правовой науке существуют следующие основные подходы к определению понятия гражданства:
1) гражданство – это принадлежность лица к государству;
2) гражданство – это правовая или политико-правовая связь лица с государством;
3) гражданство – это состояние лица (общества) в государстве.
Имеется также направление, объединяющее первые два подхода, согласно которому гражданство трактуется как юридическая связь лица с государством с признаком принадлежности лица к государству.
Однако, закрепленное определение гражданства в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», положило начало новой концепции взаимоотношения личности и государства. Так согласно ст. 3 данного закона под гражданством следует понимать устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. К основным функциям гражданства следует относить:
1) социальную функцию. Человек, имеющий статус гражданина, является полноправным членом общества;
2) политическую функцию. Указывает на взаимообратную связь политики и человека посредством гражданства и включает в себя как распространение на индивида всей полноты политической власти государства, так и участие его в осуществлении этой власти;
3) моральную функцию. Неотделима от остальных функций гражданства и подразумевает нравственно-этическую основу взаимоотношений личности, государства и общества, основанную на
6
ответственном отношении к жизни. Понятие «гражданин» в этом смысле тождественно понятию «патриот». Политико-этическая позиция гражданина во многом обусловливается восприятием им государства в качестве целостного политического сообщества, деятельным членом которого он является и внутри которого происходит его самореализация;
4) психологическую функцию. Проявляется в виде само отождествления личности со страной происхождения, с ее народом, ее языком и культурой.
Гражданство должно основываться на сбалансированном сочетании индивидуального и коллективного. В гражданстве неуместно одно начало противопоставлять другому. Поэтому не следует рассматривать гражданство только как взаимоотношение отдельной личности с государством, также как сводить гражданство к взаимоотношению населения в целом с государством.
7
1.2 Юридическое содержание гражданства
Как государственно-правовой институт, гражданство представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государством и личностью по поводу гражданства. В процессе регулирования отношений, связанных с принадлежностью к гражданству, между лицами и государством складываются государственно-правовые отношения, юридическое содержание которых в свою очередь выражается в субъективных правах и обязанностях государства и гражданина. Таким образом, в конструкции юридического содержания гражданства отчетливо просматриваются три составные части:
1) право человека;
2) суверенное право государства;
3) объективированная в правовых нормах юридическая форма реализации этих прав в виде самостоятельного конституционно-правового института.
Право человека, то есть юридическое содержание гражданства в субъективном смысле, когда субъектом отношений гражданства выступает человек, находит свое выражение в таких внутренних полномочиях, как:
1) право человека иметь гражданство. Причем по законодательству ряда государств, в том числе в России, разрешается иметь гражданство нескольких государств. В международно-правовых документах, в частности в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, каждому государству рекомендуется признавать право на гражданство за каждым человеком;
2) право человека изменить гражданство, включая право на выход из гражданства (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);
8
3) право человека в статусе гражданина в полном объеме реализовать конституционные права и свободы;
4) право человека в статусе гражданина на защиту со стороны своего государства;
5) право человека в статусе гражданина на покровительствование со стороны материнского государства, когда он находится за пределами своей страны;
6) право человека в статусе гражданина на гарантированное обладание гражданством, что обеспечивается недопустимостью лишения гражданства (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);
7) обязанность человека в статусе гражданина соблюдать Конституцию и законы государства, гражданином которого он является.
Суверенное право государства на гражданство как элемент его правосубъектности означает наличие у государства определенных прав и ответственности. А именно:
1) обязанность признать и законодательно закрепить право человека на гражданство;
2) обязанность своевременно и на законных основаниях разрешать вопросы признания, приобретения и прекращения гражданства конкретных лиц;
3) обязанность установить для граждан определенный объем основных прав, свобод и обязанностей на уровне международных стандартов;
9
4) обязанность государства защищать своих граждан и покровительствовать им;
5) право государства контролировать соблюдение гражданами установленных прав и обязанностей.
Юридическое содержание гражданства в объективном смысле, когда субъектом является государство, представляет собой самостоятельный конституционно-правовой институт, правовые нормы которого содержатся либо в юридических актах государства, установившего свое гражданство, либо в международно-правовых актах, признанных этим государством. Институт гражданства в Российской Федерации имеет отчетливо сформировавшуюся структуру, в которой можно выделить несколько элементов:
1) субъекты отношений гражданства, в качестве которых выступают государство в целом в лице своих органов, с одной стороны, и физические лица – с другой;
2) объекты отношений гражданства, то есть общественные отношения, составляющие фактическое содержание таких правовых состояний, как отечественное гражданство (гражданство страны происхождения), иностранное государство, без гражданства, двойное гражданство и другие общественные отношения, характеризующие политико-правовые связи государства с человеком;
3) основания, то есть закон установленные условия признания, приобретения, сохранения и прекращения гражданства;
4) порядок решения вопросов гражданства, то есть система юридических процедур, с помощью и посредством которых юридически оформляются
10
принимаемые по вопросам гражданства решения. В соответствии с действующим законодательством установлены два порядка решения вопросов о гражданстве – административный, когда субъектами решений являются исполнительные органы государства, и судебный (только через суд);
5) обжалование решений по вопросам о гражданстве.
Исходя из проведенного анализа юридического содержания гражданства, можно заключить, что гражданство представляет собой самостоятельный комплексный межотраслевой институт права, субъективное право по поводу гражданства, особого рода длящееся правоотношение, существующее как в общей, так и в конкретной формах, правовое состояние, часть правового положения (правового статуса) гражданина, юридическое условие в ряду юридических фактов.