Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 487

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С.И. Дьяков, С.Ю. Добряк, В.Е. Ванягин, Д.Н. Соловьев, В.В. Горохов,

А.С. Фадеев, А.А. Бакарюкин, С.Л. Павлович, С.О. Фомичев, А.В. Войнаш

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ДО СОЗДАНИЯ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО УЧИЛИЩА

(монография)

Санкт-Петербург
2021

Рецензенты: А. В. Долматов, д. п. н., профессор; В. П. Гриднев, д. и. н., профессор; В.А. Чернухин, д. и. н., профессор.
Монография выходит под общей редакцией начальника Михайловской военной артиллерийской академии генерал-лейтенанта Баканеева Сергея Анатольевича

ББК

С.И. Дьяков, к. п. н., доцент,

С.Ю. Добряк, к.пс. н., доцент

В.Е. Ванягин, к. в. н.,

Д.Н. Соловьев, д. и. н., доцент,

В.В. Горохов, к. и. н., доцент,

А.С. Фадеев, к. п. н.,

А.А. Бакарюкин

С.Л. Павлович, к. и. н.,

С.О. Фомичев, к. и. н.,

А.В. Войнаш

обряк С.Ю., Дьяков С.И., Ванягин В.Е., Соловьев Д.Н.

Становление и развитие системы военного артиллерийского образования в России до создания артиллерийского училища монография ед. н., доцент), Добряк С. Ю. (к. псих. н., доцент), Ванягин В. Е. (к. в. н), Соловьев Д. Н.(д. и. н., доцент), Ларькин В. В. (к. и. н., к. т. н), Горохов В. В.(к. и. н., доцент), Павлович С. Л. (к. и. н.), Халиуллин Р. К., Бакарюкин А. А., Пилявец Г.А. Образовательная деятельность Офицерской артиллерийской школы по переподготовке и повышению квалификации артиллерийских командиров с 1882 по 1917 гг. — СПб.: Издательский дом «Дескрипта», 2021. — 111 с., ил.

ISBN 978-5-6045776-7-7

Предлагаемая читателям коллективная монография содержит исторические сведения об общей системе подготовки артиллерийских кадров начиная с периода централизации Руси и до начала XIX века.

В монографии отражены сведения из различных архивов страны, касающиеся всех вопросов обучения, снабжения, производства артиллерийских орудий в различные периоды становления системы подготовки кадров пушкарей. Техника диктует тактику. Именно по этому принципу происходили изменения и в системе вооружения артиллерийских систем, и в системе подготовки артиллеристов, и в системе развития военного образования.

Вся система подготовки шла с привязкой к оценки будущего потенциального противника. Именно такая система обладала гибкостью по подготовки кадров, позволяла стране иногда опережать «партнёров» запада и востока в подготовке к будущей войне.


Монография написана профессионалами в области артиллерийского вооружения, связанными с системой подготовки артиллерийских кадров в настоящее время.

Данное издание будет представлять интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, интересующихся историей своей Родины.


СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………

4

ГЛАВА I. Зарождение и развитие артиллерийского образования в мире в XIV-XVII веках…………………………………………………


5

ГЛАВА II. Зарождение системы военного артиллерийского обра- зования в России до царствования Петра I (с XIV века до 1675 года)


2422

ГЛАВА III. Организационные, технические и военно-политические условия развития системы артиллерийского образования во время правления Петра I (1676-1725 гг.)………………………………………



43

ГЛАВА IV. Совершенствование артиллерийского образования в 1725-1762 годах …………………………………………………………


134

ГЛАВА V. Преобразования в системе артиллерийского образования во времена Екатерины II (1762-1796 гг.) ………………………………


206

ГЛАВА VI. Развитие системы подготовки артиллерийских кадров в 1796-1820 годах…………………………..………………………….


253


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………

219

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………

223

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………..….

239


ВВЕДЕНИЕАртиллерия является старейшим родом Сухопутных войск. В своем историческом развитии она прошла славный, большой и сложный путь. От самых примитивных метательных машин до современных скорострельных, многоствольных, дальнобойных и стреляющих различными снарядами большой пробивной и разрушительной силы орудий – таковы итоги этого развития.

В многочисленных боях с иноземными захватчиками русские пушкари проявляли мужество и отвагу, бесстрашие и мастерство. Среди них было немало по-настоящему талантливых людей, усилиями которых непрерывно улучшалась материальная часть артиллерии (орудия, боеприпасы и др.), совершенствовались способы ее боевого применения, а также формы и методы обучения личного состава в учебных заведениях в зависимости от военно-политических, экономических условий развития страны.



Замечательное мастерство, стойкость, мужество, самоотверженность и высокие моральные качества русских пушкарей, проявленные в многочисленных войнах с иноземными захватчиками, вошли в героическое прошлое нашей страны.

Важным в истории отечественной артиллерии и артиллерийского образования является то, что уже в наиболее ранние периоды ее многовекового существования были заложены прочные основы для ее дальнейшего развития по самостоятельному пути. Уже в те годы русская артиллерийская школа накопила богатый опыт подготовки кадров для артиллерии, а также технического и организационного развития и тактического применения, богатые боевые традиции, приумноженные в последующие века и неукоснительно сохраняемые в современных условиях.

В нашей монографии рассмотрено развитие и проведен анализ артиллерийского образования. Рассмотрены жизнь и быт учебных заведений осуществляемых подготовку специалистов для артиллерии до образования артиллерийского училища.

I ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ В XIV-XVII ВЕКАХ
«Для обучения и воспитания современных офицерских кадров чрезвычайно важна опора на знание истории и применение опыта развития военного дела и военного образования. Весьма показательным в этом плане является история становления и развития подготовки военных кадров для артиллерии – артиллерийского образования в мире. В качестве первоначального этапа зарождения и становления артиллерийского образования в мире, как показал проведенный нами анализ, можно выделить период с XIV века по XVIII век. Это определяется тем, что именно в XIV веке начинается новая эпоха в развитии артиллерии – эпоха огнестрельной артиллерии и, соответственно, возникает потребность в подготовке артиллеристов. Что касается XVII века – этот рубеж периода определен нами в силу того, что именно тогда появляются первые артиллерийские школы.

Артиллерия зародилась еще в древние века. Она является продуктом определенной эпохи в развитии вооруженных сил. Появление артиллерии связано с началом применения фортификации. Когда в многочисленных войнах различных племен и народов начали прибегать к устройству укреплений, появилась необходимость разрушать эти укрепления и уничтожать живую силу противника, находившуюся за этими укреплениями.

Раньше считали, что в артиллерии нет необходимости, и все артиллеристы должны быть научно развиты, но вскоре большинство государственных и военных деятелей поняли, что кадры людей высокой образованности в артиллерии должны быть, и основное их предназначение заключается в способности передавать свой опыт подчиненным.


«Для низших сфер артиллерийской деятельности, где служба представляется в виде ремесла, без сомнения можно довольствоваться самыми скудными научными сведениями; но что деятели высших артиллерийских сфер непременно должны стоять на высоте науки и что только тогда они могут совершенствовать оружие – неоспоримо»1.Связь между развитием оружия и развитием науки выявляется в истории человечества с глубокой древности. До Пелопонесской войны, например, только с большими натяжками можно отыскать следы употребления метательных машин. При обороне Сиракуз Архимедом бросание снарядов машинами было уже очень развито. Только Дюфуру, известному исследователю древней полиоркетики, удалось на основании описаний современников, воссоздать и даже начертить целые ряды древних метательных машин. В эту эпоху жили Эвклид, Платон, Гиппократ, Архимед, Аристотель2.Между эпохой Аристотеля и эпохой Возрождения — появился порох, но долгое время «царем оружия» по-прежнему оставался лук. Только при Людовике XIV можно было сказать, что «самое благородное орудие — пушка». Так при Людовике XIV создали полковые артиллерийские школы, в результате чего артиллерия была «передовым европейским войском»3. Следовательно, для развития огнестрельного оружия необходимо было изначально развивать науку. Эпоха революционных войн, рассмотренная с точки зрения знаменитого Араго, — представляет еще один пример того, что «представители научного развития в государстве становятся важными военными деятелями в минуту государственной опасности и что успехи военного дела тесно связаны с успехами точных наук »4.В XIV веке заканчивается эпоха метательных машин, длившаяся около 20 столетий. Метательные машины являлись предшественниками огнестрельной артиллерии, а некоторое время существовали параллельно с огнестрельными орудиями. Метательные машины в борьбе за населенные пункты по существу решали те же задачи, которые впоследствии решали осадные орудия. По своему техническому устройству метательные машины также являлись прототипами современных орудий (баллиста-пушки, катапульта-гаубицы)»56. С XIV века начинается новая эпоха в развитии артиллерии – эпоха огнестрельной артиллерии
, это связано было с появлением пороха, который стал применяться в качестве метательного вещества, его изобретение имело огромное значение для развития военного дела. По этому поводу Энгельс писал:7 «В начале XIV века порох от арабов проник в Западную Европу и, как это известно каждому школьнику – произвел переворот во всех отраслях военного дела. Но введение пороха и огнестрельного оружия было во всяком случае произведено не насилием, а промышленным, т.е экономическим, прогрессом»8.«Достоверно известно, что более широкое употребление артиллерии в Китае относится к началу XIII столетия, в ходе воины между китайцами и монголами в 1232 году. Известно, что артиллерия применялась испанцами при осаде Сарагосы в 1118 году. В Италии артиллерия была известна в 1326 году. В 1331 году применение огнестрельных орудий немецкими рыцарями при городе Чивидале. В 1346 году применение огнестрельной модфы при защите маврами Алжезираса от войск испанского короля9 Французы использовали пушки при осаде города Пюи-Гийома в 1338 году. В сражении при Кресси в 1346 году англичане с успехом применили пушки против французов10. Труд арабского ученого Шемса эд Дина Магомета относимого к 1320 году, свидетельствует, что огнестрельное оружие получило свое начало от огнеметной модфы, представлявшей трубу (ствол), назначенную для направления выбрасываемых действием пороха зажигательных веществ «для опаления врага»1112.Из материалов 1-го Международного конгресса музеев оружия и военного снаряжения известно о ежегодных письменных свидетельствах применения пушек в Европе начиная с 1338 года. В Парижской Национальной библиотеке хранится документ, содержащий сведения о применении в 1338 году пушек под г. Руан. В 1339 году пушки применялись для защиты города Комбрэ. В делах Ватиканского архива имеются документы об орудиях г. Терни 1340 года. В Англии пушки стали применять в начале Столетней англо-французской войны; известно, что в 1346 г. англичане в битве при г. Креои применили огнестрельное оружие. Примерно в это же время появляются пушки и в Германии. Во Франкфурте-на-Майне в архивных делах за 1348—1349 гг. встречаются упоминания о пушках. В Дании огнестрельное оружие появилось значительно позже, так как впервые порох упоминается только в 1372 году. Эриксен сообщил также, что орудия XIV века во всех перечисленных странах были железные, за исключением Италии, где в это время отливали орудия из бронзы. Выступивший в прениях представитель Турции проф. Ф. Диримтекин отметил, что в Турции артиллерия появилась в последней четверти XIV в. В 1389 году турки применили орудия в битве на Косовом поле. Большую роль сыграла осадная артиллерия при осаде турками г. Константинополя в 1442 году