Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 731

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теорема 6. Криволинейная часть траектории насильственного движения тяжелого тела, брошенного под углом склонения, меньше четверти дуги окружности и тем меньше, чем угол склонения больше.

Теорема 7. Траектории насильственного движения тяжелых тел, брошенных под одинаковыми углами бросания, подобны между собой и дальности, а также и протяжение их отдельных участков — прямолинейного и криволинейного — соответственно пропорциональны.

Теорема 8. Из тяжелых тел одинакового веса и размера, брошенных с одинаковой силой под всевозможными углами к горизонту, брошенное под углом возвышения равном 45° встречает плоскость горизонта на расстоянии наибольшем от точки бросания, чем любое из остальных.

В этой теореме Тарталья доказывает, что угол наибольшей дальности равен 45°.

«Основные положения баллистики, изложенные в «Nоvа scientia», вошли в артиллерийские руководства второй половины XVI в. и почти всего XVII в. Некоторые из этих положений, выдвинутых Тарталья, заслуживают быть отмеченными, как положительные научные достижения в баллистике XVI в., а именно, что:

1) на всем протяжении полета артиллерийского снаряда в воздухе на него непрерывно действуют его вес (сила тяжести) и сопротивление воздуха;

2) в результате непрерывного действия на снаряд его веса траектория снаряда криволинейнана всем протяжении;

3) угол наибольшей дальности равен 45° (что в общем случае справедливо только при параболическом движении);

4) одна и та же горизонтальная дальность может быть получена при двух углах бросания — меньшем и большем угла наибольшей дальности;

5) скорость снаряда по вылете его из орудия непрерывно убывает до некоторой точки, в которой приобретает наименьшую величину;

6) точка траектории, в которой снаряд обладает наименьшей скоростью, расположена в ее нисходящей ветви2021.«Теоретическими расчетами Тартальи воспользовался в дальнейшем нюрнбергский механик Гартман, который создал так называемую артиллерийскую шкалу. Эта шкала представляла собой медный четырехгранный брусок, на одной стороне из граней которого были нанесены нюрнбергские меры длины – фут и дюйм, а на других гранях – диаметры чугунных, свинцовых и каменных ядер различных весов. Теоретические исследования Тартальи и артиллерийская шкала Гартмана способствовали установлению однообразия в изготовлении орудий.


В этот период в артиллерии вводится понятие о калибрах. Если раньше калибры были самые разнообразные и часто зависели от мастера, изготовлявшего орудие, то теперь в различных странах вводилась единая система калибров, причем калибр определялся не линейной мерой, а весом снаряда к данному орудию. Вот почему в литературе по истории артиллерии всегда встречается название «3-х фунтовая пушка» или «6-ти фунтовая гаубица». Обозначение калибра по весу снаряда существовало почти до конца XIX века, а в Англии употреблялось вплоть до второй мировой войны22. В дальнейшем немцы показали значительные успехи в артиллерийском образовании. Родоначальником немецкой артиллерийской литературы является Яков Прейс. По некоторым источникам Карл V положил начало артиллерийскому образованию в Италии и Испании учреждением артиллерийских школ, а по другим, его Венецианцы опередили в этом23.Имянно Гойер ссылаясь на Уфапо писал, что Венецианцы имели артиллерийские школы в начале XVI века по образцу, которых Карлом V были созданы такие же в Бургусе в Сицилии24. Ниже приведены некоторые статьи из их устава артиллерийских школ того времени:

  1. Никто не должен произносить в школе хулу Богу или его Святым, под опасением наказания тремя ударами обрубком корабельного каната.

  2. При этом наказании никто да не смеет вынуть шпагу, или кинжал, или другого выбранить.

  3. Неповиновение капитану или старшине школы наказывается таким же образом.

  4. Никто не смеет спорить о преимуществе сделать первый выстрел, но стрельба производится в том порядке, в котором ученики приходят в школу.

  5. Без предварительного позволения старшины (капитана) никто не смеет заряжать или стрелять.

  6. Как скоро ученики приходят в школу, то те которые должны стрелять снимают плащи и шляпы, поклонившись прежде учтивым образом старшине.

  7. Никто кроме старшины не должен ходить между выставленными для стрельбы орудиями.

  8. Никто не смеет без особенного позволения старшины помогать тому, кто прицеливает орудие, ему что-либо сказать, или посмотреть, как орудие прицелено.

  9. Коль скоро ученик донес старшине, что его орудие прицелено, то ни он, никто другой не должен более его трогать.

  10. При вкладывании ядра в орудие должно сделать над жерлом знамение креста и призывать в помощь св. Варвару (почиталась покровительницей артиллерии и всех артиллеристов. Ее образ был представлен во всех арсеналах и корабельных крюйт-камерах).

  11. Никто без ведома старшины не должен прибавлять, что-либо к заряду или убавлять от него.

  12. Те, которым от старшины поручено, будет замечать, и записывать выстрелы, должны делать все верно и беспристрастно.

  13. Все ученики должны по приказанию старшины находиться при стрельбе или пожертвовать образу Св. Варвары два фунта воску и проч.25.Во время Испано-Нидерландской войны (1568-1669) капитан испанской артиллерии Диего Уфано, написал сочинение об артиллерии и ее применению, его сочинение было переведено на немецкий язык и считалось лучшим для своего времени.


В артиллерийской школе в Бургусе в Испании, учрежденной Карлом V, преподавалась в основном практическая часть артиллерийской науки, потому что теоретическая часть еще только зарождалась.

Пока Нидерландцы и Испанцы соревновались в артиллерийском искусстве, стараясь превзойти друг друга, во Франции артиллерия пришла в упадок. И только во времена Герцога IV, когда генерал-фельдцейхмейстером в 1599 году был назначен герцог Сюлли, все изменилось. Руководя артиллерией, Сюлли в один день уволил 500 офицеров, у которых были низкие знания по артиллерии26.В XV веке помимо снарядов, состоящих из железных и свинцовых ядер, каменных ядер, каменной картечи– «ежовый выстрел», картечью из гвоздей или железных обломков, появились светящиеся и зажигательные снаряды. Для изготовления светящихся снарядов употреблялся состав из угля, серы, и смолы, смешанных с рубленой паклей. Зажигательные снаряды изготавливались из пороха, покрытого смолой27.В 1611 году англичанином Ельдретом в Дувре были проведены основательные опыты по полету бомб, но их результаты издали только в 1646 году.

В конце XVI века (1597 г.) для того, чтобы обобщить знания об артиллерийской науке была издана рукопись, которая принадлежала сначала Маршалу Саксонскому, а потом принцу Августу Прусскому. Называлась она «Искусственная книга об артиллерийских и пушкарских предметах».

В первой главе рукописи рассказывается, что изобретение пороха принадлежит Бартольду Нигеру, или черному Бартелю. Он был известный алхимик и отличный ниграмист (чернокнижник) из Греции, умел очищать золото, серебро и другие металлы. В 1380 году при смешении селитры, серы и свинцового масла им был изобретен порох, он также вылил одно орудие для того, чтобы бросать камни28.Французский военный министр Лувуа в 1675 году в Монтессоне открыл практическую артиллерийскую школу. В 1690 году Андерсон издал второе сочинение о пути ядер29.Артиллерийская наука, по мнению многих государственных и военных деятелей легче всего доводилась до обучаемых при проведении с ними бесед и лекций в специально организованных школах. При появлении в крупных европейских государствах регулярной артиллерии — появляются в них военные школы: артиллерийская, инженерная и морская. Эти мероприятия принесли свои плоды, так в Испании, где артиллерийская школа была учреждена еще при Карле V Габсбургском, родоначальником которой был известнейший артиллерийский писатель XVII века Диего-Уффано, ученики школы плодотворно распространяли артиллерийские знания в народные массы.


Учреждение Людовиком XIV полковых артиллерийских школ, где обучались офицеры и нижние чины — имело прямым следствием то, что французская артиллерия стала передовым европейским войском. Позднее парижская политехническая школа принесла вообще немалую пользу артиллерии, приготовив для Меца кадры, которые впоследствии стали основой для образования знаменитой «комиссии начал стрельбы». Результаты деятельности комиссии раскрыты в классическом курсе главы комиссии Пиобера и подробно описаны в томах Меморьяла в тридцатых и сороковых годах XVII века30.Таким образом, проведенный нами анализ зарождения и становления современной артиллерии и артиллерийского образования в мире до XVII века позволяют сделать следующие выводы:

– с XIV века начинается новая эпоха в развитии артиллерии – эпоха огнестрельной артиллерии, это связано было с появлением пороха, который стал применяться в качестве метательного вещества, его изобретение имело огромное значение для развития военного дела;

– огромное влияние на развитие артиллерии оказали крупнейшие события этого периода в политической и экономической жизни народов (в конце XV века была открыта Америка, в 1498 году был проложен торговый путь в Индию), эти события в мире способствовали усилению торговли между различными странами, а также влияли на развитие политических взаимоотношений между ними и на развитие артиллерийской науки;

– первыми артиллерийскими учеными были Тарталия (Николо Фонтано) и Ванютси Биринготцио;

– в 1531 году Тарталия доказал, что при угле возвышения 45 градусов ядро летит дальше, также ему принадлежит открытие кривизны траектории на всем ее протяжении и изобретении квадранта, но особенно ценным был изобретенный им способ определения калибров сферических снарядов по их весу, также он доказал теорему о пропорциональности весов снаряда кубам и диаметрам;

– теоретические исследования Тартальи и артиллерийская шкала Гартмана способствовали установлению однообразия в изготовлении орудий;

– артиллерийская наука, легче всего воспринималась обучаемыми при проведении с ними бесед и лекций в специально организованных школах;

– историю артиллерийского образования можно начинать только после того, как к нему начали применять математические науки, а до этого его можно отнести просто к кустарному ремеслу;

– «Наука для артиллерии имеет значение преобладающее», это положение давно уже принято за безусловную истину, старинные курсы артиллерии наполовину наполнялись отделами математики и механики;


– в артиллерийских учебных заведениях формировались определенные правила поведения офицерских кадров и обучения, что послужило как научной, так и практической основой дальнейшего развития артиллерийского образования»31.