Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С. М. Кирова»
__________________________________________________________________Институт леса и природопользования
Кафедра лесной политики, экономики и управления
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Экономика природопользования»
Вариант 4
| Выполнил: Институт лесного бизнеса и инноватики (направление, форма обучения, курс, группа) Номер зачетной книжки: |
Санкт-Петербург
2023
Содержание:
Введение
1. Нормативное правовое обеспечение расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
2. Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды.
3. Оценка эффективности природоохранного мероприятия.
4. Расчет экономической эффективности природоохранного мероприятия
Использованная литература
Введение
Для предотвращения загрязнений окружающей среды и ликвидации их последствий разрабатываются и реализуются природоохранные, в том числе и средозащитные мероприятия, к которым относятся технологические, технические, экономические мероприятия, направленные на сохранение природных систем, природных ресурсов, их количества и качества. Традиции экологической экономики рассматривают природоохранную деятельность как равноправную составляющую экономики, экономически значимым результатом реализации которой является предотвращение экономического ущерба в результате экологических нарушений за счет обеспечения сохранности компонентов окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
К природоохранным мероприятиям относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на окружающую природную среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала страны: строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств, развитие малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, рекультивация земель, меры по борьбе с эрозией почв, по охране и воспроизводству флоры и фауны, охране недр и рациональному использованию минеральных ресурсов1.
Среди природозащитных мероприятий, непосредственно ведущих к сохранению природных ресурсов и среды обитания (очистка производственных и бытовых отходов и др.), выделяют также средозащитные мероприятия, опосредованно сохраняющие среды обитания и их природные ресурсы (например, посадки лесозащитных полос, поддержание экологического равновесия с помощью природных (особо) охраняемых территорий и другие мероприятия.
По времени и масштабам воздействия различаются одноцелевые и многоцелевые средозащитные мероприятия. Одноцелевые мероприятия (строительство и эксплуатация очистных и улавливающих сооружений и т. п.) направлены исключительно или главным образом на снижение загрязнения окружающей среды. К многоцелевым мероприятиям относятся: строительство и эксплуатация систем замкнутого водоснабжения, утилизации отходов производства и потребления, малоотходных технологических процессов и производств и др., а также предусматривающих, кроме того, достижение таких целей, как улучшение производственных результатов деятельности предприятий и объектов (в том числе в смежных отраслях); уменьшение расхода материальных и трудовых ресурсов; увеличение выпуска продукции; расширение ее ассортимента и повышение качества.
-
Нормативное правовое обеспечение расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
Нормативные документы регулирующие вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду:
-
Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - этот закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
-
Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (ред. от 17.08.2020) "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду");
Настоящие Правила устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения (далее соответственно - плата, контроль за исчислением платы), а также исчисления квартальных авансовых платежей.
-
Приказ Минприроды России от 10.12.2020 №1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 №3 и от 30.12.2019 №899»;
Срок действия документа ограничен 14 января 2027 года включительно.
-
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 №334 «Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду».
-
Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды.
Плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей.
Если указанные платежи, определенные расчетно равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации.
-
Оценка эффективности природоохранного мероприятия
Экономический эффект от природоохранных мероприятий различного назначения определяется величиной предотвращенного народнохозяйственного ущерба, выявляемого на самом предприятии и в окружающей его среде на всех видах реципиентов.
Оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий определяется соизмерением затрат на осуществление природоохранных мероприятий и величины предотвращенного за счет этих затрат хозяйственного ущерба.
В отдельных случаях при оценке экономической эффективности учитывается дополнительный эффект за счет утилизации отходов производства и их вторичного использования.
Для определения экономической эффективности природоохранных мероприятий применяют следующие разновидности показателей:
- общая экономическая эффективность;
- сравнительная экономическая эффективность;
- чистый экономический эффект.
Вид используемого показателя зависит от направления решаемой задачи в области природоохранных мероприятий.
Общая экономическая эффективность определяется с целью: