Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- установления народнохозяйственных результатов затрат на предупредительные и защитные мероприятия;
- характеристики фактической и планируемой эффективности затрат на действующих предприятиях;
- принятия решений об очередности проведения природоохранных мероприятий различных направлений.
Показателем общей (абсолютной) экономической эффективности (Э) природоохранных затрат является отношение годового объема полного экономического эффекта к общим (приведенным) затратам, обусловившим его получение:
,
где – полный экономический эффект от природоохранных мероприятий, тыс. руб/год;
К – капитальные вложения в строительство основных фондов природоохранного назначения, тыс. руб;
Ен – нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений природоохранного назначения;
С – годовые эксплуатационные расходы по содержанию и обслуживанию основных фондов природоохранного назначения, тыс. руб/год.
Этот показатель отражает величину экономического эффекта от природоохранных мероприятий, приходящегося на рубль приведенных затрат, обусловивших получение этого эффекта.
При решении одноцелевой задачи по предотвращению или сокращению негативного воздействия объекта на природную среду полный экономический эффект равен величине годового предотвращенного ущерба:
= ,
где – годовой экономический ущерб, предотвращаемый в результате снижения или прекращения воздействия объекта на окружающую среду, тыс. руб/год.
При решении многоцелевой задачи в процессе осуществления природоохранных мероприятий, базирующейся на новой технологии производства или при утилизации отходов производства (в результате чего может быть получен прирост прибыли от использования отходов), полный экономический эффект равен
,
где – прирост годовой прибыли на производстве от ресурсосберегающей технологии или использования веществ, уловленных при очистке сточных вод и отходящих газов, тыс. руб/год.
При необходимости определения общей экономической эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия расчет выполняется отнесением среднегодового полного экономического эффекта (или предотвращенного ущерба) за вычетом эксплуатационных расходов на содержание и обслуживание природоохранных основных фондов к капитальным вложениям, обеспечивающим получение этого результата:
.
Величина капитальных вложений определяется составом природоохранных мероприятий. В зависимости от стадии разработок проекта следует пользоваться либо укрупненными показателями сметной стоимости отдельных видов мероприятий, либо конкретными сметами на природоохранные объекты и сооружения.
Срок окупаемости капитальных вложений в природоохранные мероприятия определяется величиной, обратной коэффициенту общей экономической эффективности:
.
Сравнительная экономическая эффективность рассчитывается при сопоставлении вариантов инженерно-технических решений, обеспечивающих природоохранные мероприятия, и характеризует экономическое преимущество одного варианта по сравнению с другими.
Критерием сравнительной экономической эффективности является минимум приведенных затрат, включающих капитальные вложения в строительство природоохранных объектов К, эксплуатационные расходы по их содержанию и обслуживанию С и остаточный ущерб после проведения природоохранных мероприятий (при невозможности его полной ликвидации:
,
где Зп – приведенные годовые затраты на природоохранные мероприятия, тыс. руб/год;
Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
У2 – остаточный ущерб после выполнения природоохранных мероприятий, тыс. руб/год.
Показатели затрат и результатов инженерно-технических решений природоохранного назначения определяются применительно к первому году после ввода объекта в постоянную эксплуатацию.
В тех случаях, когда варианты инженерно-технических решений природоохранных мероприятий различаются при распределении затрат и получаемых результатов во времени, необходимо при определении экономической эффективности привести затраты разных лет к единому базисному году путем умножения их на коэффициент приведения, вычисляемый по формуле
,
где β – коэффициент приведения;
t – период приведения в годах;
Енп – норматив приведения разновременных затрат (Е=0,08; для рекультивации и восстановления лесных насаждений Е =0,03).
Чистый экономический эффект от природоохранных мероприятий Чэ представляет собой превышение среднегодовой величины народнохозяйственного результата (эффекта) над приведенными затратами (Зп) в годовом исчислении, обусловившими его получение:
.
Критерием для выбора лучшего варианта является максимум чистого экономического эффекта .
Глава 4. Расчет экономической эффективности природоохранного мероприятия
Вариант - 4 | ||||||
Расчет платы хозяйствуюющего субъекта за сброс вредных веществ в водные объекты. Сумма капитальных вложений 100 000 000 руб. Исходные данные: | ||||||
| ||||||
| | | | | | |
Наименование загрязняющих веществ | Масса выброса загрязняющих веществ | | ||||
всего | в том числе | | ||||
в пределах НДС | в пределах ВДС | | | |||
железа оксид | 13,00 | 12,30 | 12,80 | | | |
меди оксид | 3,25 | 3,20 | 3,40 | | | |
олово диоксид | 2,45 | 2,15 | 2,55 | | | |
цинка оксид | 5,00 | 4,16 | 4,76 | | | |
углерода оксид | 8,18 | 8,00 | 8,50 | | | |
свинец и его соед. | 0,01 | 0,00 | 0,00 | | |
Экономическая эффективность затрат означает их результативность, то есть соотношение между результатами и обеспечившими их затратами.
Различают первичный эффект и конечный комплексный социально-экономический эффект от средозащитных мероприятий.
Анализ таблицы по расчету (см. рис.1) суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты до проведения природоохранных по на предприятии:
Анализ таблицы по расчету (см.таб.1) суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты до проведения природоохранных по на предприятии:
Всего сумма выплат за сбросы загрязняющих веществ в водные ресурсы составили 29 410 472,61 руб., в которой преобладает плата за свинец и его соединения в размере 17 943 359,25 руб., что составляет 61 % от общей суммы выплат.
Сумма выплат за сверх временно разрешённых сбросов (сверх ВРС) составила 2 360 304,19 руб., что составляет 8 % от общей суммы платы за сбросы, из сверх временно разрешённых выбросов наибольшая оплата приходится на цинка оксид в размере 2 100 679,39 руб., что составляет 89% от суммы выплат за сверх временно разрешённых сбросов.
Сумма временно разрешенных сбросов (ВРС) составила 16 782 164,51 руб., что составляет 57 % от общей суммы платы за сбросы, из временно разрешённых выбросов наибольшая оплата приходится на углерода оксид в размере 10 941 072,71 руб., что составляет 65% от суммы выплат за временно разрешённые сбросы.
Сумма платы нормативно допустимого сброса (НДС) составила 10 268 003,91 руб., что составляет 35 % от общей суммы платы за сбросы, из нормативно допустимого сбросов наибольшая оплата приходится на углерода оксид в размере 7 002 286,54 руб., что составляет 68% от суммы выплат за нормативно допустимые сбросы.
Плата за сверх временно разрешённых сбросов будет оплачиваться за счет чистой прибыли предприятия, а плата по нормативно допустимым сбросам (НДС) и временно разрешённым сбросам (ВРС) будет оплачиваться за счет себестоимости хозяйствующего субъекта.
Анализ таблицы по расчету (см. таб.2) суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты после проведения природоохранных по на предприятии:
Сумма платы нормативно допустимого сброса загрязняющего вещества составила 9 456 415,99 руб., в которой преобладает загрязняющие вещество углерода оксид, который составляет 68 %
Исходя из данных двух таблиц можно рассчитать экономическую эффективность:
=0,13 руб./руб.
На основе выполненного анализа рекомендую хозяйствующему субъекту привести сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в соответствии нормативами допустимого сброса и провести работы по уменьшению сбросов оксида углерода, а так же исключить свинец и его соединения из выбросов с целью уменьшения загрязнения водных объектов, для этого рекомендуется использовать ресурсосберегающие, безотходные процессы в промышленности, капельное орошение в сельском хозяйстве, экономное использование воды в производстве.
Библиографический список
1. Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации. - М.: 2015 г. -71 с.
2. Лесоустроительная инструкция. - М.: Рослесхоз, 2016. - 54 с.
3. Правила заготовки древесины. - М.: МПР РФ, 2017. - 28 с.
4. Приказ Рослесхоза от 10.11.2011 N 472 (ред. от 15.03.2018) Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, с.180-200
5. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Постановлением Правительства РФ № 310. М.: МПР РФ, 2017. - 344 с.
6. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (ред. от 17.08.2020) "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду");