Файл: Анализ развивающей предметнопространственной среды в старшей подготовительной группе Ромашка.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей – подготовительной группе «Ромашка»
МКДОУ детский сад «Солнышко» п.Артюгино
Воспитатель: Рукосуева Ю.В.
Одним из условий успешной реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является наличие такой предметно-пространственная среды, которая должна быть:
- насыщенной и развивающей (обеспечивать возможность развития разных видов детской деятельности)
- трансформируемой (возможность быстро меняться от сложившейся образовательной ситуации, потребностей и интересов детей)
- полифункциональной (использование в различных видах детской деятельности, взаимозаменяемость)
- доступной (обеспечивать свободный доступ)
- безопасной (надежность и безопасность использования)
Анализируя пространственную среду своей группы можно сказать следующее:
Все пространство в группе разделено на определенные центры, которые легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) все предметы доступны детям. В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса оснащение центров меняется, либо дополняется необходимыми материалами.
В группе созданы
центр физического развития,
центр патриотического воспитания,
центр математики,
центр речевого развития,
центр экспериментирования,
центр природы,
центр пожарной безопасности,
центр дорожной безопасности,
центр дежурства,
центр конструктивных игр,
центр сюжетно-ролевых игр.
Большой акцент сделала на наличие и регулярную смену развивающих игр, игр-головоломок, настольно печатных игр.
Центр физического развития
В соответствии с ФГОС наиболее актуальным и значимым среди всех направлений, которые должны быть реализованы в ДОУ, является физическое направление в развитии дошкольника, что включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Центр физического развития организован так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимыми спортивными играми, чтобы дети могли объединяться небольшими подгруппами для игр. С помощью центра физического развития ежедневно проводим индивидуальную и подгрупповую работу по профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки, укреплению мышц.
В центре физического развития расположены массажные дорожки, коврики для аэробики, кегли, эспандеры, оборудование для прыжков, обручи, скакалки, корзина для метания мячей, мяч резиновый, атрибуты к подвижным играм.
Игры детей в центре физического развития снимают нервное напряжение и помогают свободному выражению эмоции, развивают самостоятельную двигательную деятельность, побуждающую их к фантазии, творчеству, самостоятельности.
Центр патриотического воспитания
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
При создании центра патриотического воспитания мы стремились создать атмосферу, при которой у ребенка возникает ощущение восхищения, чувство гордости за Родину.
В центре патриотического воспитания расположены основные символы
Российской Федерации: герб, флаг; портрет президента России, символика края, куклы в народных костюмах, глобус, матрешки – символ России, дидактические пособия и дидактические игры, художественная литература по теме.
Своими руками была оформлена книга «Мой поселок Артюгино». В течение года информация в центре изменяется по темам «Моя семья», «Мой папа - солдат», «День победы» и др.
Центр математики
Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно-пространственная среда. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.
Центр математики оснащен играми на развитие ориентировки по схеме, модели, плану: «Найди путь к домику», «Найди клад по схеме», играми на составление целого: «Собери узор», «Паззлы», играми на освоение отношений «часть-целое», играми на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди 5 отличий», «Найди одинаковых», играми на установление последовательности предметов по степени возрастания:
«Разложи предметы по высоте, длине, ширине и т.п.», играми на поиск недостающего объекта в ряду.
В центре математики находятся геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру; числовой ряд, цветные счетные палочки, счеты, числовая лесенка, числовые карточки с изображением от 1 до 10 предметов, карточки, обозначающие состав чисел, циферблат часов и др.
Одним из самых любимых пособий в центре математики является
Коврограф «Ларчик» В.Воскобовича. Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности детей, подходит для индивидуальных и групповых занятий.
Центр речевого развития
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ обучения и воспитания детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с другими людьми и общее интеллектуальное развитие.
Игровой и дидактический материал в центре речевого развития заменяется или пополняется ежемесячно. Дидактическое оснащение удовлетворяет потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.
Комплектование игрового и дидактического материала в центре речевого развития формируется по темам занятий.
Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр – драматизаций в центре оформлена небольшая зона с ширмой, декорациями и разными видами театра.
Центр экспериментирования
В старшем дошкольном возрасте работа в центре экспериментирования направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимозависимости и взаимосвязи объектов и явлений. В центре экспериментирования дети получают, конкретизируют и дополняют знания о природе, животных, предметах, растениях, состояниях воды и др.
Центр экспериментирования активно используется как в организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с опытно-экспериментальной деятельностью, так и в самостоятельной экспериментальной деятельности детей.
Центр природы
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в нашей группе оборудован центр природы. В этом центре дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края.
В холодный период дети под руководством воспитателей выращивают комнатный мини-огород.
Имеющиеся материалы и оборудование:
Цветы, инструменты для ухода за комнатными растениями (детские лейки, грабли, лопатка, фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, пульверизатор)
Д/и экологической направленности, серии картин «Времена года»,
«Животный и растительный мир».
Коллекции природного материала (камни, ракушки)
Муляжи фруктов, овощей; фигурки насекомых, домашних животных.
Календарь природы, альбом «Календарь погоды», заполняемый детьми ежедневно.
Модель года, суток.
Рисунки детей по теме «Природа в разные сезоны».
«Гербарий»
Макеты леса, поля, зоопарка, луга, деревенского подворья по сезонам.
Центр безопасности
В группе созданы центры безопасности: пожарной и дорожной. Для развития интереса детей к данному центру мы постарались не только красочно и эстетично оформить, но и оптимально насытить центры материалами. Дидактические игры по ПДД, пожарной безопасности, раскраски, обращение к демонстрационному материалу способствуют активизации и закреплению знаний детей об основах безопасности жизнедеятельности.
При организации деятельности с детьми большую эффективность имеют сюжетно-ролевые игры, поэтому мы включили в содержание нашего центра различные атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Такси», и ряд других (рули, жилеты инспектора ДПС, жеззл и др.), а также создали напольное полотно, имитирующее проезжую часть с указанием пешеходного перехода и светофором.
Центр дежурства
Чтобы воспитать хорошего человека, немаловажно привить ему желание трудиться и следить за собой, поэтому дети активно включаются в работу по уборке своих рабочих мест, группы в целом после игр. Центр дежурства позволяет детям обучаться хозяйственным делам, помогает воспитать дисциплину и трудолюбие.
Мы стараемся превратить процесс дежурства в настоящее приключение, придаем детям значимость в этом процессе, от этого они чувствуют свою ответственность и гордятся своими действиями.
Центр конструктивных игр
Центр занимает немного пространства, но достаточно мобилен.
Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как индивидуально, так и подгруппой.
Центр сюжетно-ролевых игр
Оборудование и пособия в центре сюжетно-ролевых игр размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки для игр, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. Вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Универсальные игровые макеты располагаются в удобных для ребёнка местах. Тематические наборы мелких фигурок- персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов так, чтобы универсальный макет легко и быстро был населён по желанию играющих.
Выводы: развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметно- пространственная среда соответствует новым требованиям ФГОС.
Преимущество созданной среды в том, что есть возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.