Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы проектной деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Инженерно-экономический факультет
Кафедра Экономики и гуманитарных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы проектной деятельности»
Выполнил: студент
курса, группы
заоч. формы обучения,
шифр
(ф.и.о. студента)
Проверил:
(ф.и.о. преподавателя, должность)
Регистрация контрольной работы________________
Принята к защите _____________________________
Результат защиты _____________________________
2022 год
Содержание:
1. Понятие проекта, его основные признаки и элементы. Структура проекта……………………………………………………………………………3
2. Паспорт проекта……………………………………………………………….6
3. Организационная структура команды проекта. Ключевые роли в проекте……………………………………………………………………………8
4. Классический метод проектного управления: водопадный или каскадный метод. Сущность. Преимущества и недостатки……………………………….12
5. Гибкий метод проектного управления: Agil-подход. Сущность. Преимущество и недостатки……………………………………………………15
6. Понятие дизайн-мышления. Основные этапы. Принципы…………………17
Список использованной литературы…………………………………………...18
1. Понятие проекта, его основные признаки и элементы. Структура проекта.
Проект - это уникальная деятельность, которая предполагает скоординированное осуществление взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений.
Институт управления проектами, являющийся авторитетной организацией в области управления проектами, определяет проект как совокупность действий (процессов), которые проект определяет как систему целей, сформулированных в его рамках, созданных для реализации физических объектов и технических процессов или для реализации технических процессов. а также организационные документы, материалы, финансовые, трудовые и иные ресурсы, а также административные решения и меры по их реализации.
Работа по плану проекта представляет собой некоторые виды деятельности, необходимые для достижения определенного результата (конечного продукта более низкого уровня). Таким образом, работа подразумевает тот факт, что основные элементы деятельности на самом низком уровне детализации(дискретном, компо), в момент завершения работы, получают конечный продукт (результат работы), который может занять длительное время для завершения и отсрочить начало другой работы.
Итак, в современном понимании проект - это то, что меняет мир: строительство жилых домов и промышленных объектов, исследовательские программы, разработка новых технологий, производство фильмов, развитие регионов.
Все проекты имеют общую характеристику:они предполагают скоординированное выполнение соответствующих действий;они находятся в ограниченной по времени продолжительности инициации и завершения проектов и включают в себя ряд взаимосвязанных целей. Он предназначен для точного определения и формулирования целей, начиная с самого высокого уровня, с пошаговой детализацией на более низком уровне.
Разница между проектом и производственной системой заключается в том, что она уникальна только один раз. Уникальность идеи сильно отличается от результатов исследования. Источник уникальности может иметь разную природу, в том числе и специфику конкретной производственной ситуации. Степень уникальности обычно определяется возможностью использования прошлого опыта.
Основными особенностями проекта являются:
-
Уникальность и уникальность целей и работ проекта; -
Соавтор смежных работ; -
Сосредоточьтесь на достижении конечной цели; -
Временные ограничения (наличие начала и конца); -
Ограничения ресурсов.
С точки зрения управления проектами можно сказать, что структура проекта, проектно-ориентированная структура проекта, представленная оборудованием, работами, услугами и информацией, полученной в ходе реализации проекта, представляет собой композицию связей и отношений между его элементами. Формирование структуры проекта позволяет представить его в виде достаточно небольшого рабочего блока, вплоть до самого маленького прямого управляемого положения. Эти блоки передаются под контроль отдельных специалистов, которые отвечают за достижение определенных целей, которые достигаются при реализации задач данного блока.
Этапы жизненного цикла продукта проекта, организационная структура структурированного проекта не были определены. Таким образом, основными задачами структурирования являются определение общепроектного процесса планирования и его целей, создание интегрированного (генерального) плана проекта, а также матрицы ответственности и ответственности:
-
Разбить проект на управляемые блоки; -
Распределение ответственности за различные элементы проекта и увязка структуры (ресурса) работы и организации; -
Точная оценка необходимых затрат-средств, времени и материальных ресурсов; -
Создание единой базы данных для планирования, бюджетирования и контроля затрат; -
Связать проектную работу с системой бухгалтерского учета компании; -
Переход от общей цели к конкретной задаче, выполняемой отделом организации; -
Определение комплекса работ (контракта).
Процесс построения проекта - это, по сути, построение иерархической структуры работ (ИСР), то есть цели к работе, которую необходимо выполнить для достижения поставленной цели.
2. Паспорт проекта.
Ключевым документом процессов инициации является устав проекта. Он имеет различные названия в инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования в зависимости от отрасли экономики, масштабов реализации и исторически сложившейся практики. «Определение», «устав», «декларация», и, наконец, «паспорт проекта». Все эти названия отражают одну и ту же суть документа, формально выполняющего роль задачи, контракта с ответственным исполнителем, содержащего существенную информацию об инвестиционном мероприятии и о потребностях заинтересованных сторон.
Паспорт проекта рассматривают как расширенную форму устава для достаточно крупных, масштабных инвестиционных задач, реализуемых на муниципальном, отраслевом и региональном уровнях, в целях осуществления стратегии крупной компании и т.п. В реальной практике паспорт инвестиционного проекта готовится совместно куратором и менеджером проекта (РМ), при этом основная нагрузка по разработке документа ложится на последнего. Паспорт готовится с целью определить ответственность менеджера, полномочия PM и его команды. Разберем заполнение данного документа по шагам:
-
Обоснование инициации инвестиционного мероприятия с позиции стратегических целей компании. К стратегическим целям PM привязать достаточно сложно, но они нужны, чтобы увязать проект со стратегией. Инвестиционное мероприятие, как правило, инициируется от проблемы или от возможностей. -
Цели и задачи проекта. Цели – это то, ради чего инвестиции инициируются и реализуются, и что мы ходим достичь в итоге их выполнения. Под задачами мы понимаем действия, которые должны быть выполнены в ходе проекта для достижения его целей. Все, что описывается в настоящих шагах, относится к понятию объекта управления. Модель определения объекта в этом качестве представлена в виде визуальной схемы в конце статьи. -
Продукт. Продуктом инвестиционного мероприятия является то, на что мы потратили деньги, и то, что PM сдает заказчику в итоге. Продукт делит мероприятие на две условные части: выше продукта располагаются его цели (что мы хотим достичь), а ниже – задачи (выполнением каких работ мы будем достигать эти цели). -
Структура продукта. Необходимо привязать к иерархии целевых и задачных показателей ответственность PM и исполнителей с учетом имеющихся ограничений. Структура представляет собой состав позиций по иерархии продукта, которые куратор будет принимать от менеджера в момент готовности результатов выполненных работ. -
Участники и заинтересованные стороны. Ролевые установки и персональная принадлежность к ним конкретных лиц перечисляется списком. -
Основные потребности (ожидания) участников. -
Ограничения проекта по времени, на затраты, организационные и другие ограничения. -
Критерии оценки успешности мероприятия. Традиционным и первым критерием является сдача результатов заказчику в срок, в рамках бюджета и в соответствии с формальными требованиями ТЗ. Второй тип критериев тесно связан с ожиданиями заказчика, пользователей и других заинтересованных сторон. В критериях стараются минимизировать показатели, зависящие от внешних факторов, на которые PM влияния не имеет.
3. Организационная структура команды проекта. Ключевые роли в проекте.
Участники проекта – физические и\или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта, либо чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.
По степени вовлеченности в проект можно выделить три группы участников:
-
основная команда – группа специалистов и организаций, непосредственно работающих над осуществлением проекта в тесном контакте друг с другом; -
расширенная команда – более обширная, чем основная группа, объединяет специалистов и организации, оказывающих содействие членам основной группы, но не участвующих напрямую в осуществлении проекта и достижении его целей; -
заинтересованные стороны – люди и организации, оказывающие влияние на членов основной и расширенной команд и на ход работ по проекту, но не вступающие с ними в прямое сотрудничество.
Как правило, основными участниками проекта являются:
Заказчик - сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его целей. Будущий владелец результатов проекта. Заказчик определяет основные требования к результатам проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих или привлекаемых средств, может заключать контракты с основными исполнителями проекта.
В компании, инициировавшей проект, могут выделяться роли инициатора и/или спонсора (куратора) проекта.
Инициатор проекта – это сотрудник, который идентифицирует потребность в проекте и вносит «предложение» об инициации проекта. Этот человек может быть представителем любого функционального подразделения или уровня внутри или вне организации.
Спонсор (куратор) проекта - сотрудник (как правило, руководитель высшего звена) организации, реализующей проект, который курирует проект со стороны организации (владельца проекта), обеспечивает общий контроль и поддержку проекта (финансовые, материальные, человеческие и другие ресурсы). Спонсор (куратор) проекта отвечает за достижение проектом конечных целей и реализацию выгод для организации. Спонсор проекта несет ответственность перед генеральным директором/ президентом или перед управляющим советом.
Спонсор проекта назначает менеджера проекта и обеспечивает ему необходимую поддержку.
Менеджер проекта (руководитель проекта)- лицо, ответственное за управление проектом. Менеджер проекта несет ответственность за достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества.
Руководитель проекта обеспечивает ежедневное управление проектом, командой проекта, в разрезе всех основных управленческих функций (управление по срокам, затратам, рискам и др.). В зависимости от размера проекта, менеджер проекта может получать поддержку со стороны администратора проекта, или команды поддержки (офиса проекта).
Возможными участниками проекта в зависимости от его типа, вида, сложности и масштаба могут быть:
Инвестор- сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации.
Контрактор (генеральный контрактор) – сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту – это может быть весь проект или его часть.
Субконтрактор – вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом.
Поставщики- субконтракторы, осуществляющие разные виды поставок на контрактной основе – материалы, оборудование, транспортные средства и др.
Органы власти – стороны выдвигающие и поддерживающие экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта.
Потребители конечной продукции – юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями результата проекта, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них.
Основная сила проектной концепции управления заключается в делегировании власти и возложении ответственности за достижение целей на определенных руководителях - менеджере проекта и ключевых членах команды управления проектом.
Ответственность и состав полномочий менеджера проекта определяется контрактом с Заказчиком и/или уставом проекта (для внутренних проектов).
Руководитель проекта обычно выполняет следующие функции:
-
Формирует организационную структуру проекта и команду управления проектом; -
Решает вопросы привлечения ресурсов на проект; -
Участвует в подборе, подготовке и мотивации персонала; -
Определяет ответственность, содержание работ и цели для каждого участника команды; -
Разрабатывает и согласует план проекта, включая календарный план, бюджет, план управления рисками, план коммуникаций и, возможно, другие элементы; -
Обеспечивает исполнение плана проекта; -
Координирует и принимает участие в работах по заключению контрактов в проекте и контролирует их своевременное исполнение и закрытие; -
Устанавливает все необходимые коммуникационные связи; -
Обеспечивает формирование эффективных информационных потоков в проекте, составление и предоставление отчетности; -
Поддерживает постоянную связь с заказчиком, разрешает все возникающие у него вопросы и обеспечивает получение всей необходимой информации от него для качественного выполнения работ по проекту; -
Контролирует и анализирует текущее состояние работ по проекту, прогнозирует возможные проблемы и предпринимает корректирующие действия; -
Координирует деятельность всех участников и контролирует изменения; -
Обеспечивает полное и своевременное закрытие проекта.