Файл: Практикум по дисциплине Общепсихологический практикум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практикум

по дисциплине

«Общепсихологический практикум»
Задание 1.

Максимальная оценка - 55 баллов


  1. Вам необходмимо провести диагностику 2 человек, по следующим методикам: Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»; Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; темперамент по Русалову.

  2. Написать отчет по результатам данных методик (скан ответов и рисунка испытуемого, заключение по результатам диагностики в письменной форме).


Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»
Испытуемый 1. Девочка, возраст 14 лет. Испытуемая в ходе проведения методики выглядела спокойной, застенчивой и тихой.



Рисунок 1 - Трехглаз
Рисунок (рисунок 1) расположен внизу листа, что говорит о низкой самооценке девочки и ее переживаниях. Множественные линии выдают тревогу внешне спокойного подростка. Три глаза сильно зачернены – показатель страха, сидящего глубоко в душе. Множество ног, которые являются опорной частью животного, и характер их соединения с фигурой показывают, что девочка способна контролировать свои рассуждения и поступки.

Испытуемая так описывает образ жизни этого животного: «Трехглаз живет в Южной Африке. Питается он обычно рыбами, но, когда голодный, может съесть что угодно. Он очень боится своих соперников – акул и китов. Он любит плавать по дну и ненавидит сидеть без дела. Друзей у него нет, так как он слишком добрый (другим это не нравится)».

В рассказе испытуемой явно проявляется депрессивное настроение («Друзей у него нет, так как он слишком добрый»), страх («Он очень боится своих соперников») и сильная потребность в эмоциональном тепле («Трехглаз живет в Южной Африке). Кроме этого, можно предположить неблагоприятную окружающую среду («Он любит плавать по дну»). Рассказ ребенка о животном почти всегда отражает то, что на самом деле происходит с ним самим в жизни и, зная о том, как значимо для подростка общение со сверстниками, можно теперь представить, как нелегко живется испытуемой. Рисунок и рассказ девочки показали, что ей требуется психологическая помощь.

Испытуемый 2. Женщина, возраст 55 лет. Испытуемая более 25 лет живет с мужем, но семейная жизнь не сложилась, и в настоящее время у нее все чаще появляется желание изменить ее, начав жить независимо, отдельно. Однако пока обстоятельства не позволяют этого сделать. По характеру испытуемая мягкий человек и поэтому особенно тяжело переносит агрессивное поведение мужа. Обладает большим энергетическим потенциалом.



Рисунок 2 – Многокрабс
Животное нарисовано испытуемой по оригинальной модели (рисунок 2). Оно вообще лишено органов, обеспечивающих общение – ушей, рта, – и имеет полностью замкнутую фигуру, что указывает на интровертированность и трудности в общении. Свое животное испытуемая назвала Многокрабс, снабдив его при этом множеством ног для передвижения и покрыв чешуей; всё это показатель того, что испытуемая имеет большую потребность в опоре, защите, боится агрессии. Кроме того, частично зачерненная чешуя указывает на низкую устойчивость автора рисунка к стрессам.

Рисунок испытуемой сопровождается следующим рассказом: «Животное теплокровное. Среда обитания смешанная: вода и земля. Проживает в тропиках, субтропиках. Питается растениями, размножается делением. Способ передвижения – импульсный, энергетический».

Указание о том, что животное теплокровное, говорит о желании испытуемой иметь тепло, семью и тем самым быть похожим на других. «Способ передвижения импульсный, энергетический» – свидетельство трудностей в жизни испытуемой, которые она так тщательно скрывает и на преодоление (или сопротивление) которых ей приходится тратить немало энергии.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Испытуемый 1. Девочка, возраст 14 лет. По результатам ранжирования терминальных и инструментальных ценностей испытуемой были получены следующие результаты, представленные на рисунках 3 и 4.


Рисунок 3 – Ранжирование терминальных ценностей



По представленным данным можно сделать вывод о том, что у испытуемой предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6):

  • Наличие хороших и верных друзей;

  • Уверенность в себе;

  • Творчество;

  • Общественное признание;

  • Здоровье;

  • Продуктивная деятельность.

индифферентные, безразличные (7-12):

  • Счастье других;

  • Развлечение;

  • Развитие;

  • Познание;

  • Активная деятельная жизнь;

  • Свобода.

отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии):

  • Счастье других;

  • Любовь;

  • Счастливая семейная жизнь;

  • Материально обеспеченная жизнь;

  • Красота природы и искусства;

  • Интересная работа.




Рисунок 4 – Ранжирование инструментальных ценностей

По представленным данным можно сделать вывод о том, что у испытуемой предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6):

  • Широта взглядов;

  • Терпимость;

  • Независимость;

  • Образованность;

  • Самоконтроль;

  • Рационализм.

индифферентные, безразличные (7-12):

  • Смелость;

  • Твердая воля;

  • Эффективность в делах;

  • Честность;

  • Чуткость;

  • Исполнительность.

отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии):

  • Высокие запросы;

  • Ответственность;

  • Нетерпимость к недостаткам;

  • Жизнерадостность;

  • Воспитанность;

  • Аккуратность.


Испытуемый 1. Женщина, возраст 55 лет. По результатам ранжирования терминальных и инструментальных ценностей испытуемой были получены следующие результаты, представленные на рисунках 5 и 6.


Рисунок 5 – Ранжирование терминальных ценностей

По представленным данным можно сделать вывод о том, что у испытуемой предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6):

  • Счастливая семейная жизнь;

  • Материально обеспеченная жизнь;

  • Активная деятельностная жизнь;

  • Интересная работа;

  • Познание;

  • Любовь.

индифферентные, безразличные (7-12):

  • Развитие;

  • Наличие хороших и верных друзей;

  • Здоровье;

  • Счастье других;

  • Свобода;

  • Красота природы и искусства.

отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии):

  • Уверенность в себе;

  • Общественное признание;

  • Продуктивная жизнь;

  • Развлечение;

  • Творчество;

  • Жизненная мудрость.





Рисунок 6 – Ранжирование инструментальных ценностей

По представленным данным можно сделать вывод о том, что у испытуемой предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6):

  • Эффективность в делах;

  • Воспитанность;

  • Образованность;

  • Самоконтроль;

  • Рационализм;

  • Честность.

индифферентные, безразличные (7-12):

  • Аккуратность;

  • Чуткость;

  • Независимость;

  • Ответственность;

  • Твердая воля;

  • Высокие запросы.

отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии):

  • Жизнерадостность;

  • Нетерпимость к недостаткам;

  • Смелость;

  • Терпимость;

  • Широта взглядов;

  • Исполнительность.


Методика определение темперамента по Русалову
Испытуемый 1. Девочка, возраст 14 лет.


Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента. По полученным данным (среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента) темперамент испытуемой – сангвиник.

 Предметная эргичность – уровень потребности в освоении предметного мира, стремления к умственному и физическому труду у испытуемой находится на среднем уровне.

 Социальная эргичность – уровень потребности в социальных контактах, стремление к лидерству. Низкие значения – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

 Пластичность – средняя степень легкости или трудности переключения с одного предмета на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие.

Социальная пластичность – средняя степень легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ.

Темп, или Скорость – средняя быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.


 Социальный темп – средняя скорость речедвигательных актов в процессе общения.

Эмоциональность – средняя чувствительность, чувствительность к неудачам в работе.

Социальная эмоциональность – средняя эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере.

Контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний. Находится в зоне адекватного восприятия своего поведения.
Испытуемый 2. Женщина, возраст 55 лет.



Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента. По полученным данным (высокие и средние показатели пластичности, темпа и скорости) темперамент испытуемой – смешанный, с доминирующим темпераментом сангвиника.

Предметная эргичность – уровень потребности в освоении предметного мира, стремления к умственному и физическому труду. Высокие значения означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

Социальная эргичность – средний уровень потребности в социальных контактах, стремление к лидерству.

Пластичность – степень легкости или трудности переключения с одного предмета на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие. Высокие значения – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

Социальная пластичность – средняя степень легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ.

Темп, или Скорость – быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. Высокие значения – высокий темп поведения