Файл: Практикум по дисциплине Общепсихологический практикум.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практикум
по дисциплине
«Общепсихологический практикум»
Задание 1.
Максимальная оценка - 55 баллов
-
Вам необходмимо провести диагностику 2 человек, по следующим методикам: Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»; Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; темперамент по Русалову. -
Написать отчет по результатам данных методик (скан ответов и рисунка испытуемого, заключение по результатам диагностики в письменной форме).
Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»
Испытуемый 1. Девочка, возраст 14 лет. Испытуемая в ходе проведения методики выглядела спокойной, застенчивой и тихой.
Рисунок 1 - Трехглаз
Рисунок (рисунок 1) расположен внизу листа, что говорит о низкой самооценке девочки и ее переживаниях. Множественные линии выдают тревогу внешне спокойного подростка. Три глаза сильно зачернены – показатель страха, сидящего глубоко в душе. Множество ног, которые являются опорной частью животного, и характер их соединения с фигурой показывают, что девочка способна контролировать свои рассуждения и поступки.
Испытуемая так описывает образ жизни этого животного: «Трехглаз живет в Южной Африке. Питается он обычно рыбами, но, когда голодный, может съесть что угодно. Он очень боится своих соперников – акул и китов. Он любит плавать по дну и ненавидит сидеть без дела. Друзей у него нет, так как он слишком добрый (другим это не нравится)».
В рассказе испытуемой явно проявляется депрессивное настроение («Друзей у него нет, так как он слишком добрый»), страх («Он очень боится своих соперников») и сильная потребность в эмоциональном тепле («Трехглаз живет в Южной Африке). Кроме этого, можно предположить неблагоприятную окружающую среду («Он любит плавать по дну»). Рассказ ребенка о животном почти всегда отражает то, что на самом деле происходит с ним самим в жизни и, зная о том, как значимо для подростка общение со сверстниками, можно теперь представить, как нелегко живется испытуемой. Рисунок и рассказ девочки показали, что ей требуется психологическая помощь.
Испытуемый 2. Женщина, возраст 55 лет. Испытуемая более 25 лет живет с мужем, но семейная жизнь не сложилась, и в настоящее время у нее все чаще появляется желание изменить ее, начав жить независимо, отдельно. Однако пока обстоятельства не позволяют этого сделать. По характеру испытуемая мягкий человек и поэтому особенно тяжело переносит агрессивное поведение мужа. Обладает большим энергетическим потенциалом.
Рисунок 2 – Многокрабс
Животное нарисовано испытуемой по оригинальной модели (рисунок 2). Оно вообще лишено органов, обеспечивающих общение – ушей, рта, – и имеет полностью замкнутую фигуру, что указывает на интровертированность и трудности в общении. Свое животное испытуемая назвала Многокрабс, снабдив его при этом множеством ног для передвижения и покрыв чешуей; всё это показатель того, что испытуемая имеет большую потребность в опоре, защите, боится агрессии. Кроме того, частично зачерненная чешуя указывает на низкую устойчивость автора рисунка к стрессам.
Рисунок испытуемой сопровождается следующим рассказом: «Животное теплокровное. Среда обитания смешанная: вода и земля. Проживает в тропиках, субтропиках. Питается растениями, размножается делением. Способ передвижения – импульсный, энергетический».
Указание о том, что животное теплокровное, говорит о желании испытуемой иметь тепло, семью и тем самым быть похожим на других. «Способ передвижения импульсный, энергетический» – свидетельство трудностей в жизни испытуемой, которые она так тщательно скрывает и на преодоление (или сопротивление) которых ей приходится тратить немало энергии.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Испытуемый 1. Девочка, возраст 14 лет. По результатам ранжирования терминальных и инструментальных ценностей испытуемой были получены следующие результаты, представленные на рисунках 3 и 4.
Рисунок 3 – Ранжирование терминальных ценностей
По представленным данным можно сделать вывод о том, что у испытуемой предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6):
-
Наличие хороших и верных друзей; -
Уверенность в себе; -
Творчество; -
Общественное признание; -
Здоровье; -
Продуктивная деятельность.
индифферентные, безразличные (7-12):
-
Счастье других; -
Развлечение; -
Развитие; -
Познание; -
Активная деятельная жизнь; -
Свобода.
отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии):
-
Счастье других; -
Любовь; -
Счастливая семейная жизнь; -
Материально обеспеченная жизнь; -
Красота природы и искусства; -
Интересная работа.
Рисунок 4 – Ранжирование инструментальных ценностей
По представленным данным можно сделать вывод о том, что у испытуемой предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6):
-
Широта взглядов; -
Терпимость; -
Независимость; -
Образованность; -
Самоконтроль; -
Рационализм.
индифферентные, безразличные (7-12):
-
Смелость; -
Твердая воля; -
Эффективность в делах; -
Честность; -
Чуткость; -
Исполнительность.
отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии):
-
Высокие запросы; -
Ответственность; -
Нетерпимость к недостаткам; -
Жизнерадостность; -
Воспитанность; -
Аккуратность.
Испытуемый 1. Женщина, возраст 55 лет. По результатам ранжирования терминальных и инструментальных ценностей испытуемой были получены следующие результаты, представленные на рисунках 5 и 6.
Рисунок 5 – Ранжирование терминальных ценностей
По представленным данным можно сделать вывод о том, что у испытуемой предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6):
-
Счастливая семейная жизнь; -
Материально обеспеченная жизнь; -
Активная деятельностная жизнь; -
Интересная работа; -
Познание; -
Любовь.
индифферентные, безразличные (7-12):
-
Развитие; -
Наличие хороших и верных друзей; -
Здоровье; -
Счастье других; -
Свобода; -
Красота природы и искусства.
отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии):
-
Уверенность в себе; -
Общественное признание; -
Продуктивная жизнь; -
Развлечение; -
Творчество; -
Жизненная мудрость.
Рисунок 6 – Ранжирование инструментальных ценностей
По представленным данным можно сделать вывод о том, что у испытуемой предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6):
-
Эффективность в делах; -
Воспитанность; -
Образованность; -
Самоконтроль; -
Рационализм; -
Честность.
индифферентные, безразличные (7-12):
-
Аккуратность; -
Чуткость; -
Независимость; -
Ответственность; -
Твердая воля; -
Высокие запросы.
отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии):
-
Жизнерадостность; -
Нетерпимость к недостаткам; -
Смелость; -
Терпимость; -
Широта взглядов; -
Исполнительность.
Методика определение темперамента по Русалову
Испытуемый 1. Девочка, возраст 14 лет.
Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента. По полученным данным (среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента) темперамент испытуемой – сангвиник.
Предметная эргичность – уровень потребности в освоении предметного мира, стремления к умственному и физическому труду у испытуемой находится на среднем уровне.
Социальная эргичность – уровень потребности в социальных контактах, стремление к лидерству. Низкие значения – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
Пластичность – средняя степень легкости или трудности переключения с одного предмета на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие.
Социальная пластичность – средняя степень легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ.
Темп, или Скорость – средняя быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Социальный темп – средняя скорость речедвигательных актов в процессе общения.
Эмоциональность – средняя чувствительность, чувствительность к неудачам в работе.
Социальная эмоциональность – средняя эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере.
Контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний. Находится в зоне адекватного восприятия своего поведения.
Испытуемый 2. Женщина, возраст 55 лет.
Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента. По полученным данным (высокие и средние показатели пластичности, темпа и скорости) темперамент испытуемой – смешанный, с доминирующим темпераментом сангвиника.
Предметная эргичность – уровень потребности в освоении предметного мира, стремления к умственному и физическому труду. Высокие значения означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.
Социальная эргичность – средний уровень потребности в социальных контактах, стремление к лидерству.
Пластичность – степень легкости или трудности переключения с одного предмета на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие. Высокие значения – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
Социальная пластичность – средняя степень легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ.
Темп, или Скорость – быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. Высокие значения – высокий темп поведения