Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 380
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курс лекций В.М.Назарова по ИСУ
Тема 5. Методы исследования систем управления
5.1. Комплексно-комбинированные методы исследования
5.2. Эмпирические методы исследования
5.3. Теоретические методы исследования
5.4. Методы формализованного представления систем управления
5.5. Экспертные методы
5.6. Логико-интуитивные методы исследования
5.7. Социологические методы исследования
5.1. Комплексно-комбинированные методы исследования
Комплексно-комбинированные методы исследования СУ базируются на использовании исследовательских способов и включают в себя одновременно два или более методов, принадлежащих к разным классификационным группам. Основополагающими базовыми методами этой классификационной группы являются методы: анализа и синтеза; сравнительного анализа, дедукции и индукции, системного анализа и синтеза.
Помимо них в данную группу входят и другие методы, в частности:
корреляционный, факторный, функционально-стоимостной анализ (ФСА), а также параметрический, квалиметрический, и др.
Анализ и синтез
Анализ (греч. analysis— разложение) — это метод исследования, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части. Такими частями могут быть отдельные вещественные элементы объекта или его свойства и отношения.
Синтез (греч. synthesis— соединение) представляет собой метод исследования, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.
Синтез — соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему) — неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).
Как видно уже из определения этих методов, они представляют собой противоположности, взаимно предполагающие и дополняющие друг друга.
Таким образом, методы анализа и синтезазаключаются в предварительном выявлении структуры изучаемого объекта и исследовании каждого элемента этой структуры в отдельности (анализ) с последующим объединением полученного знания в единое целое (синтез). Оба процесса являются обязательными этапами исследовательской работы, поэтому термин «анализ» часто используется как синоним всякого научного исследования вообще.
Ученые прибегают к таким методам познания при исследовании систем управления и процессов, происходящих в управляющей и управляемой подсистемах. Прежде всего, они подвергают эти подсистемы и процессы научному анализу, т.е. мысленному разделению их на элементы, чтобы изучить каждый из них. Но любой из данных элементов функционирует только во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами.
Потому анализ элемента предполагает одновременно осмысление его взаимосвязей и взаимодействий, что составляет содержание синтеза.
Таким образом, анализ и синтез — это две взаимосвязанные стороны мыслительной деятельности людей и, соответственно, два взаимосвязанных метода познания действительности.
При анализе объекта осмысливаются специфические особенности его элементов и их роль в его функционировании и развитии.
В ходе же научного синтеза складывается целостное представление об этом объекте, его содержании, т.е. взаимодействии его сторон (элементов), а также о его сущности и законах его развития.
Таким образом, в процессе аналитической и синтезирующей деятельности мышления совершается переход от первоначальных умозрительных (и поэтому поверхностных) суждений о данном объекте к более или менее глубоким и целостным представлениям о нем. Появление при этом новых знаний об исследуемом объекте указывает на творческий (эвристический) характер анализа и синтеза.
Вся история познания учит тому, что анализ и синтез лишь тогда будут плодотворными методами познания, когда они используются в тесном единстве.
Индукция и дедукция
Эти парные, взаимосвязанные методы исследования занимают несколько
особое положение в системе научных методов.
Содержанием дедукции как метода исследования является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений (общее), а концом — следствия из посылок, теоремы (частное). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция является основным средством доказательства [Советский энциклопедический словарь].
Роль дедукции в исследовании неуклонно возрастает. Это связано с тем, что наука все чаще сталкивается с такими объектами, которые недоступны чувственному восприятию (микромир, вселенная, прошлое человечества и т.п.).
При познании такого рода объектов значительно чаще приходится обращаться к силе мысли, нежели к силе наблюдения или эксперимента. Дедукция незаменима и во всех областях знания, где теоретические положения формируются для описания формальных, а не реальных систем (например, в математике).
Дедукция выгодно отличается от других методов исследования тем, что при истинности исходного знания она дает истинное выводное знание.
Под индукцией обычно понимается умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов определенного класса делается вывод о классе в целом.
Индукция (лат. inductio— наведение) — умозаключение от частных, единичных фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечнообозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно- или конечнонеобозримой области фактов [Советский энциклопедический словарь].
В более широком смысле слова, индукция — это метод познания как совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к положениям более общим. Следовательно, разница обнаруживается, прежде всего, в прямо
противоположной направленности хода мысли.
Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности и их признаков. Обнаруживая сходные черты у многих предметов определенного класса, мы делаем выводы о том, что эти черты присущи всем предметам данного класса.
В индуктивном исследовании центральное место занимают индуктивные умозаключения. Они делятся на следующие основные группы:
1) полная индукция — это такое умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса. Она дает достоверные выводы, поэтому полная индукция широко используется в качестве доказательства;
2) неполная индукция— это такое умозаключение, в котором общий вывод получают из посылок, не охватывающих всех предметов класса. Различают три вида неполной индукции:
а) индукция через простое перечисление, или популярная индукция, представляет собой умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на том основании, что среди наблюдаемых фактов не встретилось ни одного, противоречащего обобщению;
б) индукция через отбор фактов осуществляется не на основе первых попавшихся фактов, а путем отбора их из общей массы по определенному принципу, уменьшающему вероятность случайных совпадений.
Например, на склад поступили недоукомплектованные компьютеры, проверить всю их поставку можно различными способами: исследовать все поступающие компьютеры одной партии или выборочно исследовать компьютеры из разных партий и разного типа. Понятно, что во втором случае вывод будет более правдоподобный;
в) научная индукция — умозаключение, в котором общий вывод обо всех предметах класса делается на основании знания необходимых признаков или причинных связей части предметов класса. Научная индукция может давать не только вероятные (как два других вышеизложенных вида неполной индукции), но и достоверные выводы.
Установление причинной связи явлений — процесс весьма сложный. Однако в простейших случаях причинная связь явлений может быть установлена при помощи логических приемов, называемых методами установленияпричинной связи, или методами научной индукции. Таких методов пять:
1) метод единственного сходства — сущность его заключается в том, что если два или более случаев исследуемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, а все остальные обстоятельства различны, то это единственное сходное обстоятельство и есть причина данного явления;
2) метод единственного различия — сущность его заключается в том, что если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны и различны только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство, присутствующее в первом случае и отсутствующее во втором, и есть причина изучаемого явления;
3) соединенный метод сходства и различия, представляющий собой комбинацию двух первых методов;
4) метод сопутствующих изменений — сущность его заключается в том, что если возникновение или изменение одного явления всякий раз необходимо вызывает определенное изменение другого явления, то оба эти явления находятся в причинной связи друг с другом;
5) метод остатков — если сложное явление вызывается сложной причиной, состоящей из совокупности определенных обстоятельств, и мы знаем, что некоторые из этих обстоятельств являются причиной части явления, то остаток этого явления вызывается остальными обстоятельствами.
Даже краткая характеристика метода индукции показывает его привлекательность и силу. Сила эта состоит, прежде всего, в тесной связи с фактами, с практикой.
Индукция и дедукция теснейшим образом взаимосвязаны и дополняют друг друга. Индуктивное исследование предполагает использование общих теорий, законов, принципов, т.е. включает в себя момент дедукции, и, напротив, дедукция невозможна без общих положений, получаемых индуктивным путем.