Файл: ГЛОССАРИЙ СПЕЦПЕДАГОГИКА.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 695

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.

Дефектолог (в широком смысле) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.

(в узком смысле) — коррекционный педагог.

Олигофренопедагог — педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей

Тифлопедагог — педагог со специальным высшим образованием, работающий с детьми, лишёнными зрения или имеющими нарушения зрения.

Сурдопедагог — педагог со специальным высшим образованием, работающий с детьми, лишёнными слуха или имеющими нарушения слуха.

Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, и получивший сертификат по логопедии.

Реабилитолог — это специалист по восстановительной терапии, необходимой для нормализации состояния здоровья и физического состояния после или на фоне имеющегося тяжелого заболевания, повлекшего за собой нарушение нормальных естественных функций организма.

Абилитолог — специалист по раннему развитию, социальной адаптации и безмедикаментозной коррекции проблем здоровья детей раннего возраста.

Социальный педагог — специалист по социально педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства.

Специальная педагогика — часть общей педагогики, изучающая проблемы образования лиц с ОВЗ.

Коррекционная педагогика — раздел педагогики о методах обучения и воспитания, направленных на коррекцию и компенсацию врожденных и приобретенных морфологических и функциональных (соматических, физических, психических и социальных) отклонений в развитии детей.

Специальное образование — это процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Особые образовательные потребности — это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения.


Специальное обучение — обучение детей с физическими недостатками или испытывающих по тем или иным причинам определенные трудности в учебе, которое осуществляется в специальных или в обычных учебных заведениях.

Специальное воспитание — целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педагогическая помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его развитии, социализации, освоении им действующих социокультурных норм и ценностей, в социокультурном включении, содействие ему в достижении свойственного обычному человека образа жизни.

Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Гуманистический подход — направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.

Филантропический подход — подход, отличающийся призрением, благотворительностью, бескорыстием, человеколюбием.

Общественное призрение — это упорядоченная форма социальной деятельности, заключающаяся в оказании необходимой помощи и поддержки нуждающимся.

От милостыни общественное П. отличается организацией, мотивами и целями. Организация в общественном П. проявляется двояким способом: по отношению к получающим помощь и к оказывающим ее. Милостыня по существу своему не поддается организации; она подается тому, кто протягивает руку, хотя бы он мог эту руку приложить и к труду; общественное же П. простирает свою помощь на тех только, кто не в состоянии себя призреть и не делает из своей нужды промысла. Милостыня исходит от индивидуума; субъектом же общественного П. является коллективное лицо — община или земская единица, организованная в общину П. Мотивами милостыни бывают субъективное ощущение, инстинкт сострадания, исполнение религиозной заповеди, забота о спасении души; мотивами общественного П. являются сознание гражданской солидарности между членами общины, общественный интерес, забота правительства о благе населения. Цель милостыни — минутная помощь; цель общественного П. — разумное обеспечение нуждающегося и предупреждение нищеты.

Специальная педагогическая наука — составная часть педагогики, одна из ее ветвей, теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств.

Физический/психический дефект (нарушение) — отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное в порядке, установленном государством.


Интеллектуальный дефект — отклонение от нормы интеллектуального развития, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное в порядке, установленном государством.

Коррекция — система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических или психических нарушений.

Компенсация психических функций — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Сложный дефект (комплексное нарушение) — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов – сложный дефект отличается качественным своеобразием.

Дизонтогенез — нарушение индивидуального развития организма.

Приоритет (научного исследования) — первенство, первое место по времени в открытии, изобретении, формулировке какой-л. идеи;

— преимущественное право на что-л.

Специальная педагогическая практика — составная часть педагогики, работа по специальному (особому) образованию лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств.

Педагогический опыт — совокупность практических знаний, навыков, умений, приобретенных педагогом в ходе обучения и повседневной учебно-воспитательной работы.

Педагогическое исследование (по специальной педагогике) — процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях специального образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Методология специальной педагогики — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Специальная педагогическая деятельность — процесс обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития обучающихся и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Коррекционно-образовательный процесс — целенаправленная и организованная деятельность по получению знаний, умений и навыков, а также по коррекции имеющихся нарушений и личностному развитию в соответствии с целями и задачами образования.

Коррекционное педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт педагога и воспитанников с нарушениями в развитии, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.


Коррекционная педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения, воспитания и коррекции, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные и коррекционно-развивающие цели.

Лечебная педагогика — раздел педагогики, разрабатывающий средства и методы педагогических воздействий с целью нормализации физического и психического состояния ребенка.

Педагогическая диагностика — совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствование образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Психолого-педагогическое консультирование — процесс оказания поддержки или осуществления руководства другим человеком в индивидуальной или групповой работе по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков.

Педагогическое прогнозирование — система научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выяснение тенденций развития образовательной системы и отдельных её компонентов.

Онтологический подход — способ исследования, когда внимание сосредоточено на самих объектах исследования (применительно к педагогике — на образовательных системах), а не на факторах, воздействующих на эти объекты.

Коррекционный учебный процесс — целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, коррекции, развития и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями.

Специальная дидактика — теория образования и обучения лиц с отклонениями в психофизическом развитии, определяющая задачи, принципы, содержание, методы, организацию педагогического процесса.

Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения им старых, деятельность по решению учебных задач.

Учебная программа — нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету; логика изучения основных тем, вопросов с указанием общей дозировки времени на их изучение.

Специальное учебное средство — объект действительности, способствующий достижению цели образования, воспитания, развития и коррекции.

Учебная цель — запланированный результат обучения.

Учебная задача — действие, направленное на усвоение учебного материала в рамках достижения учебной цели.

Дидактическая система — совокупность элементов (средств, целей, задействованный методов, материалов), с помощью которой осуществляется обучение.

Специальные дидактические средства — объекты материальной действительности, с помощью которых реализуются цели обучения детей с особыми образовательными потребностями.


Специальные дидактические методы — способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с особыми образовательными потребностями, направленные на достижение поставленных учебно-воспитательных целей.

Специальная методика обучения предмету — совокупность методов учебно-воспитательного процесса детей с особыми образовательными потребностями по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

Специальный дидактический приём — отдельный шаг в реализации метода.

Урок (в специальной образовательной организации) — организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учётом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для развития и воспитания познавательной способности и духовных сил учащихся с особыми образовательными потребностями.

Дистанционное обучение — процесс обучения, протекающий с помощью ИТ без постоянного прямого контакта между педагогом и учащимся.

Интегрированное обучение — совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ОВЗ, направленное на достижение цели социализации.

Программированное обучение — процесс управляемого усвоения учебного материала, осуществляемы по специально составленной пошаговой обучающей программе, реализуемы с помощью обучающих устройств или программированных учебников с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

Скрининг-диагностика — диагностика, направленная на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, и оценивающая постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

Зона актуального развития — совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи.

Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.

Индивидуальный подход — психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Дифференцированный подход — целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся.