Добавлен: 15.02.2019
Просмотров: 7974
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки
3. Задачи дошкольной специальной педагогики
4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки
5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями
6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики
7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества
8. История развития специального образования в России
9. История развития специального образования за рубежом
10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики
11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития
12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития
13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского
14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии
15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми
16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии
17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике
19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики
20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики
21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми
23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии
24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии
25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса
26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.
27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.
29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.
30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.
31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.
33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.
637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.
38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.
39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.
40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.
41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.
42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.
44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).
45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.
46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.
47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.
49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.
Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.
1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки
Специальная педагогика — часть общей педагогики, изучающая проблемы образования лиц с ОВЗ.
Объект специальной педагогики: процесс специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.
Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Предмет изучения специальной педагогики:
-
вопросы теории и практики специального обучения и воспитания;
-
принципы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.
Цель специальной педагогики – разработка теоретических и практических вопросов специального образования, направленного на социализацию и самореализацию лиц с недостатками психического и (или) физического развития.
Специальная педагогика решает широкий круг задач.
К теоретическим задачам относятся:
-
Разработка теоретико-методологических основ специального обучения и воспитания.
-
Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
-
Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями.
-
Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.
К практическим задачам относятся:
-
Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.
-
Разработка специальных педагогических технологий.
-
Разработка образовательных и коррекционно-развивающих программ.
-
Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии.
-
Обобщение передового педагогического опыта.
2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация».
Коррекция — система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических или психических нарушений.
Компенсация психических функций — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Компенсация:
-
внутрисистемная (осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия))
-
межсистемная (осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций (например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и кожного анализаторов))
Адаптация — приспособление человека, как личности, к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Абилитация — ранее (до 3х лет) первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (медицинским способом).
Реабилитация — восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое комплексом медицинских, социальных и педагогических мер.
Отклонение в развитии — физическое или психическое нарушение, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.
Отклонение в физическом развитии – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Отклонения в психическом развитии ребенка — неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, ЗПР).
3. Задачи дошкольной специальной педагогики
Коррекционная дошкольная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы организации процесса специального дошкольного образования детей с нарушениями или отклонениями в психическом развитии.
Объектом специальной дошкольной педагогики является специальное дошкольное образование детей, имеющих особые образовательные потребности.
Предмет специальной дошкольной педагогики: теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями в развитии.
Субъект: личность ребенка дошкольного возраста, имеющего особые образовательные потребности.
Задачи специальной дошкольной педагогики как науки:
-
Разработка теоретических и методологических основ изучения, воспитания, обучения и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями и нарушениями в развитии.
-
Определение стратегии развития национальной системы специального дошкольного образования.
-
Разработка теоретических подходов к дифференциальной диагностике, дифференцированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.
-
Разработка педагогических технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.
-
Определение стратегии построения равноуровневых программ для каждого типа специального дошкольного учреждения.
-
Поиск и разработка вариативных форм организации специального образования.
-
Создание необходимой учебно-методической базы в подготовке учителя-дефектолога к коррекционно-педагогической работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с недостатками в психофизическом развитии.
Основной целью специального дошкольного воспитания является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования.
4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки
Методы науки дошкольной коррекционной педагогики:
-
изучение и анализ литературы,
-
наблюдение — целенаправленный и планомерный процесс сбора информации, осуществляемый путем восприятия педагогических явлений и процессов
-
опрос — социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами).
-
беседа —метод сбора информации на основе словесной коммуникации. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом.,
-
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за неким процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания.,
-
анализ и интерпретация полученных данных,
-
изучение медицинской и психолого-педагогической документации,
-
анкетирование,
-
изучение анамнестических сведений и анализ продуктов детской деятельности
-
обобщение независимых характеристик (психолого-медико-педагогический консилиум - ПМПК) — обработка информации поступившей на ребенка из разных источников: от родителей, врачей, социальных работников, психологов, и педагогов-дефектологов, логопедов. Результатом деятельности ПМПК является разработка основных направлений индивидуальной программы развития ребенка.
и другие.
Выбор этих методов определяется постановкой целей и задач психолого-педагогического изучения ребенка, его социальной ситуации развития и выбором стратегии коррекционно-развивающего воздействия.
5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями
Абилитация — ранее (до 3х лет) первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (медицинским способом).
Большую роль в поиске эффективных решений проблемы ранней коррекции сыграло переосмысление положений выдающегося психолога Л.С. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, об использовании сензитивных периодов для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии.
Ранняя коррекция включает следующие моменты:
-
максимально раннее выявление и диагностика нарушения в развитии;
-
максимальное соотношение разрыва между моментом обнаружения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;
-
снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка);
-
обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала;
-
интенсивность ранней коррекции: чем активнее ведется коррекция, тем значительнее результаты развития ребенка;
-
охват коррекцией различных сфер развития ребенка;
-
создание всех необходимых условий для развития ребенка.
Эксперимент показал, что грамотно организованная ранняя коррекция помогает предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития, исключив необходимость дорогостоящего специального оборудования.
Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты.
Вторичные дефекты носят обратимый характер, т.е. поддаются психолого-педагогической коррекции, и чем дальше имеющееся нарушение стоит от биологической основы (первичного дефекта), тем успешнее оно поддается коррекции. Необходима наиболее ранняя коррекция вторичных нарушений, что обусловлено особенностями психического развития в детских возрастах:
-
пропущенные сензитивные периоды в развитии, обучении, воспитании не компенсируются в более старших возрастах;
-
возникшее отставание будет требовать более сложных и специальных усилий по его преодолению;
-
трудности в обучении приводят к углублению явлений недоразвития; к подростковому возрасту формируют стойкое отрицательное отношение к школе, что является одним из факторов, формирующих нарушение поведения. В подростковом возрасте часто приводят к выраженным нарушениям социальной адаптации не сам первичный дефект, а явления вторичного недоразвития.
6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики
Разделы специальной педагогики
-
Сурдопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших).
Объект: специальное образование людей, имеющих нарушения слуха.
Предмет: практика воспитания, обучения, социализации людей, имеющих нарушения слуха.
Основная цель сурдопедагогики: обеспечить людям, имеющим нарушения слуха, возможность достижения максимальной самостоятельности и независимости в жизни.
Задачами сурдопедагогики являются:
-
изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных слуховых возможностей;
-
определение путей коррекции и компенсации слухового дефекта;
-
обоснование педагогической классификации людей, имеющих нарушения слуха;
-
изучение сложившихся педагогических систем их образования;
-
разработка и реализация концепции интеграции лиц с нарушениями слуха в образовании и социокультурной среде;
-
определение научных основ, содержания образования, методов, технологий, организационных условий образования людей с нарушенным слухом;
-
разработка специальных образовательных технологий развития речевого слуха, обучения национальному жестовому, русскому (родному) языку, устной речи;
-
определение особенностей педагогической реабилитации в послеоперационный период (при кохлеарной имплантации);
-
совершенствование технологий использования сурдотехнических средств развития речевого слуха, произносительной стороны речи людей, имеющих слуховой дефект;
-
разработка и реализация программ профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, а также социально-трудовой адаптации лиц со слуховым дефектом.
-
Тифлопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих).
Объект: специальное образование людей с нарушениями зрения.
Предмет: практика воспитания, обучения, социализации людей разного возраста с дефектами зрения.
На современном этапе развития тифлопедагогика решает следующие основные задачи:
-
раскрытие основных закономерностей в области обучения, воспитания и развития людей с нарушенным зрением;
-
комплексное клинико-генетическое, психологическое, педагогическе изучение детей, их диагностирование, выявление структурно-функциональных нарушений в организме, связанных с дефектным зрением, установление психофизических нарушений и сочетанных дефектов у детей;
-
выяснение и определение роли сохранных анализаторов в познавательной деятельности слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией, условий формирования и развития личности, межличностных отношений при различных зрительных нарушениях;
-
определение содержания коррекционно-педагогической работы, разработка приёмов и способов её осуществления при различных формах организации учебно-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях;
-
разработка требований к специальным средствам коррекции вторичных отклонений в развитии и компенсации зрительного дефекта, к наглядному и раздаточному дидактическому материалу, специальным пособиям, к тифло-техническим средствам обучения, создание, совершенствование и модификация пособий и учебного оборудования;
-
разработка специальных приёмов, методик обучения и воспитания детей и взрослых с нарушением зрения, особенностей проведения специальных коррекционных и предметных занятий;
-
теоретическое обоснование и осуществления индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся в ходе учебно-воспитательного процесса, организация этой работы с учётом зрительных возможностей обучающихся, характера и времени появления аномалии, сопутствующих заболеваний и сочетанных дефектов;
-
Тифлосурдопедагогика
-
Логопедия — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями речи при сохранном слухе.
Цель науки – разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания людей с нарушениями речи, а также профилактика нарушений речи.
Объект: процесс коррекции речи в различных возрастах.
Предмет: методы, формы, приемы коррекции нарушений речи.
Основные задачи:
-
изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений
-
определение распространенности, симптоматики, степени проявлений нарушений речи
-
выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие
-
изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии
-
выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений
-
разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств
-
систематизация речевых расстройств
-
разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений
-
совершенствование методов профилактики речевых расстройств
-
разработка вопросов организации логопедической помощи