Файл: Специальная педагогика.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 7974

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки

2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация».

3. Задачи дошкольной специальной педагогики

4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки

5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества

8. История развития специального образования в России

9. История развития специального образования за рубежом

10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики

11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития

12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития

13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского

14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии

15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми

16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии

17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике

19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики

20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики

21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии

25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса

26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.

27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.

28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.

32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.

33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.

35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.

637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.

38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.

39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.

40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.

41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.

42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.

43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).

45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.

46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.

47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.

49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.

1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки

Специальная педагогика — часть общей педагогики, изучающая проблемы образования лиц с ОВЗ.

Объект специальной педагогики: процесс специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Предмет изучения специальной педагогики:

  • вопросы теории и практики специального обучения и воспитания;

  • принципы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.

Цель специальной педагогики – разработка теоретических и практических вопросов специального образования, направленного на социализацию и самореализацию лиц с недостатками психического и (или) физического развития.

Специальная педагогика решает широкий круг задач.

К теоретическим задачам относятся:

  • Разработка теоретико-методологических основ специального обучения и воспитания.

  • Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

  • Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями.

  • Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.

К практическим задачам относятся:

  • Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.

  • Разработка специальных педагогических технологий.

  • Разработка образовательных и коррекционно-развивающих программ.

  • Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии.

  • Обобщение передового педагогического опыта.

2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация».

Коррекция система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических или психических нарушений.

Компенсация психических функций — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Компенсация:

  • внутрисистемная (осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия))

  • межсистемная (осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций (например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и кожного анализаторов))


Адаптацияприспособление человека, как личности, к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.

Абилитация ранее (до 3х лет) первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (медицинским способом).

Реабилитация восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое комплексом медицинских, социальных и педагогических мер.

Отклонение в развитиифизическое или психическое нарушение, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.

Отклонение в физическом развитииподтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Отклонения в психическом развитии ребенканеадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, ЗПР).

3. Задачи дошкольной специальной педагогики

Коррекционная дошкольная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы организации процесса специального дошкольного образования детей с нарушениями или отклонениями в психическом развитии.

Объектом специальной дошкольной педагогики является специальное дошкольное образование детей, имеющих особые образовательные потребности.

Предмет специальной дошкольной педагогики: теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями в развитии.

Субъект: личность ребенка дошкольного возраста, имеющего особые образовательные потребности.

Задачи специальной дошкольной педагогики как науки:

  • Разработка теоретических и методологических основ изучения, воспитания, обучения и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями и нарушениями в развитии.

  • Определение стратегии развития национальной системы специального дошкольного образования.

  • Разработка теоретических подходов к дифференциальной диагностике, дифференцированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.

  • Разработка педагогических технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.

  • Определение стратегии построения равноуровневых программ для каждого типа специального дошкольного учреждения.

  • Поиск и разработка вариативных форм организации специального образования.

  • Создание необходимой учебно-методической базы в подготовке учителя-дефектолога к коррекционно-педагогической работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с недостатками в психофизическом развитии.


Основной целью специального дошкольного воспитания является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования.

4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки

Методы науки дошкольной коррекционной педагогики:

  • изучение и анализ литературы,

  • наблюдение — целенаправленный и планомерный процесс сбора информации, осуществляемый путем восприятия педагогических явлений и процессов

  • опрос — социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами).

  • беседа —метод сбора информации на основе словесной коммуникации. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом.,

  • эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за неким процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания.,

  • анализ и интерпретация полученных данных,

  • изучение медицинской и психолого-педагогической документации,

  • анкетирование,

  • изучение анамнестических сведений и анализ продуктов детской деятельности

  • обобщение независимых характеристик (психолого-медико-педагогический консилиум - ПМПК) — обработка информации поступившей на ребенка из разных источников: от родителей, врачей, социальных работников, психологов, и педагогов-дефектологов, логопедов. Результатом деятельности ПМПК является разработка основных направлений индивидуальной программы развития ребенка.

и другие.

Выбор этих методов определяется постановкой целей и задач психолого-педагогического изучения ребенка, его социальной ситуации развития и выбором стратегии коррекционно-развивающего воздействия.

5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями

Абилитация ранее (до 3х лет) первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (медицинским способом).

Большую роль в поиске эффективных решений проблемы ранней коррекции сыграло переосмысление положений выдающегося психолога Л.С. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, об использовании сензитивных периодов для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии.

Ранняя коррекция включает следующие моменты:

  • максимально раннее выявление и диагностика нарушения в развитии;

  • максимальное соотношение разрыва между моментом обнаружения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

  • снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка);

  • обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала;

  • интенсивность ранней коррекции: чем активнее ведется коррекция, тем значительнее результаты развития ребенка;

  • охват коррекцией различных сфер развития ребенка;

  • создание всех необходимых условий для развития ребенка.


Эксперимент показал, что грамотно организованная ранняя коррекция помогает предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность вклю­чения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития, исключив необходимость дорогостоящего специального оборудования.

Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты.

Вторичные дефекты носят обратимый характер, т.е. поддаются психолого-педагогической коррекции, и чем дальше имеющееся нарушение стоит от биологической основы (первичного дефекта), тем успешнее оно поддается коррекции. Необходима наиболее ранняя коррекция вторичных нарушений, что обусловлено особенностями психического развития в детских возрастах:

  • пропущенные сензитивные периоды в развитии, обучении, воспитании не компенсируются в более старших возрастах;

  • возникшее отставание будет требовать более сложных и специальных усилий по его преодолению;

  • трудности в обучении приводят к углублению явлений недоразвития; к подростковому возрасту формируют стойкое отрицательное отношение к школе, что является одним из факторов, формирующих нарушение поведения. В подростковом возрасте часто приводят к выраженным нарушениям социальной адаптации не сам первичный дефект, а явления вторичного недоразвития.

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

Разделы специальной педагогики

  • Сурдопедагогиканаука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших).

Объект: специальное образование людей, имеющих нарушения слуха.

Предмет: практика воспитания, обучения, социализации людей, имеющих нарушения слуха.

Основная цель сурдопедагогики: обеспечить людям, имеющим нарушения слуха, возможность достижения максимальной самостоятельности и независимости в жизни.

Задачами сурдопедагогики являются:

  • изучение педагогических закономерностей развития лично­сти в условиях ограниченных слуховых возможностей;

  • определение путей коррекции и компенсации слухового дефекта;

  • обоснование педагогической классификации людей, имею­щих нарушения слуха;

  • изучение сложившихся педагогических систем их образова­ния;

  • разработка и реализация концепции интеграции лиц с нарушениями слуха в образовании и социокультурной среде;

  • определение научных основ, содержания образования, мето­дов, технологий, организационных условий образования людей с нарушенным слухом;

  • разработка специальных образова­тельных технологий развития речевого слуха, обучения националь­ному жестовому, русскому (родному) языку, устной речи;

  • определение особенностей педагогической реабилитации в послеоперационный период (при кохлеарной имплантации);

  • совершенствование технологий использования сурдотехнических средств развития речевого слуха, произносительной сто­роны речи людей, имеющих слуховой дефект;

  • разработка и реализация программ профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, а также со­циально-трудовой адаптации лиц со слуховым дефектом.


  • Тифлопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих).

Объект: специальное образование людей с нарушениями зрения.

Предмет: практика воспитания, обучения, социализации людей разного возраста с дефектами зрения.

На современном этапе развития тифлопедагогика решает следующие основные задачи:

  • раскрытие основных закономерностей в области обучения, воспитания и развития людей с нарушенным зрением;

  • комплексное клинико-генетическое, психологическое, педагогическе изучение детей, их диагностирование, выявление структурно-функциональных нарушений в организме, связанных с дефектным зрением, установление психофизических нарушений и сочетанных дефектов у детей;

  • выяснение и определение роли сохранных анализаторов в познавательной деятельности слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией, условий формирования и развития личности, межличностных отношений при различных зрительных нарушениях;

  • определение содержания коррекционно-педагогической работы, разработка приёмов и способов её осуществления при различных формах организации учебно-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях;

  • разработка требований к специальным средствам коррекции вторичных отклонений в развитии и компенсации зрительного дефекта, к наглядному и раздаточному дидактическому материалу, специальным пособиям, к тифло-техническим средствам обучения, создание, совершенствование и модификация пособий и учебного оборудования;

  • разработка специальных приёмов, методик обучения и воспитания детей и взрослых с нарушением зрения, особенностей проведения специальных коррекционных и предметных занятий;

  • теоретическое обоснование и осуществления индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся в ходе учебно-воспитательного процесса, организация этой работы с учётом зрительных возможностей обучающихся, характера и времени появления аномалии, сопутствующих заболеваний и сочетанных дефектов;

  • Тифлосурдопедагогика

  • Логопедия — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями речи при сохранном слухе.

Цель науки – разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания людей с нарушениями речи, а также профилактика нарушений речи.

Объект: процесс коррекции речи в различных возрастах.

Предмет: методы, формы, приемы коррекции нарушений речи.

Основные задачи:

  • изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений

  • определение распространенности, симптоматики, степени проявлений нарушений речи

  • выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие

  • изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии

  • выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений

  • разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств

  • систематизация речевых расстройств

  • разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений

  • совершенствование методов профилактики речевых расстройств

  • разработка вопросов организации логопедической помощи