Файл: С. Макаренко муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Тема проекта Архитектура, как образ жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«авторской архитектуры». Мировосприятие древних греков нашло свое подтверждение в их архитектурных сооружениях, которые в отличие от египетских и вавилонских не унижали человека, а наоборот, порождали жизнеутверждающий начало и чувство уверенности: ансамбль афинского кремля - Акрополя с его главным храмом - Парфеноном. В этот период был разработан специфический архитектурный прием - ордер, что в переводе с латинского означает порядок. В древнегреческой архитектуре их было три: дорический, ионийский и коринфский. Все они имели общие элементы: капитель, колонну, архи-тавр, фриз, карниз и отличались только пропорциями и декоративной отделкой. Следует отметить, что при строительстве одного из храмов Акрополя впервые вместо колонн были использованы женские фигуры - кариатиды, поддерживающие перекрытия храма.

В недрах античной культуры обосновываются первые теоретические обобщения относительно специфики архитектуры, среди которых следует назвать трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре».

В Древней Греции архитектура проходит новый этап развития. Именно здесь впервые используется планировка города с прямоугольной сеткой улиц и центром-площадью. Наследники греков - римляне, создают крупные общественные сооружения и внедряют в строительство новый материал - бетон. С культурой Древнего Рима связан этап в развитии теории и практики этого вида искусства - Колизей, Пантеон, триумфальные арки, отражавшие идеи государственности и военной мощи Римской империи. Древнеримские зодчие ввели в архитектурное искусство такие важные элементы, как купол и кессоны. Именно архитектура древнего мира заложила фундамент для дальнейшего развития этого вида искусства и обусловила возникновение архитектурного направления - исторически сложившейся совокупности художественных средств и приемов, который был тесно связан тем временем, социально-политической ситуацией и определял объемно-пространственную организацию сооружений, пропорций, форм, декора.

Функцию своеобразного пластического моста между архитектурой античности и средневековья выполнило византийское зодчество. Византийская архитектура возникла после 330 г. н. э Значительное влияние на ее развитие имела культура античности, основные принципы которой нашли свое воплощение в ярких образцах архитектурного искусства Византии. Это храм Айя-София (532-537) в Константинополе, при сооружении которого использовали разноцветный мрамор и майолика; храм Сан-Витале (526-547); значительное количество соборов-базилик и дворцов. Роскошная отделка и богатый декор византийских храмов производили большое впечатление на верующих. Именно эта характерный признак архитектурного искусства Византии долгое время была его выдающейся чертой и активно использовалась православной церковью.


Большое влияние византийская архитектура оказала также на развитие этого вида искусства в Болгарии, Сербии и Древней Руси.

В эпоху средневековья основным направлением в развитии архитектуры является строительство храмов и церквей. Позднее мир завоёвывает архитектура романского стиля и готики, отличающаяся использованием лёгких материалов и созданием просторных внутренних помещений. Ну и, наконец, эпоха Возрождения, одним из ярких примеров которой является пресловутая Флоренция.

Современные здания резко контрастируют со старыми постройками и отличаются простотой, строгостью форм и минимализмом в отделке фасадов. Однако так было не всегда. Одной из самых ярких эпох в развитии не только архитектуры, но и культуры, в общем и целом, стала эпоха Возрождения. Именно в XVIII веке были построены самые уникальные и на самом деле красивые здания, с богатой отделкой и невероятно вычурными фасадами.

3.1 Чем вдохновлялись архитекторы в истории? Какую цель преследовали

Для социальных утопий «нового движения» в 20-е годы архитектура играла роль главной движущей силы, которая не только упорядочивает среду и облагораживает людей, но активно формирует культуру и способна реформировать общество. Казалось, что, преобразуя пространственные структуры, используемые обществом, архитектура может предписать ему свои законы.

Архитекторы как творцы утопий продолжили союз с художниками, закрепленный в годы существования стиля модерн. При этом было естественно, стремясь к утопическому идеалу, ориентироваться на те группы «авангарда» художественного движения, которые тоже прокламировали свою утопию. Этот союз имел далеко идущие последствия для будущего новой архитектуры, складывавшейся в 20-е годы. Авангардизм занес в мышление архитекторов ощущение некой сомнительности, проблематичной жизни, которое стало распространяться не только на буржуазную действительность, но и на ценности культуры, имеющие общечеловеческое значение. Его влияние способствовало развитию индивидуалистичности архитекторов и того художнического волюнтаризма, который, с одной стороны, побуждал претензии па роль «пророков и непризнанных законодателей общества», а с другой, — рождал иллюзию возможности реализовать такую роль в решении ограниченных внутри профессиональных задач.



Эстетство как форма бунта против буржуазной прозы казалось теперь оскорбительно несоответствующим задаче, и состоявшееся бегство в «мир искусства» — сытой причудой. Архитектор Бруно Таут свидетельствовал: «Было невозможно вернуться к каким-либо традициям периода, который волей-неволей мы считали временем, откуда берут начало все произошедшие несчастья. Все, делавшееся тогда, казалось так или иначе связанным с истоками войны»17. Влиятельны становятся или программно-анти эстетские версии авангардизма — как экспрессионизм, или абстрактно-рационалистические — как не опластицизм.

Экспрессионизм возник в искусстве и литературе начала XX в. Он вдохновлялся тогда ницшеанской пропагандой эмоционального «дионисийского» искусства, противостоящего «аноллоническому» искусству, контролируемому разумом.

В новой вспышке после первой мировой войны-это течение впитало и настроения анархического бунтарства, и смятенность интеллигенции в «сдвинувшемся» мире, и тоску по простым человеческим ценностям, связанным с единением людей. Субъективность соединялась в идеях этого течения с претензиями на мессианскую роль художника в обществе (убеждение это шло от Ницше, придававшего художнику в своих сочинениях «сверхчеловеческие» черты).

Уже во второй половине XIX столетия влияние научно- технического прогресса на архитектуру стало очевидным. Впервые за многие столетия строительной деятельности расширилась сфера используемых материалов — к их числу прибавились металл (сначала чугун, затем сталь) и железобетон, в невиданном ранее масштабе стало применяться стекло. Появились принципиально новые конструктивные системы, открывшие новые возможности организации пространства. Индустрия сделала первые шаги к производству сборных конструкций. Урбанизация, которая и сама была следствием роста промышленности, выдвинула перед строительством нетрадиционные задачи, для которых новые технические средства стали остро необходимы. Использование новой техники превращалось поэтому в ключевую позицию любой архитектурной доктрины. Отношение к технике становилось главным звеном утопий, вдохновлявших архитекторов.

И Англии, где развитие капитализма началось раньше, чем в других странах, и где прогресс капиталистической промышленности к середине XIX в. обнаружил свою противоречивость, обернувшись всеобщим ухудшением условий бытия большей части народа, утопия приобрела отчетливую анти -индустриальную направленность. Для Рёскина индустриальная техника — сила, рождающая социальное зло и разрушающая культуру. И даже Моррис, 
пришедший к пониманию того, что корень зла не в машине, а в способе ее использования, определяемом капиталистическим обществом, до конца жизни сохранял эмоциональную враждебность перспективе технизации мира. Картину социалистического будущего в книге «Нести ниоткуда» он связал с идиллией возрожденного ремесла.

Романтическая реакция замедлила процесс ассимиляции новой техники европейской архитектурой. Стиль модерн принимал эту технику настолько, насколько она служила воплощению нетрадиционных эстетических предпочтений. Для Огюста Перре (1874—1954), который первым попытался осмыслить железобетон как материал, рождающий специфическую архитектурную форму, оказалось, напротив, психологически необходимо искать самооправдание в аналогиях с традиционной формой (параллели между тектоникой железобетонных каркасных сооружений и фахверковых гражданских построек готики, которые легли в основу композиции дома на ул. Франклина в Париже, 1903 г.).

Естественный процесс обогащения архитектуры новыми возможностями за счет технического прогресса был искажен отчуждением производительных сил в мир, как бы и не зависящий от человека. Одной из форм, в которых выражается такое отчуждение, стала фетишизация техники, подмена человека и отношений между людьми вещью и отношениями вещей. Маятник качнулся в другую сторону — романтический

4.1 Как строят и строили архитектурные сооружения.

Архитектура — это искусство организовывать пространство, создавать для человека такую форму пространства, в которой он может жить, работать, учиться и отдыхать.

Первобытный человек, сам того не ведая, стал «архитектором», создавая себе жилье, чтобы укрыться от непогоды. Он довольствовался, в зависимости от климатических условий, или случайными жилищами (пещерами, полу пещерами), или легко возводимыми и непрочными шалашами, навесами, стенками, ямами.

Кроме собственно жилья, первобытный человек строил сооружения из огромных каменных глыб, которые получили различные наименования.

Менгиры (от бретонского «мен» — камень и «хир» — длинный) — одиноко стоящие вертикальные столбы-глыбы высотой 20 с лишним метров.

Точное их назначение не установлено, но исследователи связывают их появление с погребальными обрядами; возможно, они служили для обозначения границ владений.

Кромлехи (от бретонского «кром» — круг, «лех» — камень) — самый сложный тип мегалитических сооружений. Они встречаются главным образом в Европе — в западной Франции и Великобритании, а также в Азии и Америке. Например, в Стоунхендже (Англия) каменные круги достигают в диаметре 30 метров. Кромлехи состоят из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Внутри круга попарно поставленные высокие блоки с плитами образуют центр пространства. Предполагают, что кромлехи имели культовое значение.


Дольмены (от бретонского «тол» — стол, «мен» — камень) представляли собой объем из трех или четырех камней в виде стола или погребальной камеры. В сущности, у древних народов (египтян, этрусков и др.) жилой дом и заупокойная камера имели одинаковую форму.

Кроме камня, в качестве строительного материала первобытный человек использовал ветки, хворост, стволы деревьев, песок, глину, известняк, шкуры животных, в исключительных случаях даже лед.

С развитием общества (в зависимости от образа жизни) человеком стали создаваться более прочные жилища,например: юрты для пастухов-кочевников, дома для оседлого населения. Жилища могли разрастаться до круп-пых скоплений (шумерские «города» Месопотамии, кавказские аулы, американские пуэблос). На протяжении тысячелетий назначение построек менялось, размеры их увеличивались.

Развитие архитектуры зависит не ТОЛЬКО от материальных, технических и общественных возможностей, но и от климатических, производственных и материальных условий, от духовных, философских и эстетических взглядов общества, а также от политического строя государства.

Уровень общества определяет тиши зданий, уровень техники — выбор строительных материалов и конструкции, материал — формы, пластику сооружений.

С изменением условий, взглядов и строя меняется и архитектура. Такие изменения происходили не раз, и это отражалось в архитектуре.

В Древнем Египте обтесанные камни были главным материалом для строительства монументальных зданий. Добытый на окраинах Нильской долины камень дал возможность возводить каменные столбы, перекрывать их каменными балками. Так в Египте возникла конструкция из колонн-стоек и балок стоечно-балочная система. Создание архитектурных сооружений определялось не только наличием строительных материалов, но и в значительной степени влиянием религии, которая способствовала созданию погребальных памятников и храмов.


Вавилоняне строили высоко поднятые к небу, ступенчатые храмы — зиккураты. Ассиро-вавилонская архитектура создала для перекрытия своды и полукруглый купол. В Ассирии строили здания из сырца-кирпича или обожженного кирпича. В Персии не строили храмов, так как религия ничего не требовала, кроме жертвенников для огня. Здесь развивается дворцовое строительство.