Файл: Личностные характеристики лидера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Липецкий государственный технический университет

Кафедра психологии

Доклад

по дисциплине: Эффективное лидерство и управление командой

на тему: «Личностные характеристики лидера»


Студент

группы ЗМ–МТ–20–1










Зарубин П.А.







подпись, дата




фамилия, инициалы


Преподаватель











Стуров К.П..













фамилия, инициалы



Липецк 2020

Оглавление


Введение 3

Основная часть. 5

Ключевые качества современного лидера. 7

Заключение. 10

Список используемой литературы. 12

Введение

Начнем с того, кто такой лидер? Лидер –это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду. Поэтому лидерские качества необходимы, прежде всего, кандидатам на руководящие и типовые позиции. Целей он может достигать разными способами. Коммуникабельность и аналитический склад ума, самостоятельность и умение работать в команде, амбициозность, стрессоустойчивость и креативность, но далеко не всегда отражают настоящие качества кандидата и часто просто не согласуются с желаемой должностью.

В широком смысле лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Таким образом, лидер – ведущий или идущий впереди.

В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Функции лидера: администратор, планировщик, политик, эксперт, представитель группы во внешней среде, регулятор отношений внутри группы, источник поощрений, пример, символ группы, отец.

  1. Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. В круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Сущность административной функции заключается в предписании работы другим членам группы.

  2. Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция включает в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности.

  3. Лидер как политик. Установление целей и основной линии поведения группы. Групповые цели и методы их достижения имеют три источника:


  • указания сверху, получаемые группой от руководителя в соответствии с субординацией.

  • указание снизу, т.е. решение самой группы. Хотя цели и средства определены снизу, лидер тем не менее несет ответственность за их реализацию, поскольку он также вовлечен в выработку этих целей и методов.

  • указания самого лидера.

Таким образом независимо от источника, определение групповых целей и методов их достижения является обязательной функцией лидера.

  1. Лидер как эксперт. Почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера.

Лидер как представитель группы во внешней среде. Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде от имени всех. Лидер отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т.д. он трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы. Лидер как регулятор отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая может иметь различный вид.

Основная часть.

Первые исследования пытались выявить те качества, кото­рые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследо­ватели верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от людей, которые не становились лидерами.

Из истории. В начале XX века американский социолог Э. Богардус пе­речислил десятки качеств, которыми должен обладать ли­дер, — чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готов­ность брать на себя ответственность и т.д. Он считал, что ли­дером человека делают прежде всего такие качества, как ум, энергия, характер.

Его соотечественник Р. Стогдилл в 1948 го­ду, обобщив данные многих исследований, назвал уже 124 черты лидерства. Он пытался доказать, что лидер должен обладать большим интеллектом, чем окружающие его люди. Однако ему возразили: мол, в бизнесе превосходящий других ум — вовсе не обязательный фактор успеха. Немалую роль иг­рают другие черты, например, целеустремленность.



Не только культуры и исторические эпохи, но и социаль­ные классы, слои, группы, требуют лидеров, обла­дающих различными качествами. Одни качества необходимы капитану футбольной команды, другие — руководителю науч­ного коллектива, третьи — партийному лидеру.

Немаловажное значение имеют физические качества, к которым относят рост человека, его вес, сложение или фигу­ру, внешний вид или представительность, энергичность дви­жений и состояние здоровья. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает ника­кого права стать в ней лидером.

История свидетельствует, что люди маленького роста вырастали до очень больших ис­торических размеров, т.е. становились очень влиятельными фигурами мировой истории, как, например, Наполеон.

Список черт, необходимых лидеру, постоянно расширялся, но правильного объяснения этому феномену так и не находи­лось. Некоторые до сих пор думают, что лидерство — это качество, которое или есть от рождения, или его нет вообще. Это ложная теория, поскольку искусству быть лидером можно на­учиться. Секреты мастерства заново открывает каждое поколе­ние, но сами по себе они просты. Согласно английскому писателю С. Норткоту Паркинсону, суще­ствуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой:

  • первый элемент — воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге. Для этого нужна спо­собность представить несуществующее. Это представление, мысленная картина, состоит из реальных вещей, где-то нами ви­денных, но измененных и приспособленных по-новому.

  • второй элемент — знание. Оно необходимо для того, что­бы спланировать путь к достижению цели, которую нарисо­вало воображение. Знание придает лидеру уверенность.

  • третий элемент — талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Это может быть игра на виолончели, верховая езда или футбол. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, будь то управление вой­сками в бою или футбольной командой на поле, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем.

  • четвертый элемент — решимость. Это нечто большее, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состо­ит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что пору­ченное задание находится в пределах человеческих возмож­ностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежден­ность другим. Его спокойная уверенность придаст силы ос­тальным членам команды.

  • пятый элемент — жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, без­дельникам и лентяям. Есть такие лидеры, которых и любят, и уважают, но это не значит, что они никогда не были жестки.

  • шестой элемент — притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще вы оказы­ваетесь на виду. Конечно, в крупной компании быть на виду довольно трудно, но там о лидере постоянно говорят в его от­сутствие. Он должен стать легендой, героем рассказов, реаль­ных или выдуманных. Он не окружает себя почитателями, ища славы и внимания, потому что они у лидера уже есть.


Ключевые качества современного лидера.

Мотивация. Лидер должен уметь стимулировать себя и свою команду. В любой, даже самой безвыходной ситуации лидер верит в то, что выход существует. Лидер должен уметь вдохновлять и побуждать других к действию.

Распознавание слабых сигналов (чувствительность). Современный мир — мир перемен. Лидер должен быть внимателен к изменениям, происходящим во внешнем мире, в его команде. Умение получать обратную связь и быстро реагировать, упреждать — значит быть на полшага впереди всех.

Гибкость в поведении. Лидер должен уметь реагировать не только быстро, но и обладать разными стратегиями поведения. К каждому человеку должен быть свой подход, важно его не только найти, но и про взаимодействовать с ним, учитывая свои и его интересы, действовать из позиции выигрыш-выигрыш, где обе стороны получают взаимную выгоду.

В дополнение ниже перечислены, на мой взгляд, наиболее важные лидерские качества: целеустремлённость, внутренняя целостность, системность мышления, любознательность, активность, инициативность, смелость, организованность, последовательность, коммуникабельность, создание доверия, самообладание, умение говорить, убеждать, умение слышать и слушать.

И, конечно, одной из важнейших характеристик лидера может служить реализация всех этих навыков и умений в поведении. Любое слово должно воплощаться в действиях и поступках. Если лидер много говорит и мало делает, доверие к нему резко падает.

Как мы уже определили, один из критериев, определяющих лидера — это наличие последователей или сплоченной команды, способной поддержать лидера в его устремлениях и начинаниях. Скажи, кто твоя команда, кто те люди, которые следуют за тобой, и я скажу, кто ты.

1. Лидер не может судить, для лидера желание развиваться сильнее страха неудачи. У лидеров – устойчивое соотношение ощущений, мотивов и желаний. Как правило, мотивы совпадают с желаниями, и этот союз подчиняет себе силу ощущений. Иначе говоря, если у человека есть мотив пробовать новое, то он обязательно захочет самостоятельно реализовать нестандартную идею. Ощущение, что для этого не хватает навыков и опыта, не остановит лидера. Азарт сильнее страха, риск не страшен.

2. Настоящий лидер не приемлет несвободы, даже если она обещает достаток.
Имеется в виду, прежде всего, внутренняя несвобода. Настоящий лидер стремится делать что-то свое и по-своему, ему неинтересно следовать стереотипам. Он хочет сам принимать решения и делать выбор без оглядки на правила и нормы, принятые в бизнесе и обществе. Если такого человека загонять в рамки, принуждать соблюдать правила, он начнет разрушать себя. Учтите: предприниматель, который когда-то развивал свой бизнес, вряд ли сможет работать наемным руководителем.

3. В экстренных ситуациях лидер умеет сконцентрироваться и действовать. Настоящий лидер, оказавшись в сложной ситуации, не впадает в оцепенение, не теряет дар речи и самообладание, а напротив, собирает все свои силы в кулак и начинает искать способы решения, приемлемый выход из ситуации. Выявить, действительно ли соискатель наделен такими качествами не так сложно: поговорите на собеседовании с ним о том, что он делал на прежнем месте работы, с какими сложностями сталкивался и как c ними справлялся, либо дайте кейс, моделирующий такие сложности, и наблюдайте, как он будет реагировать на трудную ситуацию и какие станет предлагать решения.

4. Смысл жизни лидер видит в том, чтобы действовать, развивать новое. Даже если человеку не нужно зарабатывать на жизнь, он не станет сидеть без дела. Работа, участие в реализации интересных проектов, азарт и дух авантюризма наполняют смыслом жизнь человека-лидера. От этого он получает удовольствие и радость. И если вы спросите кандидата с лидерскими качествами, зачем он работает, он скажет, прежде всего, о том, что хочет выдавать новые продукты, приносить пользу людям, изобретать.

5. У лидера нет страха зависимости от других людей. Лидер понимает, что работает с людьми, а не в одиночку. Причем чем значимее проект, тем большее количество сотрудников ему приходится мотивировать и вдохновлять, вести за собой. Это не останавливает лидера. Он не боится брать на себя ответственность, хотя допускает, что не все станут его истинными последователями. Возможность ошибиться в людях воспринимается как обстоятельство, которое неизбежно и которое надо преодолеть.

6. Лидер обладает способностью быть большим ребенком, следовать своим мечтам. Ребенком – в том смысле, что уметь искренно радоваться и печалиться, проявлять неподдельные эмоции, увлекаться, загораться идеей, с азартом ее воплощать. Это необходимо, чтобы быть успешным, настойчиво стремиться к достижению своих целей. Чаще всего люди, повзрослев, отказываются от своих юношеских целей, считают их недостижимыми и отступают.