Файл: Вопросы Основной вопрос, предмет и функции философии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ ВОЛОШИНА
ВОПРОСЫ:
1. Основной вопрос, предмет и функции философии.
2. Древнеиндийская философия: Астика.
3. Древнеиндийская философия: Настика.
4. Философия Конфуция.
5. Милетская школа
6. Философия Пифагора
7. Античная диалектика: Гераклит.
8. Древнегреческие философы-материалисты
9. Философия Сократа.
10. Философия Платона.
11. Философия Аристотеля.
12. Эллинистическая философия: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.
13. Философские идеи Августина Аврелия и Фомы Аквинского.
14. Философия Ренессанса: итальянский гуманизм.
15. Философия Нового времени: Ф. Бэкон.
16. Философия Р. Декарта и Б. Спинозы.
17. Философия Нового времени: Д. Локк и Г. Лейбниц.
18. Философия французского Просвещения ХVIII века.
19. Философия И. Канта.
20. Философская концепция Гегеля
21. Философия И. Фихте и Ф. Шеллинга.
22. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
23. Первый позитивизм: О. Конт и Г. Спенсер.
24. Философия иррационализма: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
25. Неопозитивизм: «Венский кружок».
26. Философия В.С. Соловьева
27. Философия Н.А. Бердяева.
28. Философия Евразийства.
29. Философия экзистенциализма
30. Онтология: проблема бытия в философии.
31. Основные формы бытия.
32. Современная наука о строении материи.
33. Основные концепции пространства и времени.
34. Основные законы и категории диалектики.
35. Социальная философия.
36. Теория общественно-экономических формаций.
37. Проблемы государства и права в философии.
38. Философская антропология.
39. Биологическое и социальное в человеке.
40. Основные концепции происхождения человека.
41. Проблема сознания в философии.
42. Основные формы общественного сознания.
43. Гносеология.
44. Основные концепции истины
45. Философия науки.
46. Уровни, формы и методы научного познания.
47. Философия истории: А. Тойнби
48. Философия истории: К. Ясперс.
49. Философия культуры.
50. Философия сознания
ОТВЕТЫ:
1 вопрос: Основной вопрос философии –об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию)
Философия- это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.( греч «любовь к мудрости») (разговор души с собой – Платон)
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Структуру предмета философии составляют четыре основных раздела:
1. онтология (учение о бытии)
2. гносеология (учение о познании мира человеко)
3. социальная философия
4. эсхатология ( учение о конце света)
5. Праксиология ( учение практик/исследовний)
6. Аксиология( природа ценностей и их место в соц. Действительности (осн.вопрос «что есть благо?» - сократ)
ФУНКЦИИ:
1. мировоззренческая–способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;
2. методологическая – философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;
3. мыслительно-теоретическая – философия учит концептуально мыслить, обобщать, создавать мыслительно-логические схемы;
4. гносеологическая – ее цель, правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания);
5. критическая – подвергает сомнению окружающий мир и существующее знание, расширяет границы познания, разрушает догмы, следовательно, модернизирует знания;
6. аксиологическая - ( от лат.- ценность) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей моральных, этических, социальных и др.;
7. социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, его структуру, элементы, движущие силы, совершенствование;
8. воспитательно-гуманитарная – культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает адаптироваться человеку в окружающем мире и найти смысл жизни;
9. прогностическая – на основе имеющихся знаний пытается спрогнозировать тенденции развития будущего.
2 вопрос:
Астика- это философско-религиозное течение, признающее священность Вед. Народ верит в существование трансцендентного мира ( жизнь после
смерти)
К астике относятся:
САНКХЬЯ- дуалистическое учение, признающее существование в мире двух первоначал: материального и духовного.
НЬЯЯИ ВАЙШЕШИКА- наивно-материалистические учения о бытии. В качестве основания мироздания в вайшешике рассматривались земля,вода,воздух и свет. Ньяя сосредотачивает внимание на теории познания, утверждает, что в познании мира участвуют и органы чувств и логическое мышление.
ЙОГА- (перевод «единение») возникла в начале н.э. ОСНОВАТЕЛЬ- мудрей Патанджали. В центре внимания йоги- человек на пути его духовного совершенствования.
3 вопрос: Настика- оппозиционное направление, подвергающее сомнению авторитет Вед. К ней относятся: буддизм, джайнизм, чарвака-локаята.
БУДДИЗМ- индийская религия, основанная на ряде оригинальных учений, приписываемых Гаутаме Будде.
Буддийский путь сочетает философские размышления и медитацию. Философия была направлена на духовное освобождение и имела сотериологические цели.
ДЖАЙНИЗМ- древняя религия, появившаяся в Индии в VI веке до н.э. Основатель- Кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Философия и практика джайнизма основана на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Джива- душа, оставшаяся от прежних жизней и достигшая нирваны.
ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА- школа в истории Индийской философии, в которой отрицалось все мистико-религиозное учение и философская традиция. «Чарвака» (искусство красиво говорить), «Локаята» (народное мнение)
Отрицает существование идеального мира,души и ее переселения, божественных законах и самих божествах.
МИР состоит из 4 стихий: Вая- воздух, Агни- огонь, Ап- вода, Кшити- земля.
Чарваки считали, что единственное истинное знание человек получает через органы чувств.
4 вопрос: КОНФУЦИЙ ( 551-479 г до н.э) Настоящее имя- Кун Цю. Книга: « Беседы и суждения»
Философия Конфуция являет собой идеальную систему жизненных принципов, благодаря которой общество сливается с государством в единую сущность. Философская система «Конфуцианство». Конфуцианская этика НЕ религиозна.
Афоризмы: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе»; «Там, где кончается терпение, начинается выносливость»; «Если ты ненавидишь- значит тебя победили»
5 вопрос: МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА- философская школа, основанная Фалесом в Милете. ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Милетская школа была преимущественно естественно-научной и не ставила теоритических проблем бытия и познания, с нее начинается история европейской научной космологии,физике,географии, астрономии и биологии. ОСОБЕННОСТИ- поиск единого первоначала, из которого возник окр.мир. Фалес:
1)первоначалом всего считал воду.
2)Земля- плоский диск, который покоится на воде.
3)Определил продолжительность года (365)
4) Земля- центр Вселенной.
5) Верил в богов.
6 вопрос: ПИФАГОР- писатель, создатель первого в мире научного сообщества – философская школа объединяла поддерживавшихся друг другом единомышленников. Пифагор обожествлял числа и наделял каждое из них своими смыслами ( ПР: единица- начало любой вещи; 2- та же вещь, но наделенная какими-либо качествами). ПИФОГОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ в целом, рассматривала мир, как упорядоченное целое, которое подчиняется законам чисел и гармонии. ОСНОВА УЧЕНИЯ- категория двух противоположностей: предельное и беспредельное. Например: нечётность- чётность; единица- множество; правое-левое; доброе-злое и т.д.
7 вопрос: ГЕРАКЛИТ- основатель дистентии ( раздел, наследующий категорию развития) Он обосновывает идею о всеобщем движении и развитии, т.е. считает, что все предметы и явления НЕ могут существовать без движения.
ОИСТОЧНИК ДВИЖЕНИЯ- борьба противоположностей.
Познания начинается с чувств и ощущений.
Суть диалектики Гераклита заключается в утверждении тезиса о всеобщей изменчивости, процессуальности мироздания, обусловленной динамичностью огня. Весь мир представляет собой вечный поток сменяющих друг друга явлений.
8 вопрос: МАТЕРИАЛИЗМ- философское направление, противоположное идеализму. Философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом в сфере бытия, а идеальное - вторичным. Материализм в античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор,Демокрит.
Философы античности строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков( т.е. 4 стихии). Они понимали под материей таккую реальность, которая существует независимо от сознания.
ЭМПЕДОКЛ- древнегреческий философ,врач,оратор. Книги: «О природе»; «Очищения». Принимает в качевте первоначала мироздания 4 стихии, которые называет «4 корня вещей» Придерживается философии Парменида. Сформировал понятие «элемент»
АНАКСАГОР- афинский философ,физик-плюралист. Считает, что предмет состоит из множество крошечных предметов (ПР: камень состоит из мельчайших камушков) Видимое значение мира понимает как результат соединения и разъединения неизменных начал.
ДЕМОКРИТ- древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии. Весь мир состоит из атомов. Человек, как и вся окр. природа, состоит из атомов, которые образуют его тело и душу. Душа- источник активности для тела. МЫШЛЕНИЕ ДАЕТ НАМ БОЛЬШЕ ЗНАНИЙ, ЧЕМ ОЩУЩЕНИЯ.
9 вопрос: СОКРАТ- древнегреческий философ, начинатель классического периода греческой философии. Сократ никогда не писал собственные произведения, его образ известен через произведение Платона «Пир».
Диалектический метод Сократа представляет собой поиск истины путем постановки наводящих вопросов. В нём выделяют 3 стороны:
1) Сократическая ирония – прием диалога, когда изначально он(собеседник) мнимо соглашался с одним из участников беседы, а затем показывал ложность мнения оппонента, в результате оппонент оказывался в ниженном состоянии. СМЫСЛ: исключение догм, осознании главного тезиса сократовской мудрости «Я знаю, что ничего не знаю»
2) Индукция- метод познания, когда общему понятию дается определение, после чего рассматриваются общие примеры. ЦЕЛЬ: выработка определения, которое учитывает все частные случаи его употребления.
3) Майёвтика- метод философствования, который помогает «рождению» истины в душе собеседника. Процесс освобождения от ложных убеждений и фальшивых иллюзий помогает человеку избавиться от самоуверенности и самонадеянности, «родить» истину.
Основополагающая способность человека- разум и мышление.
10 вопрос: ПЛАТОН- афинский философ, основатель платонической школы мысли и Академии ( первое высш.уч.заведение в западном мире) Платон один из основателей идеалистического направления в мировой философии.
Считал, что существует 3 части души: 1) разумное начало ( сознательная д-ть(философы)) 2) яростное начало( порядок, преодоление трудностей(воины)) 3) страстное начало (вожделения человека(Крестьяне))
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ построена на том, что человек имеет врожденные идеи, вспоминая которые он открывает для себя мир.
ИДЕЯ БЛАГА- Солнце.( необходимое условия для человеческой жизни, как познавательной, так и физической)
11 вопрос: АРИСТОТЕЛЬ- греческий философ и эрудит. Ученик Платона. Труды: «Органом»
ПЕРВОНАЧАЛО ВСЕГО СУЩЕГО: 1. Материя; 2. Форма; 3. Действующая прчиина; 4. Цель- благо.
3 вида души: 1) растительная душа (растения) 2) чувственная (животные) 3) разумная(человек). СУТЬ ДОБРА- господство разумного элемента души над чувственными.(этика)
Индукцией Аристотель считал - метод выявления общего, с помощью которого можно объяснить единичные факторы, а Дедукцией- метод доказательства из силлогизмов, т.е из общих выводов.
12 вопрос: Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции. К основным чертам относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.
ЭПИКУРЕИЗМ — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.
СТОИЦИЗМ - это школа эллинистической философии , основанная Зеноном Ситием в Афинах в начале 3 века до н. э. Согласно его учениям, как социальные существа, путь к эвдемонии (счастью или блаженству) для людей состоит в том, чтобы действовать в соответствии со своей природой, то есть быть рациональными и социальными существами в каждый момент.