Файл: День земли 1011 классы 3 апреля 2023 г. Цель занятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сценарий занятия
ДЕНЬ ЗЕМЛИ
10-11 классы
3 апреля 2023 г.

Цель занятия: расширение знаний обучающихся об экологической проблематике, о достижениях России в отрасли переработки отходов; повышение уровня экологической культуры обучающихся, формирование экопривычек и мотивации к природоохранной деятельности.
Формирующиеся ценности: созидательный труд.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов с обсуждением, выполнение интерактивных заданий
Комплект материалов:
– сценарий,
– методические рекомендации,
– видеоролики,
– интерактивные задания.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Вводное слово учителя о ежегодном Дне Земли, его экологической направленности. О В. И. Вернадском – основателе глобальной экологии.
Часть 2. Основная.
Выполнение интерактивных заданий – экокейсов, в которых рассматриваются вопросы переработки мусора, сокращения количества отходов, виды зеленой энергетики.
Часть 3. Заключение.
Знакомство с профессиями экологической направленности, с акцией по сбору макулатуры «Миллион – Родине», проектом «На связи с природой» и другими проектами экологической направленности.
Подведение итогов занятия. Чек-лист осознанного потребления.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель. Ребята, сегодня наше занятие посвящено Дню Земли, который ежегодно отмечается в апреле. Он призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды.
Мы с вами поговорим о взаимодействии с окружающей средой и о том, как это делать правильно. Другими словами – об экологии. Вы помните, что это за наука, что она изучает?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно. Экология – это наука о закономерностях жизнедеятельности организмов в их естественной среде обитания, с учетом изменений, которые вносит в эту среду деятельность человека.
Эта наука неразрывно связана с именем одного из великих русских ученых. Кто может назвать его имя?
Ответы обучающихся.
Учитель. Речь идет о Владимире Ивановиче Вернадском, которого принято называть отцом глобальной экологии. Предлагаю посмотреть небольшой сюжет о нем и ответить на вопрос, который специально для нашего занятия подготовил вице- президент Российской академии наук Степан Калмыков.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст).
12 марта 1863 года родился академик Владимир Иванович Вернадский –
великий российский ученый и мыслитель.
Академика Владимира Вернадского по праву называют последним
универсальным ученым.
В 1915 году Вернадский организовал Комиссию по изучению естественных
производительных сил для создания базы данных природных ресурсов России.
Вернадский реорганизовал Российскую академию наук, создавая институты
для решения не только фундаментальных, но и прикладных проблем.
Вернадский первым понял значение радиоактивности, добился экспедиций по
добыче сырья, стал одним из основателей атомного проекта России.
Владимир Вернадский – основатель современного учения о биосфере – живой
оболочке Земли, преобразующей нашу планету.
Вернадский заложил основы глобальной экологии – науки об изменении
биосферы под влиянием деятельности человека.


Учение Вернадского легло в основу Концепции устойчивого развития. Она
призвана обеспечить потребности общества, сохраняя природу и ресурсы.
Вице-президент Российской академии наук Степан Калмыков:
Дорогие ребята! Наш великий ученый Владимир Иванович Вернадский является
отцом понятия глобальной экологии. Он один из первых, кто задумался о том,
каким образом развивать экономику, развивать промышленность, не нарушая при
этом окружающий мир, не вредя природе. Он считал, что богатство России
связано с ее ресурсами – лесами, полями, реками, полезными ископаемыми. И самое
важное использовать их рационально и правильно. Ученые в Российской академии
наук продолжают заниматься этими задачами. Мы ищем новые, экологически
чистые источники энергии, чтобы питать города, большие заводы и не вредить
при этом окружающей среде. А как думаете вы: почему задачи, связанные с
экологией, о которых говорил Владимир Иванович Вернадский, остаются
актуальными до сих пор?
Учитель. Ребята, как бы вы ответили на вопрос Степана Калмыкова?
Ответы обучающихся.
Учитель (обобщая ответы обучающихся). Итак, учение о биосфере, в основу которого легли идеи В. И. Вернадского, серьезно повлияло на наши представления о том, как человек должен вести себя, чтобы сохранить природные ресурсы, саму нашу планету для будущих поколений.
Учитель. Ребята, уверена, что тема ответственного отношения к окружающей среде для вас не нова, предлагаю актуализировать ваши знания, решив несколько экокейсов.
Часть 2. Основная
Работа с интерактивным заданием «Экокейсы»
1
.
Фронтальная работа с классом.
КЕЙС 1. ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ.
При нажатии на кейс на экран выводится вопрос:
Что это за медведь, которого мы выращиваем дома целый год?
1
Учитель может использовать как все кейсы, так и часть из них – в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.

Учитель. Ребята, весьма неожиданный вопрос: «
Что это за медведь, которого мы выращиваем дома целый год?». И главное – как этот вопрос связан с темой нашего сегодняшнего занятия? Кто может ответить?
Ответы обучающихся.
Учитель. Предлагаю посмотреть видеоролик и найти ответ.
Учитель нажимает кнопку «далее» и запускает видеоролик «Мусорный
медведь».
Демонстрация видеоролика «Мусорный медведь».
Вот мусорный пакет среднего объема. Весит он, килограмма три. Я выношу
мусор в среднем три раза в неделю. То есть в год получается 156 вот таких мешков.
Если расставить их по студии, мне места уже не останется. 156 мешков – это
468 килограммов. Плюс-минус. Примерно столько же весит взрослый белый
медведь. А теперь скажите: сколько человек живет в вашем городе? Давайте
считать. Я живу в Москве, и вместе со мной здесь мусорят еще 12 миллионов
человек. И каждый – по медведю в год. Это что ж получается, только из столицы
ежегодно на свалки отправляются 6 миллионов токсичных медведей? Это в 240 раз
больше, чем количество реальных медведей, живущих на планете Земля. А в вашем
городе сколько мусорных гигантов? Петербург – почти 3 миллиона. Екатеринбург
– миллион. А все вместе, ребят, это настоящая катастрофа, ведь нас на планете
почти 8 миллиардов.
Учитель.
Итак, теперь вы знаете, какого медведя мы выращиваем дома в течение года.
Вопросы для обсуждения:

Как количество мусора, которое каждый из нас выбрасывает, связано с экологией?
− Как оно влияет на состояние нашей планеты? Какие последствия имеет для животного и растительного мира?
− Почему проблема мусора становится для человечества с каждым годом все острее?
− Чем опасны одноразовые пластиковые стаканчики, пакеты, бутылки и т.п.?
− Кто знает, сколько лет потребуется, чтобы разложился пластиковый стакан?
(450 лет) Алюминиевая банка из-под газировки? (500 лет) Стеклянная бутылка? (1 тыс. лет)
− Что вы слышали о загрязнении мирового океана пластиком?
Ответы обучающихся. Обмен мнениями.


Учитель (обобщая ответы обучающихся). Ребята, абсолютно очевидно, что, если мы просто будем складировать мусор или сжигать его (что тоже не очень
полезно для природы; хотя при сжигании мусора в специальных установках воздух
фильтруется, и попутно можно получить электроэнергию, в результате все же
остается высокотоксичная зола, объем которой составляет ¼ объема
сожженного мусора), то наступит глобальная катастрофа для всех жителей нашей планеты.
Ребята, как вы думаете, что можно сделать с мусором, чтобы не наносить вред природе? Какие еще способы борьбы с мусором существуют?
Ответы обучающихся. Обмен мнениями.
Учитель. Ребята, действительно, мусор еще можно перерабатывать. И в нашей стране технологиям переработки мусора уделяется особое внимание.
Об этом нам с вами более подробно расскажет генеральный директор компании
«Российский экологический оператор»
Денис Петрович Буцаев.В конце своего выступления Денис Петрович задаст вопрос, на который нам с вами нужно будет найти ответ.
Учитель нажимает кнопку «далее» и запускает видеообращение
Д. Буцаева.
Дикторский текст обращения Д. Буцаева.
Ребята. Через это видео я передаю всем вам привет. И, раз уж я здесь, сразу
хочу поделиться одним секретом.
Как и ваши родители, каждый день я хожу на работу. Кто-то учитель или
врач, а мне поручена другая интересная миссия — сделать все возможное, чтобы в
нашей стране стало меньше мусора. А главное — придумать способ сортировать
мусор так, чтобы потом из него создавать как можно больше новых полезных
вещей. Например, велик из алюминиевых банок. Для этого нужно переработать 670
банок из-под газировки. Согласитесь, задачка интересная.
Так вот, чтобы не утонуть в мусоре, мы с ним боремся. Утилизируем,
преобразуем в новые материалы, из которых можно делать классные вещи, или
увозим подальше от людей на полигоны — если сделать уже ничего нельзя.
Переработка — самый безопасный способ. Когда отходы превращаются в
многоразовые изделия, вероятность загрязнения огромных территорий от
полигонов становится меньше.

В борьбе с мусором есть успехи. К 2030 году должны построить или обновить
868 мусорных заводов. За последние четыре года мы открыли уже 211
предприятий.
Ответственное отношение к природе и ее ресурсам, в первую очередь, важно,
потому что планета — это наш общий дом, в котором все мы живем. Все, что
есть на Земле, как еда в холодильнике, когда-нибудь заканчивается. Заканчивается
место, исчезает лес, страдают рыбы в океане. Но это можно остановить.
Задумываясь о таких важных вещах, со временем вы сможете обрести свою цель,
уверенность и силы — а значит, будете жить интересно и с удовольствием,
сделаете чистым и красивым свое будущее и будущее родной страны. И кто знает,
может, талантливые экологи, которые смогут спасти нашу планету, сегодня
тоже среди вас?
Мы в РЭО всегда поддерживаем полезные акции, конкурсы и обучающие курсы
для ребят из разных городов. Буду рад и вас видеть в нашей дружной команде.
Итак, вот мы и подошли к секретному вопросу:
Более 80% отходов в стране захоранивается на полигонах и каждый
второй килограмм — сортируется. К 2030 году наша цель — сортировать 100%
бытовых отходов, захоронение снизить вдвое. В России только 12% мусора
перерабатывается. Как вы думаете почему? Как каждый из нас может повлиять
на увеличение этой цифры?
Учитель. Ребята, итак, оказывается, что значительное число мусора, который мы ежедневно выбрасываем, можно переработать.
Кто может рассказать, что это за мусор? (пластик, бумага, стекло и металл –
все это может получить вторую жизнь)
Мы уже с вами говорили о том, что как раз огромнейшая часть мусора состоит из такого рода отходов.
Вернемся к вопросу Дениса Буцаева – почему в нашей стране перерабатывается только 12% мусора? И как мы с вами можем повлиять на то, чтобы отходов из пластика, бумаги, стекла и металла в нашей стране перерабатывалось как можно больше?
Ответы обучающихся. Обмен мнениями.
Методический комментарий.
Если обучающиеся самостоятельно не выходят на такой способ решения проблемы, как раздельный сбор мусора, то учитель может показать социальный ролик «Семья Ивановых».


Дикторский текст «Семья Ивановых».
Это Ивановы, российская семья. За год они выбрасывают 664 пластиковые
бутылки, а если сортировать отходы, то из этого могло получиться: 21 рюкзак
для сына или 11 пар кроссовок для дочки, 73 футболки для папы или 70 платьев для
мамы. Сортируйте отходы – подарите вещам новую жизнь!
Учитель. Итак, оказывается заботиться о природе совсем несложно, это под силу каждому из нас. Ч
тобы как можно больше мусора можно было переработать, важно его сортировать.
КЕЙС 2. ОДНОРАЗОВЫЙ VS МНОГОРАЗОВЫЙ.
При нажатии на кейс на экран выводится
инфографика о ежегодно
увеличивающихся площадях свалок.
Учитель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот плакат и ответьте на вопрос, а есть ли еще какой-то эффективный способ борьбы с мусором, кроме переработки?
Ответы обучающихся. Обмен мнениями.
Учитель (обобщая ответы обучающихся).Действительно, еще одним эффективным способом борьбы с мусором является его сокращение.А как это сделать? Для этого всем нам нужно стараться использовать вместо одноразовых вещей многоразовые.

Учитель нажимает кнопку «далее» –
на экран выводится
инфографика о
готовности россиян отказаться от одноразовой посуды.
Учитель. Ребята, а насколько вы готовы отказаться от использования одноразовой посуды? Чем ее можно заменить? Как вы думаете, как можно повлиять на то, чтобы как можно больше людей отказалось от использования одноразовых вещей в пользу многоразовых?
Ответы обучающихся. Обмен мнениями.
Учитель нажимает кнопку «далее» –
на экран выводится вопрос:
Как подарить букет цветов, чтобы не навредить природе?
Учитель. Ребята, еще один весьма неожиданный вопрос: «
Как подарить букет цветов, чтобы не навредить природе?». И как он связан с сокращением объема мусора? У кого какие версии?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий.
Если обучающиеся затрудняются с ответом, то учитель может продемонстрировать видеофрагмент онлайн-урока «Зеленая школа».
Видео запускается нажатие кнопки «далее».

Дикторский текст.
Цветы, выращиваемые для продажи, начинают вредить уже когда растут.
Их удобряют химикатами, поливают огромным количеством воды, 13 литров воды
для выращивания только одного цветка. Потом везут в самолетах, хранят в
холодильниках и продают в неперерабатываемой упаковке. Они радуют нас
максимум неделю и затем отправляются на свалку усиливать глобальное
потепление. Каждый цветок, разлагаясь, выделяет углекислый газ. А в прошлом
году только россияне купили полтора миллиарда штук. Представляете себе
масштаб? Вообще 90% цветов Россия импортирует из Голландии и Южной
Америки. Чтобы попасть на прилавок розы, хризантемы, герберы преодолевают
тысячи километров, тратится топливо, расходуется энергия.
Учитель (обобщая просмотр видеофрагмента). Когда речь идет об экологической культуре и бережном потреблении, нужно рассматривать не только сам предмет, но и весь цикл его производства. Тогда безобидный на первый взгляд предмет может оказаться намного более опасным для экологии.
Учитель. Какие варианты замены срезанных цветов вы можете предложить?
(полевые цветы, комнатные цветы в горшках, съедобные букеты (шоколадные,
ягодные и т. п.))
Дополнительно педагог может выполнить с обучающимися интерактивное
задание «Заменяй!».
На экране появляется предмет из «черного списка», учитель предлагает обучающимся найти ему замену. Затем при нажатии на изображение появляется предмет-замена (более длительного срока использования):
стаканчик для кофе – термокружка;
чайные пакеты – железное ситечко для заваривания;
полиэтиленовый пакет – сумка-шопер;
полиэтиленовые бахилы – многоразовые бахилы из непромокаемой
ткани/сменная обувь;
шариковая ручка из пластмассы – ручки в корпусе из бамбука или
переработанного бумажного сырья
2
;
пластиковые бутылки для воды – многоразовые стеклянные бутылки;
пакеты для фруктов или овощей – тканевые фруктовки.
2
Можно также продлить срок службы ручки, если предусмотрена возможность замены стержня.


КЕЙС 3. СТАРЫЙ ТЕЛЕФОН: ПОДАРИТЬ ИЛИ ВЫБРОСИТЬ?
При нажатии на кейс на экран выводится вопрос:
Как расстаться с телефоном по-хорошему?
Учитель. Ребята, и опять неожиданный вопрос – как расстаться с телефоном по-хорошему? Как этот вопрос связан с темой нашего разговора? Почему с телефоном нужно расставаться как-то по-особому?
Ответы обучающихся.
Учитель (обобщая ответы обучающихся). Все, что когда-то включалось в розетку или работало от батареек, выбрасывать просто так нельзя, иначе, разрушаясь, эти приборы наносят колоссальный ущерб экологии.
Учитель. Как вы поступаете с телефонами, которые вышли из строя? А с теми, которые еще в рабочем состоянии, но устарели? Как правильно расстаться с телефоном, планшетом, компьютером, чтобы не навредить природе?
Ответы обучающихся.
Учитель.
Если телефон исправен, но просто надоел, поступите с ним так же, как и со старым диваном, – отдайте в добрые руки. Ну а если гаджет вышел из строя, вот несколько вариантов.
При нажатии на кнопку «далее» на экран выводится перечень вариантов сдачи
электроприборов.

1. Попробуйте его отремонтировать.
2.
Найдите пункт приема на сайте
Recyclemap.
Это интерактивная карта, на которой, выбирая город и вид отходов, можно найти места их приема.
3.
Изучите календарь волонтерских акций – «ЭлектроОсень», «ЭлектроВесна», в рамках которых принимаются электроприборы.
4.
Сетевые магазины бытовой техники и электроники также часто устраивают акции по утилизации электроприборов.
5.
В Подмосковье открыты специальные площадки «Мегабак».
Учитель. Ребята, а кроме электроприборов, что еще можно отнести к опасным отходам? Что еще нельзя выбрасывать в простые мусорные баки? (батарейки,
лампочки, градусники, просроченные лекарства и т. п.)
Учитель (обобщая ответы обучающихся).
Это отходы, которые при попадании в окружающую среду наносят ей непоправимый вред, например, отработавшие батарейки, аккумуляторы телефонов и планшетов, автомобильные аккумуляторы, ртутные градусники, перегоревшие ртутные лампы.
Всего лишь одна батарейка может отравить природу на долгие десятилетия, так как в ней содержатся кадмий, свинец, никель, ртуть и другие тяжелые металлы. Пока они внутри батарейки, они не опасны. Но, если выбросить батарейку в обычный мусорный контейнер, она попадет на мусорный полигон, и там под воздействием, например, солнца, ее «скорлупа» разрушится, и все токсичные элементы попадут в почву, воду, воздух. А оттуда к нам с вами в организм. Вот почему крайне важно сдавать батарейки в специальные пункты приема, откуда они будут доставлены специальными компаниями на правильную и безопасную для экологии переработку.
Вред от «севшей» батарейки будет исключен, а те полезные вещества, которые в ней содержатся, извлечены и возвращены обратно в промышленность.
Правильно собранным батарейкам и другим опасным отходам можно дать
«вторую жизнь». Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и
«Федеральный экологический оператор» организуют строгий учет и контроль всех опасных отходов, включая батарейки и аккумуляторы телефонов, а также обеспечивают их обезвреживание и утилизацию на специальных предприятиях для извлечения полезных компонентов.