Файл: День земли 1011 классы 3 апреля 2023 г. Цель занятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КЕЙС 4. «ЗЕЛЕНЫЙ КВАДРАТ».
При нажатии на кейс на экран выводится вопрос:
Что общего между геометрической фигурой – квадратом, зеленым цветом
и экологической безопасностью?
Учитель. Ребята, и самый сложный вопрос на сегодня: что общего между геометрической фигурой – квадратом, зеленым цветом и экологической безопасностью?
Предположения обучающихся.
Учитель нажимает кнопку «далее» –
на экран выводится инфографика
«Зеленый квадрат».
Учитель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Дополните свои ответы исходя из представленной информации.
Какие электростанции входят в «зеленый квадрат»? Почему? Что является их источником энергии? Какие плюсы и минусы «зеленых» электростанций? Какая генерирует меньше всего углерода? (АЭС и ВЭС)
Учитель
(дополняя ответы обучающихся). Климат на нашей планете меняется: тают льды, учащаются засухи, мелеют реки. Ученые считают, что это происходит из-за того, что в атмосфере появляется все больше углекислого газа метана, который укутывает Землю, как шуба.

Чтобы остановить этот процесс, в 2015 году главы государств собрались в
Париже, где подписали соглашение о климате. Согласно этому соглашению, государства обязуются сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. А в
России, согласно Указу Президента, к 2030 году правительство должно обеспечить сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Для этого придется научиться получать энергию без использования углеводородного сырья. До сих пор 41% энергии в мире получают от сжигания угля, 22% – из природного газа и 4% – из нефти. Эти процессы приводят не только к выделению углекислого газа, но и вредят здоровью. Выбросы ТЭЦ вызывают заболевания дыхательных путей и даже провоцируют онкологические заболевания.
Самыми безопасными для окружающей среды являются солнечные, ветряные, атомные и гидроэлектростанции. Развитие использования этих источников энергии легло в основу концепции того самого «зеленого квадрата», которая призвана свести тепловые выбросы и образование углекислого газа при производстве электроэнергии к нулю.
Из предыдущих наших занятий вы уже знаете, что Россия является лидером атомной энергетики. В России ежегодно атомные станции позволяют предотвратить выбросы более 100 млн тонн парниковых газов, что составляет порядка 7% от всех выбросов парниковых газов в стране.
Часть 3. Заключение.
Учитель. Ребята, но можно не только на занятиях изучать, как специалисты реализуют принципы зеленой энергетики.
Хотели бы вы связать свою профессию с заботой о природе? Давайте примерим на себя профессии в сфере экологии.
Учитель при обсуждении может использовать презентацию «Профессии в
сфере экологии».
Учитель. Кто знает, ч ем занимаются специалисты экологических профессий?
ведут контроль выполнения на предприятии законодательных актов в
области охраны окружающей среды и соблюдения стандартов качества;
формируют план профилактических мероприятий, которые способствуют
снижению патогенного воздействия производственных факторов на
здоровье сотрудников;
участвуют в разработке и подготовке инновационных проектов и
технологий;




пишут исследовательские работы, целью которых является снижение
показателей вредных выбросов, очистка сточных вод, уменьшение отходов и
прочее;
формируют паспорта, графики и иную аналитику для наглядного
отображения влияния работы предприятия на микроклимат в регионе;
взаимодействуют с органами надзора, готовят отчеты, ведут переписку с
контролирующими органами по своему профилю.
Учитель. Ребята, назовите о сновные места работы для специалистов экологических профессий?
исследовательские лаборатории;
природоохранные организации;
предприятия и фабрики;
экоструктуры на заводах и фабриках;
госструктуры и органы по контролю, а также надзору;
компании, занимающиеся строительством.
Учитель. Какие профессии в области экологии вы знаете?
Ответы обучающихся.
Дополнительно учитель может выполнить интерактивное задание
«Экологические профессии».
Обучающиеся должны по описанию догадаться, о какой профессии идет речь:
Урбанист-эколог: специалист, который занимается проектированием
городов на базе экологических биотехнологий. Свои навыки он может применить в
сфере строительства, энергетики, контроля загрязнения городской среды.
Парковый эколог: занимается мониторингом и анализом экологического
состояния общественных пространств — парков, скверов, площадей, аллей. В
задачи этого специалиста входит разработка и внедрение решений по озеленению
и в целом принятие комплекса мер по поддержанию экологического баланса на
зеленой территории. Парковый эколог может считаться новой вариацией уже
существующей профессии «городской эколог», которая появилась в 1970-х годах.
Биоремедиатор: специалист, который восстанавливает экосистемы с
использованием биотехнологий. В частности, с помощью микроорганизмов,
растений и грибов. Такой специалист, как правило, в составе большой команды,
занимается экологической реабилитацией. В его задачи входит поиск способов
удаления загрязнений из почвы и окружающей среды, которые попали туда
вследствие выбросов заводов или экологической катастрофы разных масштабов.

Менеджер zero waste («ноль отходов»): специалист, который занимается
проектированием и внедрением систем управления промышленными и бытовыми
отходами. Как результат – максимальное сокращение отходов.
Консультант по экологической ответственности производителя:
отвечает за формирование публичной экологической отчетности, подготовку
программ повышения ответственности бизнеса, обеспечение экологического
контроля цепочек поставок и подрядчиков. Спрос на таких специалистов
возрастет, так как экологическая ответственность компаний становится
частью государственной политики, в компаниях возрастет спрос на
высокопрофессиональных специалистов по ее обеспечению.
Специалист по углеродным рынкам и рискам: развитие углеродного рынка –
одно из перспективных направлений. Речь идет о контроле за объемом парниковых
выбросов и их ограничении. В задачи специалиста по углеродным рынкам и рискам
входит мониторинг ситуации на международных и национальных рынках,
отслеживание изменений в законодательствах, оценка рисков для бизнеса.
Специалист по страхованию климатических рисков: в задачи входит
разработка страховых продуктов для бизнеса, на чью деятельность могут влиять
аномальные погодные явления, связанные с глобальным потеплением. Например,
страховые и строительные компании заинтересованы в том, чтобы заранее
предусмотреть экстремальные климатические и погодные явления.
Разработчик природоохранного ПО: разрабатывает и обслуживает
экологические информационные системы и базы данных. Также занимается
установкой новых программ, необходимых для решения природоохранных задач.
Примерами реализации таких задач могут быть: система мониторинга «КЕДР»,
база электронных паспортов снежных барсов «Ирбис», а также сбор и анализ
данных с фотоловушек.
Эколог-логист: отвечает за снижение экологического следа, вызванного
транспортировкой
товаров.
Разрабатывает
логистические
решения,
оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы CO₂.
Экопродюсер:
придумывает
и
реализует
образовательные
и
просветительские проекты в области охраны окружающей среды, координирует
производство контента (методические пособия, текстовые, фото- и
видеоматериалы, справочники) и технологических решений. Занимается
организацией мероприятий по эковосстановлению, например, субботников,
высадок деревьев.


Учитель (учитель использует презентацию «Миллион Родине» см.
дополнительные материалы). А еще в нашей стране реализуется много экологических инициатив, в которых может принять участие каждый из нас. С одним из важных экологических проектов мы уже знакомились в теме «Волонтеры
России». Это проект «Миллион – Родине».
20 марта 2023 года стартовал новый этап акции. Сбор и переработка макулатуры – хороший способ не только сократить количество мусора, но и уменьшить вырубку лесов. Напомню, что каждая тонна переработанной макулатуры спасает 10 деревьев.
Ребята, предлагаю всем нашим дружным классом принять участие в акции
«Миллион – Родине» – https://миллион-родине.рф
Учитель (учитель использует презентацию «На связи с природой» см.
дополнительные материалы).
Сегодня, 3 апреля, на сайте Российского движения детей и молодежи «Движение Первых» будьвдвижении.рф стартует Всероссийский проект
«На связи с природой». Участники проекта узнают о тонкостях работы заповедников, создадут «заповедный уголок» и станут частью большого сообщества любителей природы. А также познакомятся с животными, которые внесены в
Красную книгу России, и примут участие в выборе животного-символа Движения!
Ребята, каждый из вас уже сегодня может стать частью экологического сообщества и беречь планету вместе с «Движением Первых»!
Учитель, используя презентацию «Экологические проекты», знакомит
обучающихся с дополнительными ресурсами экологической направленности.
Учитель.
• Сегодня на занятии мы с вами смотрели видеофрагменты из онлайн-уроков по экологии «Зеленая школа» с Антоном Комоловым, узнать больше об осознанном потреблении, обращении с отходами и сохранении здоровья нашей планеты можно на портале «Зеленой школы» https://school.reo.ru/.
• Узнать больше о том, как правильно обращаться с отходамиможно на портале всероссийского образовательного проекта«ЭкоХОД» https://ecohod.fedcdo.ru/

Для тех из вас, кому интересна тема добровольчества в сфере экологии, создан интерактивный «Дневник эковолонтера» https://reo.ru/dobro и портал всероссийской общественной организации «Делай!», объединяющей волонтеров-экологов во всех регионах страны и помогающей системно развивать практики волонтерства в области охраны окружающей среды https://ecodelai.ru

Учитель. Завершая сегодняшнее занятие, я хочу подчеркнуть, что бережное отношение к окружающей среде напрямую связано с нашим здоровьем. И как мы заботимся о своем здоровье, точно так же мы должны ежедневно заботиться о природе, выполняя несложные правила. Это должно стать нашей привычкой – выключать свет, когда он не нужен; выключать воду, когда вы чистите зубы, выбирать предметы многократного использования, внимательно относиться к выбору упаковки и т. д.
Наша страна прикладывает много усилий для того, чтобы развивать индустрию переработки отходов, но в наших силах просто сделать их меньше!
От каждого из нас зависит, какой Земля достанется нашим детям, внукам и правнукам.Давайте всегда об этом помнить и беречь наш общий дом – прекрасную и удивительную планету Земля.
Дополнительно учитель предлагает обучающимся в свободное время
заполнить чек-лист по осознанному потреблению – см. дополнительные
материалы.