Файл: Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все это говорит о том, что акты Конституционного Суда, устанавливающие правовые нормы, не могут рассматриваться как источники конституционного права, хотя они, как и все другие правовые акты, имеют обязательную силу.[9]

В то же время было бы неправильно делать вывод о том, что Конституционный Суд вообще не вправе принимать какие-либо нормативные правовые акты. Конституционный суд как орган государственной власти имеет право, в частности, принимать акты об организации своей деятельности. Регламент конституционного суда Российской Федерации является именно таким актом, который принадлежит к источникам конституционного права.

Если решение Конституционного Суда, нормативный акт, признанный неконституционным РФ, является полностью или частично любым из решений Конституционного Суда, подразумевает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственным органом или должностным лицом, принявшим данный нормативный акт, учитывать принятие нового нормативного акта, который, в частности, должен содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации в полной мере, или о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признан неконституционным в отдельной его части. до принятия нового нормативного акта непосредственно применяется конституция Российской Федерации.

Если решением Конституционного Суда нормативный акт признан несовместимым с Конституцией Российской Федерации полностью или частично либо решение Конституционного Суда предполагает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:

1) Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации должно внести в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или номера взаимосвязанных законопроектов, либо законопроекта о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Эти законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт Президента Российской Федерации или Правительства. Российской Федерации соответственно принять новый нормативный акт либо внести изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;


3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъектов Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в Конституцию (Устав) субъекта Российской Федерации. Федерация отменяет признанный неконституционным закон Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционный в своей отдельной части;

4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет нормативный акт, признанный неконституционным, принимает новый нормативный акт или вносит изменения. и (или) дополнения к нормативному акту, признанные неконституционными в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вышестоящим должностным лицом субъекта Российской Федерации не будут приняты по данному пункту меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации. применяет механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;[10]

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключающие полностью или частично признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По соглашению между органами государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации внести в соответствующий договор изменения и (или) дополнить или расторгнуть настоящее соглашение.

Признание не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативным актом субъекта Федерации, договором Федерации или их отдельными положениями является основанием для отмены в установленном порядке с органами государственной власти других субъектов Федерации положений их нормативных актов. акты или договоры, содержащие такие же положения. которые были признаны неконституционными.

Положения нормативных актов или соглашений, признанных не соответствующими Конституции Российской Федерации, не могут применяться судами, другими органами или должностными лицами.


Если в течение шести месяцев после публикации решения Конституционный Суд признал неконституционным, тот же нормативный акт не будет отменен или изменен, а договор аналогичным образом признан неконституционным, не будет расторгнут полностью или частично, на основании федерального закона, государственный орган или должностное лицо подать протест или апелляцию в суд с требованием о признании такого нормативного акта или договора недействительными.

Президент Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации назначают своих постоянных представителей в Конституционный Суд Российской Федерации, которые участвуют в заседаниях Суда, излагая соответствующую позицию по конкретному делу.

Конституционный суд обладает так называемой ограниченной компетенцией, что означает, что суд может осуществлять свои полномочия только по заявлению и жалобам лиц, указанных в конституции Российской Федерации. Следовательно, суд не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. однако он может самостоятельно принимать решение об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации состоит из четырех конституционных полномочий:

1) проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормативный контроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (органов власти, граждан и судов);

2) разрешение споров о компетенции;

3) толкование конституции российской федерации;

4) дача заключений о соблюдении порядка предъявления обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.[11]

Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов и жалоб.

2.3 Статус судьи конституционного суда

В соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации 1993 года Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. До принятия Конституционного закона 1994 года Конституционный суд состоял из 15 членов, но фактически были избраны только 13 судей. Увеличение состава суда было вызвано чисто политическими причинами - необходимо было «разбавить» состав Конституционного суда новыми, более лояльными к исполнительной власти судьями, что и было успешно осуществлено. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 1994 года устанавливает, что «Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность, если в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей».[12]


Статус судей конституционного суда в целом не отличается от статуса судей других высших судов россии. статья 128 Конституции Российской Федерации также устанавливает идентичный порядок назначения судей трех высших судов. различия в квалификации носят частный характер.

«Гражданин Российской Федерации, достигший на момент назначения не менее сорока лет, имеет безупречную репутацию, имеет высшее юридическое образование, стаж юриста не менее пятнадцати лет, имеет признанный высокой квалификации в области права может быть назначен судьей Конституционного суда ».

Вопрос о зачете стажа по юридической профессии регулируется «Инструкцией о порядке определения стажа по юридической профессии для кандидатов на должность федеральных судей», одобренной совместно 27 декабря 1996 г. министром юстиции Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. согласно инструкции, стаж работы по юридической профессии включает работу в органах государственной власти: законодательной, представительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, профсоюзах и других организациях на таких должностях, где есть высшее или среднее юридическое образование. обязательный. Лицам, не имеющим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на указанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

С точки зрения С.А. Авакяна, требование иметь признанную высокую квалификацию в области права является наиболее неопределенным. По сути, степень квалификации определяют сотрудники Администрации Президента РФ, отбирающие кандидатов, и сам Президент.

Предложения о кандидатуре судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы и законодательных (представительных) органов субъектов. Российской Федерации, высшие судебные органы и федеральные юридические управления, общероссийские юридические общества, юридические научные и образовательные учреждения. [13]

Закон устанавливает ряд так называемых «дисквалификаций» или несовместимости. Судья Конституционного Суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, других представительных органов, занимать и удерживать иную государственную или общественную должность, заниматься частной практикой, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой. иная творческая деятельность, занятие, которое не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании без согласия Конституционного Суда.


Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме юридического представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении его от обязанностей, не может принадлежать политические партии и движения, поддерживают их финансово, участвуют в политических акциях, проводят политическую пропаганду или агитацию, участвуют в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, посещают съезды и конференции политических партий и движений, занимаются другой политической деятельностью . Также он не может быть членом руководства каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политические цели.

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, других средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично выражать свое мнение по вопросу, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также изучается или принимается к рассмотрению Конституционным Судом до принятия решения по данному вопросу.

Судья Конституционного суда назначается сроком на двенадцать лет, при этом максимальный возраст судьи Конституционного суда составляет семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Срок его полномочий истекает в последний день месяца, в котором истекает его срок полномочий или когда ему исполняется семьдесят лет.

Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равноправием судей, установленным Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» порядком приостановления и прекращения полномочий судьи. , право на отставку, обязательность установленного порядка конституционного судопроизводства, запрет любого вмешательства в судебную деятельность, обеспечение материального и социального обеспечения, гарантии безопасности, соответствующие его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социального обеспечения, жилья, социальных услуг, обязательного государственного страхования жизни и здоровья судей, а также принадлежащие ему и членам его семьи имущество, установленное с учетом соответствующих гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации для судей Верховного и иных федеральных судов.[14]