Файл: Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционный Суд Российской Федерации избирает из своего состава сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации. Эти должностные лица могут быть избраны на новый срок после истечения срока их полномочий.

По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации недобросовестно исполняют свои обязанности или злоупотребляют своими правами, вопрос об их досрочном освобождении от должности соответствующая позиция может быть поднята. Вопрос о досрочном освобождении этих лиц от должности решается большинством не менее двух третей от общего числа судей тайным голосованием. Кроме того, эти лица могут сложить с себя полномочия по личному письменному заявлению, о котором говорится в решении Конституционного суда.

если должность председателя, заместителя председателя или судьи-секретаря конституционного суда становится вакантной, новые выборы должны быть проведены не позднее чем через два месяца со дня открытия вакансии. после истечения срока полномочий эти должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до проведения новых выборов.

Согласно статье 24 Федерального конституционного закона Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них; вносит вопросы, подлежащие рассмотрению Конституционным Судом на пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями и делает заявления от его имени по поручению Конституционного суда.

Заместитель председателя Конституционного суда выполняет определенные функции под руководством председателя Конституционного суда, а также выполняет обязанности, возложенные на него Конституционным судом.

Фигура судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации имеет большое значение для организации деятельности Конституционного Суда. Он непосредственно руководит работой аппарата Суда, обеспечивает организационную подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда;

Основным внутренним актом, регулирующим деятельность Конституционного суда, является его Регламент. В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»[5] установить: порядок определения персонального состава палат, порядок распределения дел между ними, порядок определения порядка рассмотрения дел на пленарных заседаниях и заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета на заседаниях, особенно при рассмотрении дела в Суде; требования к кадрам Суда и иная внутренняя деятельность Конституционного Суда Российской Федерации.


Глава 2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

2.1 Правовые позиции Конституционного Суда

Природа правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации в настоящее время является одной из наиболее обсуждаемых теоретических проблем в специальной литературе, имеющей важнейшее практическое значение.

Понятие правовой позиции не совпадает по объему с решением Суда, поскольку оно может выражать правовые позиции как по одному, так и по нескольким значимым вопросам. Причем выводы могут содержаться как в резолютивной части постановления, так и в мотивационной, а также в определениях и определениях отказа о прекращении производства по делу.

Формирование правовых позиций Конституционного Суда осуществляется на основе рассмотрения конкретных дел в процессе конституционного судопроизводства с официальным толкованием Конституции, с абстрактным и конкретным стандартным контролем, с разрешением споров о компетенции. и др. Правовые позиции Конституционного Суда представляют собой общеизвестный результат конституционного судопроизводства, результат логических и содержательных операций, отражающих специфику конституционно-правовой проблемы. [6]

Правовая позиция Суда имеет два важных свойства. Первый из них заключается в том, что правовая позиция Конституционного суда носит общий характер, то есть применяется не только к конкретному делу, которое стало предметом рассмотрения в Конституционном суде, но и ко всем аналогичным делам, имеющим место в юридическая практика. Второй характерной чертой правовой позиции является ее официальный, обязательный характер. Правовые позиции суда имеют такую ​​же юридическую силу, что и сами решения Суда, и обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений. , организации, должностные лица, граждане и их ассоциации. Таким образом, нельзя согласиться с мнением, что правовые позиции Конституционного Суда носят рекомендательный характер. С точки зрения юридической силы правовые позиции конституционного суда приравниваются к юридической силе самой конституции Российской Федерации. Правовые позиции конституционного суда приобретают характер конституционно-правовых норм (принципов, понятий), но не становятся ими. В судебной и иной правоприменительной практике правовые позиции Конституционного Суда приобретают характер прецедента по своей юридической силе, но не являются таковыми по своей природе.


В ряде правовых явлений (правовых норм, принципов, правовых принципов, прецедентов и т. Д.) Правовые позиции Конституционного Суда занимают самостоятельное место и могут рассматриваться как источник конституционной и других отраслей права (законодательства).

С точки зрения Витрука, можно выделить два основных типа правовых позиций Конституционного Суда РФ:

1) правовые позиции Суда, представляющие собой результат прямого официального толкования Конституции Российской Федерации и разрешения споров по компетенции на ее основе;

2) правовые позиции, возникающие в результате раскрытия (толкования, толкования) конституционного значения положений отраслевого законодательства.

Несмотря на различия в характере формирования, содержании и т. Д., Правовые позиции Конституционного Суда с точки зрения юридической силы одинаковы. Их можно классифицировать по различным основаниям: объект решения конституционных и правовых вопросов (относятся ли они к концепциям, правилам, принципам, институтам); характер предмета (материально-правовая и процессуальная позиции); по сферам общественных отношений (правовое положение прав и свобод человека и гражданина, государственное строительство, федерализм, местное самоуправление и др.). Возможны и другие классификации правовых позиций КС.

Конституционный суд разработал практику, согласно которой его правовые позиции, сформулированные в окончательных решениях по конкретным делам, носят общий характер и являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и во всех подобных ситуациях. это одно из требований конституционной законности. Законодатели и правоохранительные органы обязаны самостоятельно, по собственной инициативе изменять содержание нормативных актов, договоров, предпринимать необходимые правовые действия в соответствии с требованиями прямого действия положений Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционный Суд Российской Федерации.[7]

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации играют значительную роль в становлении и развитии конституционализма во всех его ипостасях, что особенно важно в период крушения тоталитаризма и перехода к демократии, к верховенству закона.

2.2 Полномочия Конституционного Суда


Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» наделяют Конституционный Суд широкими полномочиями, которые позволяют ему эффективно действовать как «верховный хранитель» Конституции.

Полномочия Конституционного суда не ограничиваются определенным периодом, в результате чего состав судей никогда не должен меняться одновременно, и суд никогда не должен прекращать свою деятельность ни по какой причине. Решения судов обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. следовательно, нет государственного органа и должностного лица, включая главу государства, которые могли бы давать какие-либо указания суду, если суд действует в пределах своей компетенции.

Поскольку осуществление полномочий Суда может затронуть интересы наиболее влиятельных органов государства, закон предусматривает гарантии независимости Суда, призванные защитить его от любого влияния.

В целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей ее территории Конституционный Суд:

1. разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральные законы, нормативные акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституции республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, опубликованные по вопросам деятельности органов государственной власти Российской Федерации и совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти. власть субъектов РФ;

в) соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) международные договоры Российской Федерации, не вступившие в силу;

2. разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;


в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросу судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае;

В случае признания федерального закона или закона Федерации либо отдельных положений этих законов несовместимыми с Конституцией Российской Федерации и (или) объединениями граждан, обратившихся в Конституционный Суд за счет средств федерального бюджета или в бюджет соответствующего субъекта Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:

• Уплаченная государственная пошлина;

• Расходы на оплату услуг представителей;

• Расходы на проезд и проживание, понесенные заявителями и их представителями в связи с их явкой в ​​суд;

* Почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;

* Компенсация за фактическую потерю времени.[8]

4. толкует Конституцию РФ;

Конституционный Суд не создает новых правовых норм в процессе толкования. Толкование не следует путать с толкованием верховенства права или с верховенством права в целом. Юридическая интерпретация - это только правило правильного понимания существующей нормы права, а не новая норма права. Конечно, Конституция может быть несовершенной, но Конституционный суд не имеет права что-либо делать с этим. Было бы странно, если бы трудности, связанные с изменением Конституции РФ или ее пересмотром, в соответствии с гл. 9, можно было бы преодолеть простым решением Конституционного Суда, если бы он в процессе толкования Конституции использовал право дополнять ее, разрабатывать отдельные положения и т. Д.

5. дает заключение о соблюдении установленного порядка обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6. вносит законодательную инициативу по вопросам своей компетенции;

он может быть инициирован только в одном случае - путем внесения в Государственную Думу проекта федерального закона.

7. осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также осуществлять права, предоставленные ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его правовой природе и назначению как судебного органа конституционного контроля.